Социальные права граждан Украины

Социальные права — это право на достойный человека уровень жизни и социальную защиту со стороны общества и государства.

Социальные права, закрепленные Конституцией Укра­ины, включают:

1) право на труд. Каждый имеет право зарабатывать себе на жизнь трудом, вид которого он свободно избирает или на который свободно соглашается. Использование принудительного труда в Украине запрещено (принуди­тельным трудом не считаются: исполнение конституцион­ных обязанностей; работа, выполняемая в соответствии с решением или приговором суда; работа или служба в соот­ветствии с законами о военном и о чрезвычайном положе­нии). Каждый имеет право на надлежащие условия труда,


на защиту от незаконного увольнения, на своевременное получение заработной платы;

2) право на забастовку. Этим правом обладают только
работники исключительно для защиты своих экономичес­
ких и социальных
интересов. Забастовки с политическими
целями в Украине запрещены.

Ограничения в реализации права на забастовку связаны с необходимостью обеспечения национальной безопасности, охраны здоровья, прав и свобод других людей. Запрещено принуждать кого-либо к участию или к неучастию в забас­товке;

3) право на отдых. Таким правом обладает каждый
трудящийся. Отдых включает в себя: день или дни ежене­
дельного отдыха, праздничные дни, ежегодный отпуск;

4) право на социальную защиту. Граждане Украины
имеют право на социальную защиту в случаях полной,
частичной или временной потери трудоспособности; по­
тери кормильца; безработицы по не зависящим от них
обстоятельствам; в старости; в некоторых иных случаях,
предусмотренных законом. Например, законодательством
Украины предусмотрена государственная помощь семьям
с детьми;

5) право на жилище. Государство не может предоставить
каждому жилище: для этого понадобились бы колоссальные
средства. Оно лишь создает условия, при которых каждый
гражданин будет иметь возможность построить жилище,
приобрести его в собственность или взять в аренду. Вторым
аспектом права на жилище является его нерушимость.
Никто не может быть принудительно лишен жилища ина­
че как на основании закона, и только по решению суда;

6) право на достаточный жизненный уровень. Консти­
туция Украины содержит определение понятия «достаточ­
ный жизненный уровень»: достаточное питание, одежду,
жилище. В первую очередь достижение этих жизненных
благ связано с усилиями самого человека, его производи­
тельной деятельностью. Но лицам, которые по объективным
причинам не могут участвовать в производстве материаль­
ных и духовных благ, на помощь должны придти государ­
ство и общество;

7) право на охрану здоровья, медицинскую помощь и
медицинское страхование.
Реализация этого права тоже
во многом зависит от усилий самого человека (от здорового
образа жизни, занятий спортом и т.д.). В то же время госу-


дарство берет на себя обязанность финансировать соответ­ствующие социально-экономические, медико-санитарные и оздоровительно-профилактические программы. Государ­ство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания. Это значит, что те, кто не в состоянии оплатить медицинские услуги, дол­жны получать бесплатную медицинскую помощь.

5.23. Культурные права и свободы человека и гражданина в Украине

Культурные права и свободы — это право на приобщение к богатствам мировой культуры и на их приумножение собственной творческой деятельностью.

Конституция Украины закрепляет следующие культур­ные права и свободы человека и гражданина:

1) право на образование. Каждый человек имеет право
на доступное и бесплатное приобретение общих и профес­
сиональных знаний, умений, навыков. Государство гаран­
тирует предоставление государственных стипендий и льгот
учащимся и студентам. Граждане, принадлежащие к на­
циональным меньшинствам, вправе обучаться на родном
языке либо изучать родной язык в государственных и ком­
мунальных учебных заведениях или через национальные
культурные общества;

2) свобода творчества. Каждый человек имеет неогра­
ниченное право на литературное, художественное, научное
и техническое творчество;

3) право на результаты интеллектуальной и твор­
ческой деятельности.
Это означает, что никто не имеет
права использовать или распространять результаты интел­
лектуальной или творческой деятельности без согласия их
создателя. Государство гарантирует защиту интеллекту­
альной собственности, авторских прав, моральных и мате­
риальных интересов, связанных с творчеством.

Конституция Украины закрепляет культурные права в самом общем виде. Вопросы, связанные с деятельностью в области культуры, конкретизируются «Основами законо­дательства о культуре» (14 февраля 1992 г.) и другими за­конами Украины.


5.24. Конституционное закрепление права на образование и его гарантии

Образование признано основой интеллектуального, куль­турного, духовного, социального, экономического развития Украины.

Цели образования: развитие талантов, умственных и физических способностей человека; воспитание высоких моральных качеств; формирование граждан, способных к сознательному общественному выбору; повышение образо­вательного уровня и обогащение культурного потенциала народа; обеспечение народного хозяйства квалифицирован­ными специалистами. В силу этого Конституция Украины устанавливает, что полное общее среднее образование яв­ляется не только правом, но и обязанностью.

Конституция Украины содержит государственные га­рантии реализации права на образование:

1) доступность и бесплатность образования в государ­
ственных
и коммунальных учебных заведениях;

2) развитие сети учебных заведений, основанных на
разных формах собственности;

3) наличие разных форм обучения (очная, вечерняя,
заочная, экстернат1);

4) открытый характер учебных заведений, что пред­
полагает свободный выбор учебного заведения в соответ­
ствии со способностями и интересами граждан;

5) предоставление государственных стипендий и льгот
учащимся и студентам;

6) возможность обучения народном языке гражданам,
принадлежащим к национальным меньшинствам.

Государство проводит единую государственную полити­ку в области образования и с этой целью осуществляет контроль за деятельностью учреждений образования. Требо­вания к содержанию, объему и уровню образования уста­новлены в государственных стандартах образования. Основ­ной формой контроля является государственная аттестация учреждений образования. Например, общеобразовательные учебные заведения проходят аттестацию не реже 1 раза в 10 лет.

1 Экстернат — система обучения, основанная на самостоятель­ном изучении курса учебного заведения (без посещения занятий) с последующей сдачей экзаменов за этот курс.


5.25. Система образования в Украине

Правовой статус учреждений образования определяется законами Украины «Об образовании» (новая редакция 23 марта 1996 г.), «Об общем среднем образовании» (13 мая 1999 г.), «О высшем образовании» (17 января 2002 г.).

Учреждения образования создаются органами государ­ственной исполнительной власти, органами местного само­управления, юридическими лицами независимо от формы собственности, гражданами. Обязательным условием явля­ется наличие: необходимой материально-технической базы (помещения, оборудование); научно-методической базы (учебные планы, рабочие программы дисциплин); педаго­гических кадров.

Деятельность учреждения образования начинается при наличии лицензии — специального разрешения на предо­ставление услуг в сфере образования. Учреждение образо­вания действует на основании устава, утверждаемого Министерством образования и науки Украины, иными министерствами, местными органами государственной исполнительной власти или местными органами самоуправ­ления (в зависимости от подчиненности учреждения обра­зования).

Структура образования включает: дошкольное обра­зование; общее среднее образование; внешкольное образо­вание; профессионально-техническое образование; высшее образование; последипломное образование; аспирантуру; докторантуру; самообразование. В соответствии со струк­турой образования создаются учреждения образования разного уровня и разного типа.

Типы общеобразовательных учебных заведений опре­деляются Законом Украины «Об общем среднем образова­нии»:

1) средняя общеобразовательная школа — общеобра­
зовательное учебное заведение I— III ступеней (I ступень —
начальная школа, II ступень — основная школа, III сту­
пень — старшая школа);

2) специализированная школа (школа-интернат) — об­
щеобразовательное учебное заведение I— III ступеней с
углубленным изучением отдельных предметов и курсов;

3) гимназия — общеобразовательное учебное заведение
I— III ступеней с углубленным изучением отдельных пред­
метов в соответствии с определенным профилем;


4) лицей — общеобразовательное учебное заведение III
ступени с профильным обучением и допрофессиональной

подготовкой;

5) коллегиум — общеобразовательное учебное заведение
III ступени филологически-философского и/или культурно-
эстетического профиля;

6) общеобразовательная школа-интернат — обще­
образовательное учебное заведение с частичным или по­
лным содержанием за счет государства детей, требующих
социальной помощи;

7) специальная общеобразовательная школа (школа-
интернат)
— общеобразовательное учебное заведение для
детей, требующих коррекции физического и (или) умствен­
ного развития;

8) общеобразовательная санаторная школа (школа-
интернат)
— общеобразовательное учебное заведение I—III
ступеней с соответствующим профилем для детей, требую­
щих длительного лечения;

9) школа социальной реабилитации — общеобразова­
тельное учебное заведение для детей, требующих особых
условий воспитания (отдельно для мальчиков и девочек);

10) вечерняя (сменная) школа — общеобразовательное
учебное заведение I—III ступеней для граждан, не имеющих
возможности учиться в школах с дневной формой обучения.

Многообразие средних учебных заведений призвано обеспечить возможность получения общего среднего обра­зования для каждого человека.

Высшие учреждения образования:

1) техникум (училище) (первый уровень аккредита­
ции);

2) колледж (второй уровень аккредитации);

3) институт, консерватория, академия, университет
(третий или четвертый уровень аккредитации). Аккре­
дитация
— это государственное признание права учебного
заведения на подготовку и выпуск специалистов определен­
ного квалификационного уровня.

В зависимости от уровня аккредитации высшие учебные заведения осуществляют подготовку специалистов таких

уровней:

1) младший специалист — высшие учебные заведения

первого уровня аккредитации;

2) бакалавр — высшие учебные заведения второго уров­
ня аккредитации;


3) специалист — высшие учебные заведения третьего
уровня аккредитации;

4) магистр — высшие учебные заведения четвертого
уровня аккредитации.

Высшие учебные заведения высшего уровня аккредита­ции могут осуществлять подготовку специалистов по об­разовательно-квалификационным уровням, которые обес­печивают учреждения образования низшего уровня аккре­дитации. Например, университет вправе готовить не только магистров, но и бакалавров, и специалистов.

Учреждения образования являются юридическим ли­цом. Они имеют право на самоуправление, которое пред­усматривает: самостоятельное планирование работы; опре­деление содержания образования; участие в формировании планов приема учащихся; прием на работу работников, а также специалистов из других государств; самостоятельное использование ассигнований, утверждение структуры и штатного расписания; осуществление общественного конт­роля за организацией питания, охраны здоровья, охраны труда в учреждениях образования.

5.26. Права и обязанности учащихся

Закон Украины «Об образовании» определяет следую­щие права учащихся (воспитанников, студентов и т.д.):

1) право на обучение для получения определенного об­
разовательного и образовательно-квалификационного
уровня;

2) право на выбор учреждения образования, формы об­
учения, образовательно-профессиональных и индивидуаль­
ных программ, внеклассных занятий;

3) право на дополнительный отпуск по месту работы,
сокращенный рабочий день и другие льготы для лиц, со­
вмещающих работу с обучением;

4) право пользования учебной, научной, производствен­
ной, культурной, спортивной, бытовой, оздоровительной
базой учреждения образования;

5) право на доступ к информации во всех областях зна­
ния;

6) право на личное или через представителей участие в
самоуправлении
учреждения образования (например,
участие в работе совета школы или гимназии);


7) право на участие в объединениях граждан. Учащи­
еся могут создавать объединения для реализации своих
образовательных и иных интересов;

8) право на безопасные и безвредные условия обучения
и труда;

9) право на трудовую деятельность во внеурочное
время. Таким правом могут воспользоваться учащиеся,
достигшие 14 лет;

10) право пользоваться услугами учреждений охраны
здоровья.
В частности, общеобразовательные учебные за­
ведения обязаны организовать ежегодный бесплатный
медицинский осмотр учащихся, коррекцию состояния их
здоровья;

11) право на защиту от любых форм эксплуатации,
физического и психического насилия, от действий педаго­
гических работников, которые нарушают права или уни­
жают честь и достоинство.

Государство устанавливает дополнительные виды со­циального и материального обеспечения учащихся. В част­ности, они имеют право на льготный проезд в городском транспорте. В сельской местности учащиеся должны обес-печиваться бесплатным транспортом до места учебы и домой. Учащиеся из числа детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения, находятся на полном государ­ственном обеспечении.

Обязанности учащихся:

1) соблюдение законодательства Украины и норм мо­
рали;

2) систематическое овладение знаниями, практически­
ми навыками, профессиональным мастерством, повы­
шение общего культурного уровня;

3) соблюдение устава, правил внутреннего распоряд­
ка
учреждения образования.

Права и обязанности учащихся неразрывно связаны между собой. Их реализация в образовательном процессе означает достижение целей, поставленных перед учрежде­ниями образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: