Экологические права человека и гражданина

Группа экологических прав представляет собой права на безопасные для жизни и здоровья условия существова-


ния человека. Конституция Украины относит к числу эко­логических прав:

1) право на безопасную для жизни и здоровья окружа­
ющую среду.
Безопасная для жизни и здоровья окружаю­
щая среда включает чистые воздух, воду, почву, сооруже­
ния и многое другое;

2) право на возмещение ущерба, нанесенного наруше­
нием экологических прав индивида. Это право реализуется
в судебном порядке, причем ответчиком по иску может
выступать физическое или юридическое лицо, государство,
орган местного самоуправления;

3) право на информацию о состоянии окружающей
среды,
о качестве пищевых продуктов и предметов быта.
Конституция Украины гарантирует свободный доступ к
такой информации, свободу ее распространения. Информа­
ция о состоянии окружающей среды, как уже указывалось
выше, не может быть засекречена.

5.28. Охрана детства в Украине

В соответствии с Конституцией Украины семья, детство, материнство и отцовство охраняются государством.

Охрана детства — это система государственных и об­щественных мер, направленных на обеспечение полноцен­ной жизни, всестороннего воспитания, развития ребенка и защиты его прав.

Охрана детства является стратегическим общенацио­нальным приоритетом. Основы государственной политики в этой сфере определены Законом Украины «Об охране детства» (21 июня 2001 г.).

Все дети на территории Украины имеют равные права и свободы:

1) право на жизнь и охрану здоровья. Государство га­
рантирует каждому ребенку бесплатную медицинскую
помощь в государственных и коммунальных учреждениях
здравоохранения, содействует созданию условий для здо­
рового развития ребенка;

2) право на имя и гражданство;

3) право на достаточный жизненный уровень — мате­
риальные и нематериальные блага, необходимые для фи­
зического, интеллектуального, морального, культурного,
духовного и социального развития ребенка;


4) право на свободное выражение мнения и получение
информации.
Это право имеет определенную специфику:
информация, получаемая ребенком, должна соответство­
вать его возрасту;

5) право на обращение в органы государственной власти
и органы местного самоуправления, предприятия, учреж­
дения, организации, средства массовой информации;

6) право на защиту от всех форм насилия. Насилием
в отношении ребенка признаются не только физическое и
психическое насилие, но и жестокое обращение, эксплуа­
тация, сексуальные злоупотребления; вовлечение в пре­
ступную деятельность; привлечение к употреблению алко­
голя, наркотических средств и психотропных веществ,
попрошайничеству, проституции и др.;

7) право на воспитание в семье. В первую очередь семья
обязана создать надлежащие условия для развития ребенка.
Государство лишь оказывает семье помощь в воспитании
ребенка. Ребенок, проживающий отдельно от родителей
или одного из них, имеет право на общение с ними;

8) право на имущество;

9) право на жилье. Ребенок имеет право пользоваться
жильем наравне с другими нанимателями или собственни­
ками жилья. Государственные органы осуществляют конт­
роль за соблюдением прав ребенка при продаже и покупке
жилья;

10) право на образование. Государство гарантирует до­
ступность и бесплатность образования в государственных
и коммунальных учебных заведениях, предоставление
стипендий и льгот учащимся и студентам (подробнее см.
п.5.23);

11) право на труд. Допускается принятие на работу
ребенка, достигшего 16 лет. При этом труд несовершенно­
летних особо охраняется законом (подробнее см. п.16.10);

12) право на занятие предпринимательской деятель­
ностью.
Этим правом могут воспользоваться дети, достиг­
шие 16 лет;

13) право на объединение в детские и молодежные
организации
(подробнее см. п.5.16).

Особое внимание уделяется защите детей, находящихся в неблагоприятных и экстремальных ситуациях: детей-сирот, беспризорных детей, детей-инвалидов, детей-бежен­цев и т.д.


Государство обеспечивает содержание и воспитание де­тей-сирот и детей, лишенных родительского попечения. Они передаются под опеку или попечение, на усыновление или воспитание в приемную семью или в государственные детские учреждения. В отношении беспризорных детей (брошенных родителями или ушедших из семьи) принима­ется решение о возвращении их в семью или передаче под опеку и попечительство.

Государство способствует созданию детям-инвалидам и детям с недостатками умственного или физического развития необходимых условий для полноценной жизни, в том числе — для получения образования. Дети, постра­давшие вследствие стихийного бедствия, техногенных аварий, катастроф, пораженные ВИЧ-инфекцией, боль­ные другими неизлечимыми и тяжелыми болезнями, имеют первоочередное право на государственную по­мощь.

Государство принимает все возможные меры для обес­печения прав детей-беженцев. В частности, государство содействует поиску родителей или иных родственников ребенка-беженца, предоставляет ему материальную и ме­дицинскую помощь. Государство принимает меры для борьбы с незаконным перемещением детей через границу, похищением, торговлей и контрабандой детьми.

Государство принимает меры для защиты прав детей, находящихся в конфликте с законом. В частности, за­держание и арест несовершеннолетних применяется только как исключительная мера. Об этом немедленно должны быть оповещены родители ребенка и органы про­куратуры. Привлечение несовершеннолетних к юриди­ческой ответственности, применение к ним принудитель­ных мер воспитательного характера осуществляется лишь судом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: