Большинство конституционных положений осущестапяется. конкретизируется именно путем текущего нормотворчества, основные направления которого также часто указываются в основном законе. Например, в действующей Конституции РФ названы многие федеральные конституционные законы и федеральные законы, которые должны быть приняты для наиболее полной ее реализации.
Глава 1. Конституция Российской Федерации — основной закон государства 83
i
- i
Принятие новой конституции обычно порождает необходимость существенного обновления текущего законодательства, связанную прежде всего с необходимостью приведения его в соответствие с нормами нового основного закона. '
Наличие текущего законодательства, конкретизирующего отдельные положения конституции, не означает, что реализация конституционных норм невозможна без их конкретизации в текущем законодательстве; Согласно сг, 15 Конституции РФ ее нормы имеют прямое действие. Это означает, что конституция — нормативный правовой акт, нормами которого необходимо руководствоваться во всех случаях, включая и рассмотрение конкретных дел в судах и в органах исполнительной власти.
|
|
В целях единообразного применения судами конституционных норм Пленум Верховного Суда Российской Федерации своим постановлением от 31 октября 1995 с установил, что судам надлежит во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Конституция применяется непосредственно, когда нормы ее по самому нх смыслу не требуют дополнительной регламентации; когда суд придет к выводу, что федеральный закон, принятый после вступления в силу Конституции, находится в противоречии с се положениями и хд. Если статья Конституции является отсылочной, суды при рассмотрении дел должны применять закон, регулирующий возникшее правоотношение*
Закрепление в конституции всей совокупности основных устоев государственного строя, сосредотонекие в ней важнейших норм права требуют ее особой стабильности. Она достигается специальным, усложненным порядком ее изменения, внесения Поправок» который отличается от режима изменения обыкновенных законов.
Согласно действующей Конституции РФ (ст. 134) предложения о поправках и пересмотре Конституции РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума. Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также группа численностью не менее ■/$ членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
Конституция РФ (ст. 135) устанавливает, что некоторые ее главы вообще не могут быть пересмотрены, пока она действует. Это относится к гл. 1 > посвященной основам конституционного строя, гл. 2, закрепляющей прапа и саободы человека и гражданина, а также к гл. 9 «Конституционные поправки и пересмотр Конституции*. Если предложение о пересмотре положений этих глав Конституции будет поддержано гремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с феде-
|
|
v
I
&4 Ряздя II. Кднсппуцконное право
Г;нша I Конституция Российское Фелераики — основной закон государства U
ральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание, кшорое либо подтверждает неизменность Конституции, либо разрабатывает проект новой конституции. Этот проект принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование, при проведении которого конституция считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей» принявших участие В голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
Поправки к остальным главам конституции принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (ст. 136 Конституции РФ). Согласно ст. 108 Конституции РФ федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее у* голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее у* голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Эти поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем У, субъектов Российской Федерации.
Изменения в ст. 65 Конституции РФ» определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно'правового статуса субъекта Российской Федерации.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения» автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в ст 65 Конституции РФ, в которой содержится перечень всех ее субъектов (ст. 137 Конституции РФ).
Наконец, к юридическим свойствам конституции относится ее особая охрана, которая осуществляется всей системой органов государственной власти. Так, согласно Конституции РФ (ст, 80) гарантом Конституции является Президент РФ. Он обязан соблюдать и защищать Конституцию России (ст. 82). Он вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации-, если они противоречат федеральной Конституции,
Особую роль в деле охраны конституции играет Конституционный Суд РФ, создаваемый в соответствии со ст. 125 Конституции РФ. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав И свобод человека н гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей ее территории Конституционный Суд РФ:
*
4
1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ;
а) федеральных законов* нормативных актов Президента РФ, Со
вета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;
б) конституций республик, >ставов, а также законов и иных норма
тивных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопроса*!,
относящимся к ведению органов государственной атасти Российской
Федерации н совместному велению органов государственной власти
Российской Федерации и органов государственной власти се субъектов;
в) договоров между органами государственной власти Российской
Федерации и органами государственной власти ее субъектов, догово
ров между органами государственной власти субъектов Российской
Федерации;
|
|
г) не вступивших в силу международных договоров Российской
Федерации;
2) разрешает споры о компетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации
и органами государственной власти ее субъектов;
в) между высшими государственными органами субъектов Россий
ской Федерации;
3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
4) дает толкование Конституции РФ.
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу, а не соответствующий* Конституции РФ международный договор Российской Федерации не подлежит введению в действие и применению*
В Российской Федерации в соответствии с ее федерзгивным устройством действуют два вида конституций: Конституция РФ и конституции республик в составе Российской Федерации.
Конституции республик в составе Российской Федерации определяют на основе федеральной Конституции статус республик; основы взаимоотношений с Федерацией, полномочия* систему их органов государственной власти, избирательную систему, организацию местного самоуправления и другие основы устройства республик. Все другие нормативные акты республик не могут противоречить их конституциям, которые имеют высшую юридическую силу по отношению к другим актам этих республик. В свою очередь, верховенство федеральной конституции означает обязательность соответствия ей конституций республик в составе Российской Федерации-
*
5* Раздел II. Констшушчонлос право
§ 2. Конституция Российской Федерации 1993 г.
Действующая Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г всенародным голосованием и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же год#.
Проект конституции был подготовлен Конституционным Совещанием» созванным по решению Президента РФ, который внес его на всенародное голосование. Оно проводилось 12 декабря 1993 г в соответствии с Положением о всенародном голосовании по проеету Конституции РФ» утвержденным Указом Президента. Согласно этому Положению конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что участие в голосовании приняли более по* ловнны зарегистрированных избирателей.
|
|
Конституция РФ 1993 г должна была способствовать стабилизации обстановки в обществе, сложившейся о результате противостояния законодательной и исполнительной власти, закончившегося их вооруженным столкновением в октябре 1993 г и роспуском действующих тогда органов законодательной власти — Съезда Народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 В состоит из преамбулы и двух разделов. Раздел первый содержит девять глав.
Первая глава Конституции посвящена основам конституционного строя Российской Федерации. Она охватывает широкий круг конституционно регулируемых общественных отношений.
К основам конституционного строя, согласно Конституции РФ, относятся прежде всего фундаментальные принципы* которые присущи каждому демократическому государству. В их число входит демократизм, выражающийся в народном суверенитете, принцип разделения властей, идеологическое и политическое многообразие, признание и гарантирование местного самоуправления, а также провозглашение правового государства, воплощением которого является конституционное государство, те. такое, в котором обеспечивается его подчинение праву Основу конституционного государства составляют и признание им человека, его прав и свобод высшей ценностью, и социальное рыночное хозяйство, в рамках которою главным образом осуществляются производство и распределение товаров и благ.
В Конституции РФ указывается (ст. 3), что носителем суверенитета и единственным источником масти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Эго означает, что Россия провозглашается государством народовластия или, иначе говоря, демократичен
Гддо I Конституций Российской Федерации - ос новной закон госуяция» *7
ским государством (народовластие — от греч. demos — народ, Kratos — власть — и означает «демократия»).
Конституция РФ закрепляет прерогативу многонадиональиого народа России на всю власть, его полновластие* Это означает, что российский народ ни с кем не делит власть в Российской Федерации. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, — указывается в ч 4 ct 3 Конституции. - Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону*.
Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (ч. 2 сг 3 Конституции).
В зависимости от формы волеизъявления народа различаются представительная и непосредственная демократия. Предстаеительная демократия — осуществление народом власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие вапю тех, кого они представляют: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство — важнейшее средство, обеспечивающее подлинное народовластие. Выборное представительство образ>*т избираемые народом государственные органы н органы местного самоуправления. Непосредственная демократия — форма прямого волеизъявления народа или каких-либо групп населения. «Высшим непосредственным выражением власти народа, — указывается в Конституции РФ (ч. 3 сг. 3), — являются ре* ферендум н свободные выборы».
Одной из руководящих идей демократической организации государства, важнейшей предпосылкой верховенства права и обеспечения свободного развитая человека является принцип разделения мастей. Он и служит одним из основных устоев действующей Конституции Российской Федерации. В сг. 10 аредомотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется иа основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную; оргвиы каждой из этих ветвей власти самостоятельны* Они не вправе выходить за пределы полномочий, установленных для них Конституцией РФ и законом*
Таким образом, согласно Конституции, принцип разделения властей означает не только рассредоточение, распределение, демонополизацию власти, но и действительное, реальное взаимное ее уравновешивание, при котором ни одна из трех ветвей власти не может ущемить или подчинить себе другие и обязывает действовать в условиях взаимопонимании и взаимосотрудннчества-
Для того чтобы обеспечить реализацию принципа разделения властей не только в верхних эшелонах государственной власти, но и во
Разлад N. Консткгуихоиное право
Пиша I. Конституция Российской Федерации - основой wxoh государств 89
всей Иерархии государственных органов. Конституция (ст. 5) предусматривает сочетание принципа разделения властей с принципом раз* граничения предметов ведения н полномочий между Российской Федерацией, составляющими ее республиками, краями, областями, го* родами федерального значения, автономной областью, автономными округами.
Демократия в Российской Федерации осуществляется на основе принципа политического многообразия. Это означает создание возможностей оказывать влияние на политический процесс всем социально-политическим или иным организациям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции.
В Российской Федерации, указывается в Конституции (ч. 3 ст. 13), признаются политическое многообразие, многопартийность. Общественные объединения равны перед законом. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Политический плюрализм несовместим с теологическим единообразием. Он может реалнзовыаатъея лишь в условиях идеологического многообразии. Поэтому при политическом плюрализме практически невозможно существование государственной и обязательной идеологии (ч. 2 ст. 13 Конституции РФ).
Конституция РФ (ст. 2) рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая ira передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. «Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина, — указывается в ст. 2, — обязанность государства*.
Установленные Конституцией РФ принципиальные положения, связанные с отношением государства к человеку, служат предпосылкой решения всех конкретных проблем правового регулирования статуса человека и гражданина а Российской Федерации. Таким образом, признание человека, его нрав и свобод высшей ценностью является фундаментальной чертой конституционного строя Российской Федерации, образующей основу не только конституционно организованного существа, но и правовой зашиты этого общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей.
В соответствии с Конституцией (ст. 1) Российская Федерация является правовым государство*. Сущность идеи правового государства—его последовательный демократизм, утверждение суверенитета народа как источника власти,,подчинение государства обществу Правовым является такое государство, которое признает э качестве своих непременных особенностей и институтов разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью н возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением. Главное в идее правового государства — связанность Государства правом, гарантирующая предсказуемость и надежность действий государства, подчинение государства праву, защиту граждан от возможного произвола со стороны государства и его органов, *
Правовое государство гарантируется прежде всего тем» что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные ор* ганы, должностные липа, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права.
Верховенство права означает прежде всего верховенство закона. Оно выражается в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются законами.
Верховенство закона означает также его всеобщность. Из этого следует, что не должны оставаться неурегулированными законом наиболее существенные сферы жизни общества, куда могли бы «прорваться* и другие акты, оттесняя законы.
Верховенство закона означает, наконец, утверждение его господства, те. такого положения закона, когда выраженные в нем начала н устои общества оставались Вы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись его нормам. ♦Органы государственной нласти. органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», — указывается в ст. 15 Конституции РФ.
Важнейшей предпосылкой формирования правового государства и одновременно характерной его чертой япляется наличие целостной системы законодательства, охватывающей все сферы жизни общества.
Отсюда, требуется прежде всего динамичное, своевременное правовое регулирование общественных отношений.
Правовому государству Присуши такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство, его органы, учреждения и должностные лниа служат всему обшеству, а не какой-л ибо его части, они ответственны перед человеком и гражданином, рассмат-
И_________ ' Ращл II. Конституционное праю
Глава I. Конституция Российское Федерации — основной аакон государств 91
ривают человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права н свободы, честь и достоинство в качестве высшей ценности, обеспечивают их защиту от любого произвола, считают признание, соблюдение н защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью государственной власти. Граждане же в свою очередь несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов
Экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров н благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений. Участниками этих отношений выступают субъекты хозяйствования, конкурирующие межву собой. Государство поддерживает эту конкуренцию, а также принимает меры к предотвращению монопольных привилегий и осуществляет соответствующий контроль. «В Российской Федерации, - указывается в Конституции (ч. 1 П 8), — гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услут и финансовых средств, поддержка конкуренции» свобода экономической деятельности*.
Конституция РФ (ч. 2 ст. 8) исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах — частной, государственной, муниципальной и др.
В Конституции также устанавливается (ст. 9), что земля н другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Они используются и охраняются в Российской Федерации кок основа жизни и деятельно* ста народов, проживающих на соответствующей территории.
Государство охраняет собственность в ее различных формах на равных основаниях.
С рассмотренными основами конституционного строя, закреплен* ными в Конституции РФ, неразрывно связаны и такие основы, как социальное государство, главной задачей которого является претворение в жизнь закрепленных правом принципов социальной справедливости, всеобщей солидарности и взаимной ответственности, и светское государство, дополняющее принцип политического многообразия многообразием духовным,
К основам конституционного строя, закрепленным Конституцией РФ, относятся и федерализм, суверенность государства и республиканская форма правления. Следует заметить, что эти институты не являются определяющими для характеристики России как конституционного государства. Ведь конституционные государства — это и республики в составе Российской Федерации, хотя они нефедератив-
ные и не суверенные государства. Многие конституционные государ* ства не являются и республиками (например, Великобритания).
Включение федерализма, суверенности и республиканской формы правления в число основ конституционного строя Российской Федерации продиктовано стремлением законодателя дать наиболее полную картину основных черт, характеризующих именно российскую государственность* Однако это не означает, что данные основы никак не связаны с остальными принципами. Наоборот, в условиях Российской Федерации эти основы создают наиболее благоприятную среду для реализации всех принципов российской государственности.
Вторая глава Консппуции Российской Федерации посвящена правом и свободам человФШ и гражданина. В ней названы лишь основные права и свободы, те, конституционные права и свободы. Вместе с тем в ч. I ст. 55 Конституции РФ установлено, что перечисление в Конституции основных прав и свобод не может толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.
Согласно ст. 64 Конституции положения «второй главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации. Закрепление основ правового статуса личности в Конституции РФ 1993 г отражает принципнально новую концепцию прав человека» взаимоотношений человека н государства. Исходным началом действующего конституционного законодательства является признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. Конституция исходит из признания основных прав и свобод человека неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ч. 2 ст. 17). Она признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ст. 17).
В Российской Федерации права и свободы человека и гражданина реализуются на основе равноправия. В ст. 19 Конституции РФ указывается три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств; равноправие мужчины и женщины.
В России обеспечивается еарантированносгпь прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 2, 17, 19,45) главным гарантом прав и свобод человека и гражданина выступает государство. Вместе с тем основной закон предусматривает и участие самого человека в защите им своих прав и свобод. Вч. 2 ст, 45 указывается, что «каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом».
К Радел П. Консппуцнонное права
ГаМ I. Конституция Российской Фслершии — основной закон государства 93
Консппуция РФ исходит из неотъемлемости прав и свобод человека и гражданина, недоп>стимоста их ограничения. В ней указывается <ч. 2 ст. 55). что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или ущемляющие права и свободы человека и гражданина, В ч. 3 ст. 55 Конституции устанавливается, что права и свободы человека и гражданина могут был. ограничены федеральным законом только в той мере, в которой это необходимо для зашиты основ конституционного строя, HpiaBCTBemiocTH. здоровья, прав и свобод.
Вместе с тем Конституция требует правомерного использования своих прав и свобод каждым человеком. В ч. Э ct 17 Конституции предусматривается, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права н свободы других лип.
Как и все другие конституционные нормы, нормы конституции» закрепляющие права и свободы человека н гражданина, являются непосредственно действующими. Они определяют смысл» содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции РФ).
Закрепленные в Конституции РФ права и свободы могут быть разделены на три основные группы: личные, политические и социально-экономические.
К личным правам и свободам (ст. 20-29 Конституции РФ) относятся право на жизнь (ст. 20), право на охрану государством достоинства личности (ст. 21), права на неприкосновенность личности, жилища, частной жизни, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 22-25); право определять и указывать национальную принадлежность (ч. 1 ст. 26); право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26); право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства (ч, I ст. 27); право свободно выезжать за пределы Российской Федерации и право граждан России беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст. 27); свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст 28); свобода мысли и слова, право свободно иметь, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ст. 29).
В отличие отличных прав и свобод, которые принадлежат каждому человеку, политические права и свободы связаны с обладанием лицом гражданства Российской Федерации. В их число входят (ст. 30-33
Конституции РФ): право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы да* зашиты: своих интересов (ст. 30); право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия | пикетирование {ct 31); право участвовать в управлении делами государства (ч. I ст. 32); право избирать и быть избранными в органы государственной атасти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 се 32); равный доступ к государственной службе (ч. 4сг 32); право участвовать в отправлении правосудия (ч. 4 ст. 32); право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Особую группу составляют социально-жономичеасие права и сеобо-Оы. К ним относятся право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34); право частной собственности (ч, 1 ст. 35); право наследования (ч. 4 ст. 35); право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю <ст 36); право свободно распоряжаться своими способностями к труду выбирать род деятельности и профессию; право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты трудд, а также право на защиту от безработицы (чЛ и 2 ст 37); право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ч. 4 ст. 37); право на отдых (ч. 5 ст 37); равное право и обязанность родителей заботиться о детях и их воспитании (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности потерн кормильца, для воспитания детей и в иных случаях* установленных законом (ст. 39); право на жилище (ст, 40); право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст, 4!); право на благоприятную окружающую среди достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42); право на образование (ст. 43); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества <ч. 1 ст. 44); право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44); право защищать свои права и свободы всеми способами* не запрещенными законом (ч. 2 ст 45); право каждого на судебную защиту его прав и свобод (ч. I ст, 46); право обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосу-
94 рцдел IK Конституц ионное праю ________________
♦ дарственные средства правовой зашиты <ч. J ст. 46); право на получение квалифицированной юридической помощи (ч, 1 ст. 48); право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями <или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53).