Упражнение 9. «Цветение розы»

Так называется еще одно упражнение, довольно широко используемое в психотехнике.

С древнейших времен определенные цветы считались символом Я. Это касается как европейской, так и восточной традиции. В Китае это был золотой цветок, в Индии и Тибете - лотос, в Европе и Персии - роза. Примеры можно найти в произведениях французских трубадуров и у Данте. Роза в центре f креста - символ ряда духовных учений.

Обычно Я отождествляется символически с уже раскрытым цветком. Хотя это и статичное изображение, его визуализация может оказать стимулирующее действие. Однако наиболее эффективным средством стимуляции процессов, протекающих в сверхсознании, является динамическая визуализация, когда из закрытого бутона рождается цветок во всем его великолепии.

Этот динамический символ соответствует реальности, которая лежит в основе раскрытия человека и всех природных процессов. Это внутренняя энергия или жизненное начало, работающее с непреодолимой силой изнутри и обеспечивающее непрерывный рост и эволюцию. Внутренняя жизненная сила - фактор, который в конечном итоге освобождает наше сознание от сковывающих его цепей и ведет к раскрытию нашего духовного центра, нашего Я; значительное место в нем принадлежит нашим чувствам.

Познакомимся с техникой исполнения этого упражнения предложенной Р. Ассаджоли, учитывая, что в данной ситуации речь идет о том аспекте нашего Я, которое нас интересует а именно - о нашем внутреннем мире.

Техника выполнения упражнения

1. Сядьте поудобней, закройте глаза. Глубоко вдохните несколько раз и расслабьтесь.

2. Представьте себе розовый куст с цветками и бутонами. Обратите внимание на один из бутонов. Он еще полностью закрыт, лишь наверху можно увидеть розовую точку. Сосредоточьтесь на изображении, удерживая его в центре сознания.

3. Вообразите, что зеленая чашечка начинает раскрываться, обнажая пока еще закрытые лепестки цветка. Наконец, перед вашим мысленным взором должен предстать весь бутон, состоящий из розовых лепестков.

4. Лепестки начинают медленно раскрываться, расходиться в стороны. Это происходит до тех пор, пока перед вами не предстанет свежая, прекрасная роза во всем ее великолепии и полном цветении. Постарайтесь уловить ее характерный запах, который не спутаешь ни с чем.

5. Теперь представьте, что на розу падает солнечный луч, освещая и согревая ее... В течение некоторого времени удерживайте это изображение.

6. Посмотрите в центр цветка. Там вы должны увидеть лицо мудрого существа, полного понимания и любви к вам.

7. Заговорите с ним о самом важном в вашей жизни в настоящий момент. Задавайте вопросы о том, что имеет для вас большое значение: о проблемах, направлении или выборе, который предстоит сделать. Потратьте на это нужное количество времени. (Если есть желание, то здесь можно сделать перерыв и записать все, что имело место, давая оценку вашим инсайтам.)

8. Теперь отождествите себя с розой. Вообразите, что вы стали розой или вобрали цветок внутрь себя. Удостоверьтесь, что роза вместе с мудрым существом находится внутри вас, что вы можете легко вступить в контакт с ними, использовать присущие им качества, пережить свойственные им чувства. В символическом смысле вы и есть эта роза, это мудрое существо. Та же самая сила, которая оживотворяет Вселенную и создает розу, способна пробудить в вас ваше внутреннее Я и проявить все, что оно излучает.

9. Представьте, что вы стали розовым кустом. Ваши корни пронизывают землю, из которой поступают питательные вешества. Ваши листья и цветки растут, тянутся вверх, питаются энергией солнечного света и согреваются ею. Л 10. Вообразите, что вы - другие розовые кусты, растения и деревья. Вы - все, что существует за счет этой жизненной энергии и составляет часть планеты, великого целого. Попытайтесь удержать это ощущение в течение какого-то периода времени. Затем откройте глаза.; 11. У вас может возникнуть желание записать все, обращая Особое внимание на диалог с мудрецом. Можно также зафиксировать информацию, касающуюся любых других инсайтов, [ а также записать информацию о чувствах, пережитых вами, их f изменении в процессе "цветения", об открытии новых, неожи- [ данных и, может, не до конца осознаваемых переживаний.

Пробуждение и воспитание желаемых чувств, а также f освобождение от нежелательных предполагает использование методов библиотерапии и арттерапии.

Предварительно можно обратить внимание участников (тренинга на исключительное богатство художественного изображения мира человеческих чувств, актуализировать их знания и представления в этой области. Затем следует предложить познакомиться с определенными текстами, характеризу-ющимися различными индикативными возможностями. Тексты могут быть прочитаны психологом, прослушаны в записи на магнитофоне, розданы в отпечатанном виде. После ознакомления целесообразно устроить обсуждение того, какие из описанных чувств знакомы по личному опыту, какие являются новыми, какие хотелось бы пережить, воспитать у себя.

Анализируя суть и значение данных чувств, можно увидеть многообразие форм их проявления, динамику развития, многовариантность детерминации и вербального обозначения.

Затем целесообразно прослушать специально подобранные музыкальные произведения или ознакомиться с репродукциями картин, отбирая среди них те, которые более точно соответствуют данному чувству, детерминируя его переживание. Что переживал я? Что переживали другие? - ответы на подобные вопросы стимулируют осознание своих чувств, развивают способность эмпатии.

В качестве домашнего задания можно предложить подобрать соответствующие фрагменты художественных текстов, музыки, репродукции (слайды), произведения живописи, фотографии и т.д. В дневнике следует зафиксировать - вербаль но или символически - образы и идеи, ассоциации и чувства, появляющиеся в процессе работы с этим материалом (описать их словесно или обозначить соответствующими терминами- понятиями). Задания могут быть и другими: посетить музей, побывать на концерте симфонической музыки, посмотреть спектакль в драматическом театре и т.п. В любом из этих случаев важно зафиксировать свои впечатления в дневнике, а на следующем занятии поделиться ими с другими членами группы, выявляя, в чем сходства и различия личных переживаний по сравнению с переживаниями других.

Упражнение 10. * Книга

Это упражнение уводит в мир иных измерений, снимает внутреннее напряжение, ведет к ролевой децентрации.

Представляя себя книгой, лежащей на столе (или стоящей на книжной полке), следует сосредоточить в сознании внутреннее состояние книги, ее покой, ее защищенность от внешних воздействий (благодаря обложке, застеклению полки, ее закрытости). Кроме того, важно увидеть глазами книги окружающий ее мир - комнату, мебель, стол, другие книги и раскрыть эмоциональный смысл каждой увиденной вещи.

Упражнение 11. *Картина (фотография)

Выполняя это упражнение, важно идентифицироваться с висящей в комнате картиной или фотографией: проиграв ее сюжет, представить эмоциональное состояние изображенных людей (и даже предметов) и войти в мир их переживаний. Можно сочинить рассказ, притчу, стихи.

Упражнение 12. *Подарки

Расслабьтесь, постарайтесь вспомнить о подарках, подаренных вам судьбой. Это могут быть люди, предметы, события и т.д. Какие чувства вы испытывали, когда жизнь дарила

Упражнение 13. * Воспоминания детства (отрочества)

Данное упражнение, имеет много вариаций. Одна из них: припомнить самые светлые и самые тягостные детские переживания. Записать их в два столбика, нарисовать, при желании - описать в стихах, если сочтете нужным, рассказать о них в группе.

А можно поступить иначе - отгородиться от внешнего мира и, представив различные ситуации собственных положительных эмоциональных состояний, пережить их снова.

Вот самое первое воспоминание: улыбка мамы, ощущение ее тепла, ласки, нежности...

Первая новогодняя елка!

Восход солнца на море!

Бездонное синее небо. Песня жаворонка. Покой. Тишина.

Легкие причудливые облака. Желание плыть вместе с ними куда-нибудь далеко, далеко. Безмятежность, предчувствие счастья...

Теплый летний дождь, под которым так весело и радостно было мчаться на велосипеде! И ощущение легкости во всем теле, его силы, удали!

Я - в театре (музее, филармонии)!

Первое посещение церкви!

Но разве детство, отрочество - пора только удовольствий и наслаждений? Нет, это и обиды, и горечь, и стыд, и чувство вины, и тоска, и недовольство собой. И многие из этих чувств хорошо бы пережить снова.

Интересно бывает приобщиться также к детским воспоминаниям других людей.

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Мне хочется снова дрожаний качели,

В той липовой роще, в деревне родной,

Где утром фиалки во мгле голубели,

Где мысли робели так странно весной.

Мне хочется снова быть кротким и нежным,

Быть снова ребенком, хотя бы в другом,

Но только б упиться бездонным, безбрежным,

В раю белоснежном, в раю голубом.

И, если любил я безумные ласки,

Я к ним остываю, совсем, навсегда,

Мне нравится вечер, и детские глазки,

И тихие сказки, и снова звезда.

К.Бальмонт

Ранним утром я видал,

Как белеют маргаритки

Я видал, меж тяжких скал,

Золотые слитки.

В раннем детстве я любил

Тихий зал и шум на воле,

Полночь в безднах из светил,

И росинки в иоле.

В раннем детстве я проник

В тишь планет и в здешний ропот...

Я люблю - безумный крик

И нежнейший шепот.

К.Бальмонт

БАБОЧКА

Помню я, бабочка билась в окно.

Крылышки тонко стучали.

Тонко стекло, и прозрачно оно.

Но отделяет от дали.

В мае то было.

Мне было пять лег.

В нашей усадьбе старинной.

Узнице воздух вернул я и свет.

Выпустил в сад наш пустынный.

Если умру я, и спросят меня:

В чем твое доброе дело?

Молвлю я: Мысль моя майского дня

Бабочке зла не хотела.

К.Бальмонт

Упражнение 14. *Семейный альбом

Участникам тренинга предлагается, ведя свободный рассказ о фотографиях семейного альбома, сосредоточиться не столько на сюжете, сколько на анализе переживаний людей, изображенных на фотоснимке.

В выполнении этого задания участникам тренинга несомненно помогут художественные тексты, использование которых, с одной стороны, облегчает отбор соответствующей лек сини, а с другой - обогащает их словарь, расширяя к тому же способность овладения интонационным богатством русского (белорусского) языка. Фрагменты художественных текстов уместны и при выполнении таких известных в психотерапии упражнений, как "Первая встреча", "Внимание к чувствам", "Расставание", "Комплименты", "Общение в паре", "Одиночество", "Последняя встреча", "Монолог", "Устное рисование" (индивидуальное и групповое), "Проекция будущего", "Ролевая игра", "Слушание" и др.

Использование художественных текстов возможно в организации работы группы "встреч", в группах "обнажения", в группах "счастливых" или "неудачников", "жизненных переходов", "фантазирования", "сензитивности", а также в психо- и социодраме, гештальттерапии, релаксационном тренинге, психодинамической терапии искусством, поведенческой терапии.

Особое место им принадлежит в гуманистической терапии искусством, гештальториентированной терапии искусством, в рационально-эмоциональной и условно-рефлекторной терапии и т.д.

Одна из важнейших задач, решаемых психологом, - раскрытие эмоциональной наполненности самых обычных явлений, развитие понимания эмоциональной значимости предметов.

5.5. Благословляю вас, мгновенья жизни полной!

Искусство, писал Л.С. Выготский, несет не обыденные, а художественные, "умные" эмоции, передавая многообразно- неповторимое отношение человека к миру, умножая жизненный опыт личности, безгранично расширяя его эмоциональное бытие. Способность видеть в окружающем мире только его утилитарные, предметные свойства как бы "закрывает" перед человеком то множество иных смыслов и значений, среди которых эмоциональные занимают особое место.

Упражнение 1. ** Соотнесение

7 Зак. 1551

Назвав участникам тренинга несколько понятий, обозначающих некоторые свойства объектов внешнего мира: запахи, звуки (музыка, голоса, звуки природы), краски, следует предположить или соотнести приведенные ниже слова с названными понятиями: томительный, нежный, волшебный, таинственный, мягкий, тихий, сладкий, милый, горький, печальный, ус покаивающий, раздражающий, родной, дурманящий, манящий, тоскливый, бесстрастный, холодный, упрекающий, молящий, чистый, радостно-тревожный, нежно-дымный, жу1 кий, пьянящий, торжественный, величавый, очаровательный, упоительный, рыдающий, очаровывающий, счастливо- чудесный, сдержанный, благоговейный, любознательно- спокойный, волнующе-тонкий, жалостливый, беспечный, трепетный, скорбный, сверкающий, унылый, мрачный, ликующий.

Затем участникам тренинга предлагается назвать те определения, с помощью которых они обозначают "свои" эмоциональные смыслы этих же понятий, дифференцируя их, например, по цветовой тональности (розовый, голубой, сиреневый, фиолетовый, серебряный, жемчужный и т.д.) или по категории звуков (скрипки, виолончели, флейты; женского, мужского и детского голосов; шума ветра и моря; журчания ручья; пения птиц; шорохов ночи и т.д.)

Упражнение 2. "Эмоциональные смыслы

Раскрытие эмоционального смысла явлений предполагает владение широким тезаурусом понятий, все богатство которых представлено в художественных произведениях. Можно предложить участникам тренинга раскрыть эмоциональный смысл нескольких абстрактных понятий, а затем познакомить с их художественным описанием. Возможен и обратный вариант.

Посмотрим, какими эмоциональными смыслами наполнено описание звезд и неба у художников слова.

Звезды:

Звезды в небе трепетали скромно и таинственно.

Звезда дрожит в огнях заката,

Любви прекрасная звезда...

... Целомудренные предутренние звезды.

Звезда любви, печальная звезда.

... И от этой глубины, мягкой темноты звездной бесконечности ему стало легче...

Звезды блестели чище и нежнее...

...Христофоров... увидел голубую звезду Вегу. Она мерцала нежно и таинственно.

Чем дольше смотрел Христофоров, тем более ему казалось, что ее таинственное сияние глубже разливается по окружающему, внося гармонию.... Оцепенение вроде сна овладело им. Призрачней, нежней и туманнее летела музыка. Легче и нечеловечней казались маски. Очаровательней, ближе и дальше, возможней и невозможнее невозможная любовь.

Небо:

Чистое, нежное небо, в котором была безнадежная грусть осени... Строгая девственная синева неба... была отталкивающе чиста, горделива...

... Сияет наше ласковое небо...... Отчего ты печально, вечернее небо? Был рассвет, с ясным, детски-чистым небом... Странно-нежное; бесстрастное.

Бесконечно многообразны эмоциональные оттенки запахов томительный и нежный запах русской ночи; запах манящий; волшебный; таинственный; нежный; волнующий; сладкий; тоскливый, мертвенный запах травы; неизъяснимо грустный;

тоскливый запах листвы;

дурно пьяный, тончайший аромат аксиньиных волос; волнующий запах ее губ;

сладкий запах топленого коровьего масла, горячего припека хлебов;

пьянящий запах весны;

томительный и сладостный аромат ландыша;... стояла, опьяненная бражной сладостью свежего весеннего воздуха;

... свежо и радостно пахло сеном... знакомый и милый сердцу запах снега;

аромат доцветающих фиалок, неясный и грустный, как воспоминание о чем-то дорогом;

родной и горький запах полыни.

Не меньшей эмоциональной наполненностью отличаются другие художественные описания - ночи, звезд, луны, снега (см. Приложение II, 10).

Блестящий пример эмоционального прочтения воспринимаемого объекта находим у Б. Зайцева: "Прямо над домом голубая звезда Вега... У меня есть вера... что эта звезда - моя звезда-покровительница... Я ее знаю и люблю. Когда я ее вижу, я спокоен. Для меня она красота, истина, божество. Кроме

того, она женщина. И посылает мне свет любви". И дальше:".,] Христофоров смотрел на небо, на котором увидел голубую звезду Бегу. Она мерцала нежно и таинственно. Среди веток можно было заметить, как по вековому пути движется она, ведя за собой, как странница, светло-золотую Лиру. Голубоватый свет ее успокаивал". И, наконец, последний фрагмент: "Это была голубая Дева. Она наполняла собою мир, проникала дыханием стебелек зеленей, атомы воздуха. Была близка и бесконечна, видима и неуловима. В сердце своем соединяла все облики земных Любовей, все прелести и печали, все мгновенное, летучее - и вечное. В ее божественном лице была всегдашняя надежда. И всегдашняя безнадежность".

На занятиях можно использовать строки из произведении К. Бальмонта, В. Брюсова, А. Григорьева, В.Гюго, Б. Зайцева, М. Горького, А. Куприна, М. Лермонтова, И. Северянина, каждый из которых услышал "свою" эмоциональную тональность в звуках колокола, выстроил свой эмоционально-ассоциативный ряд:

Грустные, безбольные звуки колокольные...

Как нежный звук любовных снов,

На языке полупонятном

Твердит о счастье невозвратном

Далекий звон колоколов...

В лучах печалящегося заката

И не печальны ли колокола?

Идти на нежные колокола...

Далекий благовест заутреннего звона

Пел в воздухе, как нежная струна...

Утро. Душа умиленно

Благовест солнечный слышит...

Когда колокола торжественно звучат.

Иль ухо чуткое услышит звон их дальний,

Невольно думою печальною объят...

Веселым звукам их внимаю грустно я,

И тайным ропотом полна душа моя.

Колокольный звон, нежданный и шаловливый, выбегает из воздуха, спускается с неба по хрупкой лестнице и идет, пробуждая спящих, отряхивая свой серебряный передник.

... Доносились чуть дрожащие... звуки благовеста, по-весеннему очаровательно-грустные...

Сладостно-томительный звон колоколов.

Вдруг запевают в ночи колокола... Медленные, задумчивые звуки... Колокола... А, уже заря! Они перекликаются тягуче и чуть-чуть грустно, ласковые, спокойные!.. Целые века воспоминаний дрожат в этих созвучиях. Сколько слез, сколько празднеств!..

Каждый раз, исходя из задач тренинга или психологического просвещения, психолог сам решает, какие из примеров ему использовать. От них он переходит к активной работе по формированию умений раскрытия эмоционального смысла явлений, событий, предметов самими участниками занятий.

Упражнение "Эмоциональные смыслы" предполагает также решение задачи нахождения нескольких эмоциональных смыслов у одного и того же объекта внешнего мира или понятия (см. Приложение II, 15).

В первом варианте этого упражнения участники тренинга подбирают слова с целью раскрытия эмоциональных смыслов таких, например, понятий, как детство, юность.

В качестве образца можно предположить своеобразную подсказку - строки из письменных работ учащихся (студентов), прошедших экспериментальное обучение.

Детство:

Светлое, яркое, теплое, голубое, чудное, розовое, доброе, восхитительное, сияющее, тихо-задумчивое; полное блаженства, легких обид, маленьких горестей, светлых желаний и надежд;

полное обид, страхов, несправедливости; мрачно-тяжелое; горькое, мучительное, безрадостное; с частым чувством недовольства, жалости (к себе), злобы, скуки, зависти (к счастливым детям), страдания, душевного неуюта, горечи, досады...

Второй вариант этого упражнения предполагает решение задачи по подбору соответствующих эмоциональных характеристик самих эмоций и чувств.

В качестве образца можно ознакомить участников тренинга с эмоциональными характеристиками такого эмоционального состояния, как тоска.

С тоскою смутной и тревожной...; смутная; тоска любви; тоской туманной, ласковой, стыдливой; И сердце мягкою сжимается тоской; Мечтательной тоски, видений полный;...Тоскою нежной и напрасной; Милые годы тоски, чистоты и чудес; Детские годы... с самой ранней, недетской тоской; С какою тоскою звериной; Тоски мучительная сладость; Тоска желаний; Темная и грозная тоска; Стократ блаженная тоска; безотрадная тоска; суровая тоска по Отчизне; томительная; щемящая тоска; мятежная тоска; бездонная; бездейственно-унылая тоска; тяжелая тоска; леденящая тоска, волненье сладостной тоски.

Так называемым "продвинутым" группам целесообразно предложить более сложное задание, например, написать самоисповедь, раскрывающую собственное представление о чувстве тоски (раскаяния, стыда, наслаждения и т.д.), его детерминантах и смыслах.

В качестве образца обратимся к фрагменту из книги Н. Бердяева "Самопознание" (см. с. 184).

Упражнение 3. * Амбивалентность

Данное упражнение предполагает актуализацию или первичное усвоение той информации, согласно которой чувства человека амбивалентны, что означает их несогласованность, противоречивость нескольких одновременно испытываемых отношений к определенному объекту.

Научиться рефлексировать по поводу собственных амбивалентных чувств и понимать их проявление у других - довольно сложная задача, решение которой обязательно для психолога и полезно для каждого человека.

Предварительно следует ознакомить участников тренинга с соответствующими примерами, стимулируя механизмы рефлексии, атрибуции и идентификации.

Горькая нежность; час счастливых мук; С мукой блаженства стою пред тобой; Печалью сладкою душа упоена; И радость горькая... И сладкая тоска; Сердцу так сладко, и сердцу так больно; Сладкий, безумный и жгучий / Пламенный, радостный стыд; Снова со мною острые ласки тоски; Ты в страсти горестной находишь наслажденье; В стороне безнадежно-счастливой; И в горечи сердце находит усладу; И мне от жгучей боли весело; Лик его (вечера) ласково-страшен; Как называется боль безнадежная, / Сладкая пытка, мучительность нежная?; святая горечь любви; И чувство смутное шевелится на дне. / В нем радостная грусть, /

В нем сладкий страх разлуки; загрустила радость; благословенное страданье; Слеза блаженного горя; В отчаяньи есть сладость; острые ласки тоски; горькая нежность; Тихо так, так тихо, и грустно, и сладко; Нежность гнева напоказ.

(См. Приложение II, 5.)

Упражнение 4. ** Метафора

Как известно, метафорическое словоупотребление раскрывает многозначность смыслов, в том числе и эмоциональных, которыми наполнены характеристики:

• обычных объектов внешнего мира:

Пьянеют нарциссы; и слезы осени дрожат; звезда вечерняя пуглива; река, стыдливо синеющая; грусть серебряной зимы; луна - верховная владычица печали; осенние лучи задумчиво смеялись; Дрожит хризантема, грустя; Я помню, что были томительно сладки черемухи вздохи; Осенней неги поцелуй; Горько ласточка рыдает; Ласковая лилейность лилий; Лазурь бесстрастная; Туман струится грустно; ласкающий дождь; Зима, смеясь, от счастья плачет;

• абстрактных понятий:

Душа пьяна и смятена; душа проснулась, ожила; душа к душе летела, пламенела; играть душой; пылать душою; Моя душа озарена и солнцем и луной; душа - как лебедь сонная; В моей душе сегодня, как в пустыне; В душе опять свет радости погас; Мятежная душа горит огнем; А в душе опрокинулась ночь; В душе моей мрак грозовой; Ночь в душе моей; В моей душе весна цветет; тихим светом душа засветилась; Волнуясь, душа погружается в душу природы, / И радостно рдеет, и птицей поет; Была ее душа - дум грустных улей; пустынная душа; Кто знает мрак души людской, / Ее восторги и печали; Душа твоя дивно крылата; холодная, полная пустоты; юность - живая; задумчивая; мятежная; моя потерянная младость; ключ юности, ключ быстрый и мятежный, / Кипит, бежит, сверкая и журча; кипящая младость; А юность была - как молитва воскресная.

Поистине безграничны метафорические описания эмоцииональных состояний и чувств человека:

Чувство его... тоньше, легче...; в нем пробуждалось все самое] ясное, чистое; горькое успокоение; острое удовольствие; острым трепет; что-то веселое и острое овладело ею; Машура ощущала странная нега, как милый сон, сходила на нее; чувство острой, разъедающей тоски; Было что-то родственное между ними. Kакая-то нота очарования; Приступы беспредметной ледянящей тоски бывали... остры; И сердце стало из стекла, /Ив нем так тонко пела рана: / "О, боль, когда бы ни пришла, / Всегда приходишь слишком рано!"; пепел грез; Твоя душа таит печали / Пурпурных горьких лет; Мой дух горел; Дичась, безлюдеет душа / И замирает, не дыша / Клубами жертвенного дыма; и гудит в душе певучий пламень; и розовой зорькой душа занялась; околдован огнями любви; И опять - твой сладкий сумрак, влюбленность и т.д.

Метафора раскрывает смысл многих абстрактных понятий:

Моря души - просторны и безбрежны; черная и дикая судьба; бежит сомненье; И я несу постылый груз воспоминаний; голубые года; вечное кружево минут; Быть заключенным в темнице мгновенья, мчаться в потоке струящихся дней; Лампу Психеи несу я в руке - / Синее пламя познанья; Танцуют слова, чтобы вспыхнуть попарно / В влюбленном созвучьи; И стих расцветает цветком гиацинта, / Холодный, душистый и белый; Время порывисто дует в лицо. / Годы несутся огромными птицами; Сияет мысль; Мысли поют и поют без конца; И медленный отлив всех дум; И мысль плывет в померкнувшие дали; И рифм стремительный парад и т.д.

Внешний облик человека, его экспрессивные характеристики также могут быть представлены метафорически. "Мои глаза, подвижные, как пламя; взгляд, к обороне готовый; глаза - без всякого тепла" - так пишет М. Цветаева. А вот А. Блок посвящает глазам другие строки: "глаза горят, как две свечи; в очах, тускнея, гаснут искры; И синий, синий плен очей". Об улыбке читаем: легкая, чистая, светлая, деревянная, натянутая, сладкая, затуманенная и т.д.

Не менее красноречивы движения, жесты, походка:

Путано-тяжек был его шаг; тяжелая поступь; железный кулак; деревянная походка; пугливые, дикие, слабые руки; в хищной силе рук прекрасных...;... вспорхнула движеньем испуганной птицы и т.д.

Метафорическое словоупотребление раскрывает многозначность смыслов, которыми наполнены характеристики обычных объектов окружающего мира:

Гиацинты ждали; танцующее золотое пламя в камине; ему нравилось золотое пламя в камине, беспрерывный легкий его танец;... усталый шелест старых писем, дальних слов. / В них есть запах, в них есть прелесть / Умирающих цветов; И в камине дозвенели угольки; светлой волною всколыхнулись свечи;... пьянеют нарциссы; Заплетаем, расцветаем белых ландышей цветы; Бережно нес я к тебе это сердце прозрачное; Васильками сердце светится; Мед воспоминаний; На сердце - изморозь и мгла; Охватило всю душу сиренями; Нисходит в сердце радость всеблагая; Златой рассвет небесных чувств; Солнцем сердце зажжено; Вошло в сердце зубчато-острое; бархатная, густая печаль; И вечное в душе коронованье / Свершает неизменная любовь.

С целью развития осознания метафорических эмоциональных смыслов собственных ощущений можно ознакомить участников тренинга с соответствующими образцами:

• слуховые ощущения:

Томился ветер, словно стон фагота; горький вздох полусонного кедра; вальс звенит, волнуясь и моля; И струны ластились... / Звеня, но ластясь, трепетали; Смычок рыдание тягучее вливал; И свирель тишину опечалит; Льются звуки, печалью глубокой, / Бесконечной тоскою полны; Вечерней флейты страстный трепет; О, сказочные звуки, где внутри - / Тщета любви и нежность в каждой фразе; И мукой блаженства исполнены звуки; Стон флейт и скрипок смех; Мазурки безмятежный ритм; И звуки живые скорбят, умирая...;

• обонятельные ощущения:

Полынью пахнет хлеб чужой; Ночь ароматная жжет и ласкает, / Зовет и томит; С невнятною лаской, с весенним приветом / Струился томительный запах кругом;... цикломены, / В чьем свежем запахе восторг и боль; Сладок пьянящий запах сирени; грустный, шероховатый запах; Запах сладко-барбарисный / Веет, нежит и язвит; Сонный, теплый голос пахнул мятой; Свежо и радостно пахло сеном;... милый сердцу запах снега; волнующий запах слежалой листвы; волнующе – тонкий аромат цветов;

• зрительные ощущения:

Нежное небо над зорями грустно горит; Заката теплятся стыдливо / Жемчужно-розовые полосы; Я вижу лес, как молодость веселый;... только звезды, большие и грустные; А неба свод... / Та кой глубокий, чистый, нежный! / Такой похожий на любовь; Какое кроткое сиянье из этой утренней зари и т.д.

Занятие следует продолжить выполнением заданий различного типа:

1) подобрать соответствующие примеры из художественных текстов;

2) составить список собственных ощущений любого вида, обозначив их эмоциональный тон, используя метафору;

3) назвать эмоциональный тон определенных зрительных ощущений (голубого, серебристого, палевого, розового, сиреневого цвета и т.д.); определенных слуховых ощущений (голос ребенка, родителей, друзей; звуки музыки, природы и т.д.); обонятельных ощущений (запах хлеба, парного молока, земляники, дыни, спелой груши и яблока; сена, опавших листьев, грибов, леса, моря, цветущей акации и т.д.); вкусовых ощущений (вкус персика, огурца, горчицы, копченостей, сметаны и т.д.);

4) отождествить себя с определенными эмоциональными тональностями;

5) зафиксировать письменно информацию, касающуюся любых инсайтов, включая информацию о новых эмоциях, пережитых вами, их изменении в процессе открытия новых, неожиданных и, возможно, не до конца осознаваемых эмоциональных смыслов ваших ощущений.

Упражнение 5. *Я люблю..."

Данное упражнение не только помогает актуализировать ситуации переживаний положительной модальности, но и обогащает знанием эмоционального мира другого человека.

Предварительно следует знакомить участников тренинга с литературно-художественными текстами, служащими своеобразным ориентиром, по которому сверяется совпадение мироощущений, степень идентификации с другими людьми ("Да, я тоже это переживал", "Мне это чувство знакомо", "Я знал ту

Ьке радость и грусть" - "Нет, не придавал этому никакого знамения", "Я довольно равнодушен ко всем этим красотам", "К несчастью, я был безразличен...", "Впервые открыл эти эмоциональные смыслы обычных явлений" и т.д.).

Я люблю весной фиалки

Под смеющейся росой,

В глубине зеленой балки

Я люблю идти босой,

Забывая пыль дороги

И лукавые слова,

Высоко открывши ноги,

Чтоб ласкала их трава.

Опустившись по ложбинкам,

Через речку вброд брести,

Выбираться по тропинкам

На далекие пути,

Где негаданны и новы,

Как заветная земля,

И безмолвные дубровы,

И дремотные поля.

Ф.Сологуб

* * *

Каждый день люблю подняться

Я на вал и, стоя там,

Городским подивоваться

Улицам, церквам, садам.

Как за белою вуалью

Очертанья смягчены,

И закутанные далью

Шум и крики не слышны.

Вольный ветер веет, реет,

Как внизу не веет он,

И, кусты качая, деет

Легкий хрупкий перезвон.

Ф.Сологуб

***

Под черемухой душистой

Я лежал в июньский зной

И вероники ползущей

Цвет увидел голубой.

Стало весело.

На небе ль,

На земле ли я, не знал,

Я сорвал ползучий стебель

И листки поцеловал.

И, покрыты волосками,

Были нежны те листки,

Словно я прильнул губами

К локтю девичьей руки.

Ф.Сологуб

* * *

Когда ушел за горы вечер знойный,

И очертанья скал так хороши,

Я чувствую душой своей спокойной

Как хорошо безветрие души.

Черты обрывов вдохновенно четки.

Все вырезы углов горят в тиши,

Молитвенны мечты спокойно кротки.

О, всеобъем безветрия души...

К. Бальмонт

(См. Приложение II, 9.)

Открывая в себе удивительные, радующие и пугаюшие особенности своего эмоционального Я, участники тренинг получают возможность не только разбудить свои воспоминания, актуализировать свой прошлый опыт переживания, но У обогатить его, поднять уровень осознания многообразных детерминант эмоционального и чувственного, эмоциональны отклики на воздействие которых многовариативны.

Данное упражнение, как и многие другие, представленные в книге, повышает уровень эмоциональной культуры, обще компетентности, что не может не сказаться на степени сложности и глубины образа Я.

Упражнение 6. **"Я в этот мир пришел, чтоб..."

Участникам тренинга (или практикума) предлагается продолжить это предложение, фиксируя внимание на доминирующих и желательных эмоциях и чувствах, которые согрева человека, делают его жизнь полнокровной ("Я пришел в этот мир, чтобы радоваться и печалиться, любить и жалеть, знать муки совести и страдания, святые и священные чувства любви (к родной земле, восхищаться и наслаждаться; я хочу испытывать чувства благородные и возвышенные, изящные и значительные...).

Стимулируя механизмы рефлексии, атрибуции, идентификации, это упражнение ведет к расширению осознания самого себя, усиливает глубину переживаний, вводя в их содержание очень важный аспект, характеризующий экзистенциальные проблемы бытия человека, его духовной жизни.

Упражнение 7. ** Жывеш не вечна, чалавек.

«Перажывi ж у момант век!»

Это упражнение является своеобразным продолжением предыдущего. Участникам занятий предлагается поразмышлять над смыслом жизни, ее кратковременностью и потому необходимостью прожить ее плодотворно, а значит, эмоционально насыщенно.

Все названные выше упражнения, как показали данные проведенного нами и нашими учениками исследования, не только способствуют обогащению эмоционального мира личности, развитию рефлексии, эмпатии, но и меняют ее ценностные ориентиры, мировоззренческие установки, отношение к миру, к другим людям, к себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: