Данное право предоставляет гражданам Украины возможность свободно обсуждать актуальные вопросы государственной жизни и общественного развития, противостоять каким-либо антидемократическим проявлениям, нарушениям прав человека.
Реализация этого права носит уведомительный характер. Иначе говоря, о проведении собраний, митингов, шествий и демонстраций заблаговременно (не позднее, чем за 10 дней до намеченной даты) ставятся в известность органы исполнительной власти или органы местного самоуправления.
Конституция Украины устанавливает следующие формы реализации свободы собраний:
1) собрание — общее присутствие, как правило, ограни
ченного количества людей, объединенных общими интере
сами (например, собрание избирателей); заседание членов
объединения граждан. По общему правилу, проводится в
помещении;
2) митинг — массовое собрание для обсуждения поли
тических и иных вопросов. Как правило, проводится на
улицах, площадях, стадионах;
3) шествие — прохождение улицами города с целью
выражения определенной общественно-политической по
зиции;
|
|
4) демонстрация — прохождение улицами города с целью выражения определенной общественно-политической позиции, отличающееся массовостью.
Указанные мероприятия должны иметь мирный, ненасильственный характер, их участники должны быть безоружны. Судебные органы могут установить ограничения в реализации данного права с целью предупреждения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения или защиты прав и свобод других людей.
5.20. Право граждан на обращение
в органы государственной власти
и органы местного самоуправления
Право петиции, т.е. обращения к государственной власти является одним из конституционных прав человека и гражданина. Порядок его реализации закреплен ст.40 Конституции Украины и Законом Украины «Об обращениях граждан» (2 октября 1996 г.).
Каждый имеет право обратиться в органы государственной власти и местного самоуправления, а также в негосударственные институты (объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, средства массовой информации) с замечаниями, жалобой, предложением, касающимися их уставной деятельности, а также с заявлением (ходатайством) относительно реализации своих прав и законных интересов, жалобой об их нарушении.
Обращения, оформленные надлежащим образом и поданные в соответствии с установленным порядком, подлежат обязательному принятию и рассмотрению. Если поставленные в обращении вопросы находятся вне компетенции адресата, то в пятидневный срок обращение пересылается в соответствующий орган, о чем сообщается гражданину.
|
|
Не подлежат рассмотрению анонимные обращения, обращения недееспособных лиц, а также повторные обращения, если первое из них разрешено по существу.
Гражданин, обратившийся с заявлением или жалобой в государственную или негосударственную организацию, имеет право:
1) принимать участие в проверке поданной жалобы или заявления;
2) знакомиться с материалами проверки;
3) предоставлять дополнительные материалы или на
стаивать на их запросе;
4) присутствовать при рассмотрении заявления или жа
лобы;
5) пользоваться услугами адвоката (или иного защитни
ка);
6) получить письменный ответ о результатах рассмотре
ния заявления или жалобы;
7) требовать соблюдения тайны рассмотрения заявления
или жалобы;
8) требовать возмещения убытков, если они стали ре
зультатом нарушений установленного порядка рассмотре
ния обращений.
Органы государственной власти и местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, объединения граждан, средства массовой информации, их руководители и должностные лица обязаны объективно, всесторонне и своевременно проверить обращение гражданина, вынести обоснованное решение по существу обращения и обеспечить его реализацию.
Обращения, не требующие дополнительного изучения, должны быть рассмотрены в течение 15 дней со дня их получения; обращения, требующие изучения — в месячный срок. В любом случае срок разрешения вопросов, поставленных в обращении, не должен превышать 45 дней.