Способы выражения чувств

Решение задачи развития личности придает особую актуальность тем аспектам коррекционно-развивающей работы психолога, которые направлены на формирование умений вычитывать психологическое содержание невербального поведения человека, являющегося знаком психологических характеристик личности и, в частности, ее эмоциональной сферы.

Во взглядах, улыбке, выражении лица, жестах и позах мы ежедневно читаем партитуру ЭС человека, их изменчивость, текучесть, сочетание разных уровней, выявляем их детерминирующий характер.

Невербальное поведение, являясь важной составляющей социального поведения личности, ее деятельности и общения участвует в создании психологического образа человека, в установлении и регуляции контактных процессов, в организации обратной связи во всех формах и видах взаимодействия. Благодаря своим социальным функциям невербальное поведение привлекало и привлекает внимание не только психологов, фи лософов, социологов, лингвистов, этнографов, но и искусствоведов, представителей профессии "человек-человек". Трудно назвать такую сферу жизнедеятельности человека, для которой невербальное поведение личности не имело бы значения.

В связи с развитием практики социального обучения, социально-психологического тренинга, подготовки личности к различным видам деятельности количество вопросов, связанных с изучением невербального поведения, значительно увеличилось. Это объясняется прежде всего тем, что психологи- практики столкнулись с фундаментальной ошибкой общения: недооценкой невербального поведения как в плане коммуникации, интеракции, так и в плане создания образа о себе и партнере. Коррекция этих ошибок фактически невозможна, если психолог, психотерапевт, ведущий тренинговых групп не обладают знаниями о функциональных возможностях невербального поведения, о его индикативной ценности, о том, каково содержание интерпретации невербального поведения.

Используя художественные тексты, необходимо обратить внимание участников тренинга, на то, как психологически многозначны невербальные средства, позволяющие тонко нюансировать различные варианты одного и того же чувства. В художественном произведении автор нередко раскрывает перед нами многозначность смыслов, выражаемых во внешней экспрессии, выявляя трудно обнажаемое, скрытое, тонкую душевную жизнь личности (в ее усталом взгляде высказывалась неподдельная грусть; я подметил где-то там, в глубине ее глаз, какую-то негу и нежность; тайная ласковость засветившихся глаз; прекрасный умный взгляд; виноватые потупленные глаза; внимательный вопросительный взгляд; задумчивый и в то же время дерзкий взор).

Не менее многозначны и такие элементы внешней экспрессии, как улыбка (горькая, теплая, насмешливая, радостная, приветливая, злая, холодная и т.д.), жесты (нервные, отчаянные, изысканные, легкие, изящные, грациозные и т.д.). Завершив ознакомительный этап, можно переходить к соответствующим упражнениям.

Упражнение 1. **Улыбка

Необходимо ознакомить участников тренинга с многообразием смыслов, закодированных в художественном описании улыбки.

Затем следует провести работу по расширению тезауруса понятий, используемых для обозначения ЭС, выражаемых в улыбке человека: радостная, милая, доверчивая, вымученная, деревянная, беззаботная, жалкая, униженная; улыбка радости и боли, злобная, торжествующая, победная, презрительная, трогательная, ласковая, застенчивая, блаженная, приветливая, добрая, светлая и т.д. [110, 111].

Затем можно перейти к выполнению более сложных упражнений:

а) вычитать психологическое содержание описания улыбки:

- в предложенных фрагментах художественных текстов;

- анализируя портретную живопись;

б) используя имеющийся тезаурус понятий, изобразить улыбку: грустную, горькую, блаженную, кроткую, улыбку умиления, восторга и т.д.;

в) составить психологическую партитуру описания улыбок, реально изображенных самими участниками тренинга.

Упражнение 2. **Глаза. Взгляд

Занятие проводится примерно по тому же сценарию, что и предыдущее. Дополнительно можно предложить домашнее задание:

а) понаблюдать за изменением выражения глаз (улыбкой) какого-то человека и составить партитуру его ЭС;

б) определить и описать ЭС героев телепередачи (еще лучше - одного из героев телефильма);

в) сделать зарисовки собственных ЭС, выраженных в невербальном поведении;

г) подобрать литературно-художественные примеры ЭС, выраженных посредством описания различных элементов внешней экспрессии.

Возможно использование примеров, подобранных психологом. Взор, взгляд смутный, трепетный; милый взор, невинной страсти полный; Во взоре - луч животворящий; В глазах - любовь и ласковый испуг; В непостижимом этом взоре, / Жизнь обнажающем до дна, / Такое слышалося горе, / Такая страсти глубина!; взор смущенный; гордый взор; с покорностью во взоре; В темных глазах нетерпенье, восторг и коварство; взгляд, исполненный печали; Надменный взгляд, безжалостный, как меч; в милом взоре - не огонь, а лед; сладостный разрез продолговатых глаз, их ласка и отлив и т.д.

Упражнение 3. **Жесты. Поза

Техника выполнения этого упражнения идентична предыдущим. Дополнительно можно предложить те же домашние задания, но уже с целью раскрытия индикативных возможностей всех названных элементов внешней экспрессии.

Возможно использование репродукций портретной живописи, иллюстраций к художественным произведениям, фотографий, а также анализ мемуарной, биографической и эпистолярной литературы [110, 111]. *

Упражнение 4. **3вуки голоса

Успешное овладение двумя уровнями анализа поведения человека - психологического и социально-психологического - предполагает развитие способности прочтения знакового содержания еще одного элемента внешней экспрессии, так называемой вокальной мимики.

"Звуки голоса! Понимаете, по ним я, словно пророк, всегда отмечу, есть ли у человека счастье в душе или нет? Вот, например, сидит возле меня господин... говорит... говорит... а звуки голоса напряженные, неестественные... Как будто у него в душе есть что-то беспокойное, и это беспокойство он старается спрятать за этими звуками..." - так говорит один из героев комедии В.И. Немировича-Данченко "Новое дело". И действительно, через интонационную выразительность, звуковое воплощение речи открывается в человеке его внутреннее, истинное, глубинное состояние.

Настоящие большие чувства могут скрываться за самыми обыденными фразами и только изредка проявляться в жесте, улыбке, интонации. Психическое состояние как бы спрятано внутрь, и обнаружение внутренней эмоциональной жизни - обязанность психолога или психотерапевта, а в обычной ситуации межличностного взаимодействия - задача, решаемая каждым из нас.

Используя многочисленные термины-понятия, обозначающие эмоциональные характеристики человеческих голосов, психолог сначала обогащает тезаурус соответствующих понятий, затем формирует умение использовать богатейшую звуковую палитру для выражения собственных ЭС и, наконец, развивает способность адекватного прочтения соответствующих ЭС, выраженных в звуках голоса.

Многочисленные обозначения экспрессивной окраски речи, с которыми мы знакомимся, читая художественную литерагуру, развивают способность определять все многообразие признаков, характеризующих интонационный компонент речи человека, в котором может быть заложена интерпретация его эмоционального состояния (голос холодный, встревоженный, равнодушный, восторженный, страстный, грубый, мягкий, кроткий, угрюмый, радостный, робкий, суровый, сердитый, благодушный, спокойный, нежный, раздраженный, жесткий, сдержанный, спокойный, милый, солнечный, приятный, бодрый, ласковый, волшебный, сдавленный от бешенства, чудный, золотой, серьезный и т.д.).

Среди предлагаемых участникам тренинга упражнений можно назвать игры ("Кто больше?", "Что в звуке голоса моем?", "Я говорю - ты говоришь", "Ифа оттенков", "Мир нежных, сладких голосов", "Тревога и печаль", "Мой гнев, твоя обида", "Меняем смысл" и т.д.); составление терминологических словарей (слова, словосочетания, предложения); составление словаря эпитетов или метафор, раскрывающих психологический смысл интонации, и т.д. [110, 111].

В качестве домашнего задания следует предложить:

а) подбор художественных текстов с соответствующими индикативными возможностями;

б) запись собственного голоса (в определенные промежутки времени или в специально моделируемых ситуациях);

в) запись голоса диктора телевидения или радио, актеров - участников радиоспектаклей, а затем его психологическая интерпретация;

г) составление сценария игры "Узнаем голоса" и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: