правоприменительный акт, которым определяется конкретный вид и мера юридической ответственности (приговор суда, постановление о наложении административного взыскания и т.п.).
Цели юршшческой ответственности* Категория -«цель» в данном случае показывает назначение юридической ответственности в обществе. Обычно говорят о том, что юридическая ответственность преследует две цели: защиту правопорядка и воспитание граждан. Эти исли конкретизируются в функциях юрнднческой ответственности» причем их содержание различно в зависимости от вида ответственности. Называют следующие функции юридической ответственности: карательная (или штрафная); правоеосстановительная (она присуща прежде всего имущественной ответственности, призвана компенсировать потери потерпевшей стороны» восстановить ее права); воспитатель-ноя; предупредительная (или превентивная, причем здесь выделяют ча* стную и общую превенцию). Цели и функции иногда не различают и говорят о целях как о вышеперечисленных функциях.
|
|
Принципы юршшческой ответственности:
Мнение ученые на протяжении долгого времени формулируют цели и принципы юридической ответственности.«... Чтобы ни одно наказание* — писал Ч. Беккариа, — не было проявлением насилия одного или многих над отдельным гражданином, оно должно быть по овоей сути гласным, незамедлительным, неотвратимым, минимальным из всех возможных при данных обстоятельствах, соразмерным преступлению и предусмотренным я законах»1. Формулируемые сегодня в законодательстве цивилизованных государств принципы во многом следуют классическому обращу.
Законность. Этот принцип конкретизируется следующими требованиями: юридическая ответственность должна наступать только за деяние, являющееся противоправным, т.е. запрещенное нормами права; неблагоприятные последствия для лица могут наступать только в пределах, установленных нормами права для данного вида правонарушения; при привлечении к юридической ответственности должны соблюдаться требования процессуальных правовых норм.
Неотвратимость — ни одно правонарушение не должно оставаться безнаказанным.
Справедливость. Здесь необходимо иметь в виду следующее: ответственность должна соответствовать тяжести правонарушения; за одно правонарушение лицо подлежит юридической ответственности только один раз (хотя одновременно могут быть применены несколько видов наказания, например» лишение свободы с конфискацией имущества); нельзя вводить жестокие меры наказания или меры наказания, унижающие человеческое достоинство; закон, устанавливающий юридическую ответственность, не может иметь обратной силы.
|
|
Целесообразность. Она обычно рассматривается как соответствие меры наказания целям юридической ответственности. Необходимо помнить об индивидуализации применяемых мер наказания в зависимости от конкретных обстоятельств и тяжести правонарушения, личности правонарушителя; возможны смягчение мер наказания или вообще неприменение последних, если цели юридической ответственности могут быть достигнуты иным путем. Вынесение наиболее целесообразного в каждом конкрелюм случае решения обеспечивается целым рядом юридических средств.
♦
Беккариа Ч. О преступлениях и някатаииях. M.t 1995. С. 247.
i -
72 рьзяел I. Государство и право. Их роль в жадни общества
■Глава 5. POlb ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
» |
1* Государство, право и экономика
С о>сгября 1917 п в России государство провозглашалось главным орудием построения новых- прежде всего экономических, отношений. Общая схема соотношения экономики, госДОарства и права представлялась таким образом,.что право есть концентрированное выражение политики, а сама политика — концентрированное выражение экономики.
Частная и общественная собственность рассматривались как антагонисты. Переход к общественной собственности предполагал создание принципиально нового государства, которое сосредоточивает в своих руках практически все объеЮы собственности, ограничив до минимума экономическую свободу граждан.
Ограничение экономической свободы граждан приводит обыкновенно к ограничению всех свобод и сосредоточению власти в руках бюрократии, которая становится реальным собственником средств производства. Такова логика огосударствления собственности #а средства производства при одновременном сокращении экономической свободы граждан. Действительное экономическое движение и экономическая инициатива, образно говоря, загоняются в подоолье, появляется так называемая теневая экономика. Она становится основой коррупции государственных служащих*
Сосредоточение всей основной массы объектов собственности в руках государства привело к тому, что государство как политическая ортнизация, управляющая обществом, одновременно стало самым крупным монопольно хозяйствующим субъектом. Такое противоестественное состояние могло поддерживаться только активным вмешательством государства в экономику, тоталитарным переустройством экономической жизни. Но плановое хозяйство отнюдь не всегда направлялось на удовлетворение потребностей граждан, и не всегда действительно обеспечивалось гармоничное и пропорциональное развитие всех отраслей хозяйства. Этого объективно трудно добиться, не говоря уже о многих чисто российских и просто субъективных факторах, которые несомненно сказались на реализации заявленных целей.
Планы развития народного хозяйства объявлялись законом. Но «законы» эти корректировались в ходе выполнения. На их нарушение
Глаьд 5, Роль государств и прш а соичальио-зкономич<ском развитии 7Э
* закрывали глаза. К тому же они предписывали очень часто то, что никак не диктовалось экономическими потребностями.
Соотношение права и экономики, как оно интерпретировалось сторонниками экономического детерминизма, сводившими право к проявлению политики, определяемой экономической структурой общества, на практике привело к обеднению права в жизни общества. Ограниченность этой схемы в том, что она была именно схемой и не учитывала другие реалиа человеческого существования. Впрочем, Ф, Энгельс предостерегал последователей марксизма от упрощенного понимания соотношения экономического базиса и политической, правовой надстройки, подчеркивая, что государство и право только в конечном счете обусловлены экономикой; что на ход исторического развития влияет множество факторов и что сама история человечества развивается в результате столкновения, взаимодействия различных воль. Каждый стремится к определенной цели, а в результате получается то, чего никто не желал, т.е. нечто среднее. Однако последователи марксизма поняли это соотношение так, как желали понимать, т.е. упрощенно, в соответствии со своими политическими пристрастиями.
|
|
Либералы считают, что мир плохо устроен, но «плохой мир лучше, чем хороший процесс». Поэтому либеральная точка зрения ориентирует не на революцию в общественных отношениях, а на эволюцию, которая медленно и постепенно улучшает положение человека. Западными экономистами давно уже разработана модель либерализации и свободы в экономике. Самое главное, она означает весьма сдержанное правовое регулирование экономических отношений, гарантированных от чрезмерных вмешательств государства в стихию рыночных отношений, связанных с производством товаров и услуг С точки зрения западных либералов, индивидуальные усилия миллионов отдельных личностей формируют такую структуру человеческой деятельности, что ее возможности превосходят достижения сознательно задуманных процессов. Таким образом, главный принцип либерализма сводится к использованию стихийных сил общества по возможности без принуждения. Либеральная модель — это достаточность существования рациональной и стабильной правовой структуры, в рамках которой люди занимались бы любой деятельностью по личным планам. Государство, в чьем распоряжении находится аппарат принуждения, должно создавать условия, способствующие максимальному развитию индивидуальных способностей, инициативы и самостоятельности, прогнозированию и планированию деятельности граждан. Планирование и конкуренция совместимы только при условии, если первое будет способствовать конкуренции, а не действовать против нее. Закон не может и не должен предусматривать все локальные ситуации.
|
|
74 Раздел Г Государство н прям* Их роль ■ жмзнм обществ.
Глава 5. Роль государстве к права в социально-экономическом раэвич ии 75
которые возникают в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Они слишком разнообразны и зависят от множества случайных обстоятельств, непредсказуемости мотивов и поступков отдельных индивидов» результатов их деятельности, стихийности рыночных отношений. Либеральная модель правового регулирования развивается в соответствии с теорией «государство — ночной сторож». Другими словами, государство всегда призвано охранять складывающиеся между хозяйствующими субъектами отношения, но не вмешиваться в их внутренние дела. Разумеется, при условии, если их отношения не направлены против общества, государства, остальных граждан.
В любом случае необходим государственный контроль за предпринимательской деятельностью и правовое регулирование рыночных отношений.
Предпринимательская деятельность (предпринимательство) понимается как вид самостоятельной производственной или коммерческой деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами на постоянной основе. Эта хозяйственная деятельность осуществляется для получения прибыли (дохода) на основе существующего законодательства, под ответственность и риск предпринимателя. В рамках законодательства предприниматель свободен в выборе сферы предпринимательской деятельности, направлений и методов этой деятельности; принятии решений, выборе форм нУ реализации; установлении различного рода программ хозяйствования; выборе поставщиков материалов и каналов сбыта продукции; установлении источников финансирования, цен, размеров заработной платы; распоряжении прибылью.
Предпринимательство охватывает такие виды деятельности, как инновационную, производственно-сбытовую, торгово-посредническую, консультационную, лицензионную и др.
Предпринимательская деятельность предполагает наличие экономически обособленных объектов рыночных отношений. Считается, что именно рынок с его неопределенностью способствует развитию предпринимательства.
В содержание понятия «предпринимательство» обыкновенно включают и «бизнес*. Бизнес — дело, деловая активность по осуществлению операции обмена товарами и услугами между экономическими участниками рыночных отношений. В определенном отношении бизнес — более широкое явление, чем предпринимательство, поскольку охватывает собой в том числе и совершение разовых коммерческих сделок. Законодательство всех государств регулирует деятельность бизнесменов (коммерсантов), устанавливая для них ряд исходных позиций к параметров, без которых невозможна коммерческая деятельность
(приобретение патента, ведение бухгаэтерской документации, открытие банковского счета и т.д.).
Для контроля за предпринимательской деятельностью имеет значение классификация субъектов рыночных отношений. В обшей форме выделяют четыре их категории: фирмы, банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры.
Все они функционируют как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Но сферу рыночных отношений имеют разную: рынок средств производства и недвижимости, потребительский рынок, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. Сфера рыночных отношений, так же как и вид субъекта предпринимательской деятельности, обусловливает пределы, формы и методы государственного контроля за деятельностью предпринимателей.
Для выбора средств.государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение установление нредщншиматедь-ской среды н выделение внутренней и внешней предпринимательское среды.
Под предпринимательской средой экономисты понимают условия
и факторы, которые воздействуют на функционирование субъекта
предпринимательства, принятие им решений.,
Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней предпринимательской среды. Все эти факторы можно поделить на несколько категорий:
— характер рыночных отношений;
— характер правовых связей субъектов предпринимательства;
— обшесоциальные факторы;
— общеэкономические условия; ^ -.
— общеполитические факторы.
Рынок — система экономических отношений между продавцами и покупателями, основными элементами которой являются спрос, предложение и цена. Поскольку то, и другое, и третье не всегда и не во всем предсказуемо, говорить об эффективности прямого государствен no-правового воздействия на рынок (на механизм рыночных отношений) не прихолктся. Многие процессы здесь не подвластны правовому регулированию. И это в известном смысле является благом.
Контроль государства в экономической сфере подразделяют на прямой и косвенный. Трудно отдать предпочтение какому-либо из них, поскольку косвенный контроль проявляет себя как весьма эффективное средство. Сюда относится система льгот и налогов; ценовая политика; регулирование занятости яаселення, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение и тд. > ■
■
76 РазМд I. Государство и прело. Их роль * жизни общества
К прямому государственному контролю относят:
— финансовый контроль;
— экологический контроль;,.,
— санитарный контроль;
— пожарный надзор;
— контроль за мерой весов и денежной единицы;
— контроль за качеством продукции.
Эти н другие контрольные меры осуществляются в правовой и организационной форме как в процессе правотворческой деятельности, так и в ходе реализации права.
Оценивая перспективы вмешательства государства в предпринимательскую сферу (в сферу экономики, бизнеса), следует принять во внимание целый ряд обстоятельств: '-
— необходимость предупреждения экологической катастрофы, решения экологических проблем, порождаемых свободным предпринимательством; '■■' '
— необходимость борьбы с криминализацией экономических отношений;
— предотвращение экономических кризисов, социальных потрясений, контроль за использованием общенациональных ресурсов, социальную защиту наименее обеспеченных слоев населения.
Иногда характер отношений между государством и бизнесом пытаются представить как партнерство. Если это так, то «партнерстве» оказывается весьма своеобразным. Там,' где государство выступает в качестве политической» властной структуры, его «партнеры* вынуждены следовать воле государства. Там, где последнее выступает в качестве субъекта экономической деятельности, идет конкурентная борьба- Вместе с тем государство и бизнес взаимно зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении обтесоциал ьных задач. Понимание этих истин создает основу для деловых отношений, предупреждает излишние трения.
В последние годы, не без связи с решением глобальных проблем, вновь поднимается вопрос формирования мирового права. Основой соответствующих процессов является интернационализация экономических отношений, деятельность транснациональных промышленных компаний и международная торговля. Отсюда в документах ООН, многосторонних и двусторонних соглашениях государств, в национальном законодательстве появляются нормы, регулирующие предпринимательство, конкуренцию, торговлю в международном масштабе.
Устанавливаются разной юридической силы нормы, ограничивающие монополизм, злоупотребления в партнерских отношениях, обман потребителей и тл. Отлаживаются процедуры и меры ответственно-
Глава 5. Роль государства к прам в соцнашю-экономнческом ршьитни 7?
cm Соответственно и национальное законодательство ориентируется на разрушение монопольных структур путем жесткого государственного контроля за процессами централизации капитала.
Получила прямое запрещение деятельность по ограничению доступа на рынки, фиксированию цен, распределению рынков и тл
Существенным является вопрос о предоставлении определенного
правового режима иностранным хозяйствующим субъектам. Здесь
возможны три основных варианта. Во-первых, иностранным участни
кам может предоставляться режим, свободный от дискриминации.
При этом правовом режиме отечественные предприниматели пользу
ются приоритетом. Во-вторых, иностранным участникам может пре
доставляться режим наибольшего благоприятствования- В-третьих,
может быть предоставлен национальный режим, который ставит их в
равное положение с другими партнерами. Выбор того или иного пра
вового режима, который предоставляется иностранным участникам,
зависит от многих факторов экономического и политического поряд
ка. Многие зарубежные | государства избирают путь зашиты отечест
венных предпринимателей. ■■*.■*,
Таким образом, основные направления & регулировании рыночных отношений связаны с установлением в законодательстве форм собственности и равной их охраны, с закреплением правовых целей развития рынка, допущением для участников рыночных отношений принципа: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны, противоестественны. Законодательство закрепляет и гарантирует все правовые формы предпринимательской деятельности.
* ■
§ 2. Перспективы развития государства и права
Признание закономерностей социального развития и обращение в связи с этим к историческому опыту позволяет надеяться, что прогностическое определение судеб государства и права, глубокий научный подход и послужат практике государственно-правового строительства.
Еще два-три десятилетия назад политическая система России разливалась в русле марксистско-ленинской теории отмирания государ-ства и права. Ее основной вывод состоял в том, что государство и право существуют не извечно; они исчезнут с построением бесклассового коммунистического общества. Полагали, что люди постепенно привыкнут к соблюдению правил общежития без принуждения, без контроля со стороны особого аппарата, называемого государством. Для этого необходимы экономические предпосылки (достижение высоко-
78 РЦ»л I Государство if право. Их-рояьв доний обществ
Глава 5. Речь государства и щлъл в социально-экономическом развитии 79
го уровня благосостояния на базе общественной собственности на средства производства), социальные (исчезновение классов и классовых антагонизмов), политические (развитие социалистической демо* кратии)» духовные (достижение высокого уровня сознания трудящихся масс). Отмирание государства и права представлялось процессом превращения (преобразования) их в органы общественного самоуправления и нормы коммунистического общежития. Первые должны были бы руководить хозяйственной деятельностью, социальным, культурным» духовным, нравственным процессами в обществе. А правила общежития — обеспечивать самоорганизацию жизни людей, поддерживать дисциплину и порядок.
Соответственно названным идеям деформировалась надлежащая подготовка юридических кадров, суды не образовывали особой ветви власти» частое право вообще не признавалось в качестве отрасли > права. Напротив» поощрялась деятельность общественных формирований (народных дружин, товарищеских судов, разного рода общественных комиссий), декларировалась передача государственных функций общественности.
Было бы неверно оценивать весь опыт советского государственного строительства толы» отрицательно. Его компрометирует утопизм отдельных теоретических положений (догм), забегание вперед, прожектерство» огосударствление форм общественной самодеятельности, лицемерие властвующих структур. В любом случае в современный период теория отмирания государства и права не находит своих сторонников* Роль права и государства в движении к более высокой ступени свободы несомненна. А кахой-либо другой формы бытия и выражения свободы в жизни людей, кроме правовой, человечество не изобрело. Поэтому прогрессирующий процесс освобождении людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это и правовой (государственно-правовой) прогресс.
На Западе не принято подвергать сомнению ценность буржуазного права, и, соответственно, об отказе от права и государства речь не идет. Однако как в Европе, так и в США постоянно дебатируется во* прос о том. не слишком ли велика роль права и государства в обществе. Многие американцы, например, полагают, что у них имеет место слишком большое увлечение законами и юридическими процессами, что американское общество стреножено сетями права. Другие возражают, считая рост правовой системы признаком приверженности к справедливости и предметом национальной гордости. Анализируя будущее право в Соединенных Штатах, американский юрист Лоуреис Фридмэн оправдывает всеобъемлющую роль права и дальнейшее расширение юридического процесса внедрением в жизнь научно-техни-
ческнх достижений, увеличением мобильности людей, расширением личных свобод и особенно расширением сферы неперсоннфнциро-ваиной общественной жизни, а также необходимостью контроля за всепроникающей деятельностью правительства1.
Если не отрываться от мировых реалий, если не акцентировать внимание на перспективах эволюции отдельных правовых систем, следует констатировать следующие моменты:
L Вбе большее усложнение общественных отношений, что, естественно, диетует потребность в таких инструментах» как государство и право.
% Глобализацию ряда проблем (о некоторых из них речь шла выше), требующих в своем разрешении усиления роли права и государства.
3. Рост социальных конфликтов, предполагающих государственно-правовой инструментарий их преодоления.
4. Возросшее стремление людей к свободе, которая только и возможна в рамках права и при поддержке государственных институтов.
5. Основное направление эволюции права и государства — сближение национальных систем в силу ограниченности земного пространства, близости народов и необходимости общих решений.
Негативное отношение к государству и неправовым законам, от
него исходящим, может иметь место только там, где законодательство
и государство характеризуются отрицательно. Но такую характеристи
ку нельзя распространять на государство и право вообще. Уместно в
связи с этим вспомнить, в силу каких причин появилось государство,
почему его воле стали придавать общеобязательные (общечеловече
ские) потребности, и что именно с ними и следует связывать судьбы
права н государства..,
*
ш
*
См.: JioyptHt Ф. Введение в американское право. М-, 1992. С 228-236.
♦
»
Раздел И. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Глава L КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ-, ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА
$ 1. Юридические свойства Конституции
Под конституцией принято понимать основной закон государства, закрепляющий главные начала государственного строя данной
страны.
Термин «конституция* происходит от латинского слова constitute — установление. Так в Древнем Риме называли акты император- | ской власти» начинавшиеся словами -rem publicam constitute-'.
Первой в истории писаной конституцией стала принятая в 1787 г
Конституция США, действующая до настоящего времени. Первыми
европейскими конституциям*) были Конституция Польши 1791 г. и
принятая в том же году Конституция Франции. Первой конституцией
России была Конституция РСФСР 1918 г,, ставшая и первой совет
ской конституцией. - *
Будучи основным законом государства, его конституция отличается от всех других действующих нормативных правовых актов как порядком ее принятия, так и содержанием.
Конституция обычно принимается либо самим народом путем всенародного голосования» либо от имени народа его представителями. Так, ныне действующая Конституция Российской Федерации была принята путем всенародного голосования 12 декабря 1993 п В ее преамбуле записано; «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные обшей судьбой на своей земле, утверждая права н свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешними и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ*.
Гдам 1. Конституция Российской Федерации - основной закон государств 61
Для принятия действующей Конституции США в мае 1787 с в Филадельфии был созван Конвент, в котором принимали участие 55 делегатов от штатов. 17 сентября 1787 г. Конвент принял Конституцию США, которая 4 марта 1789 п после ратификации ее конвентами 11 штатов вступила в силу В ее преамбуле сказано: «Мы, народ Соединенных Штатов, с целью образовать более совершенный Союз» установить правосудие» гарантировать внутреннее спокойствие, обеспечить совместную оборону, содействовать всеобщему благодьнствию и закрепить блата свободы за нами и потомством нашим провозглашаем и устанавливаем настоящую Конституцию для Соединенных Штатов Америки».
По своему содержанию конституция характерна тем, что она охватывает все сферы жизни общества — политическую, экономическую, социальную и другие, устанавливая в них базовые основы общественных отношений. Таким образом, в отличие от всех друга* нормативных правовых актов, конституционное регулирование общественных отношений носи? всеохватывающий характер*
Принимаемая народом или от его имени и включающая предписания, носящие базовый, основополагающий характер, конституция является правовым актом, имеющим учредительный характер. Она свободна от каких-либо правовых ограничений, свойственных другим нормативным правовым актам. Это означает, что в государстве не может быть какого-то правового акта, которому должна соответствовать конституция и который мог бы ограничивать установления норм конституции.
Как основной закон конституция обладает особыми юридически-ми свойствами, которые отличают ее от обыкновенных законов. Эти свойства заключаются в следующем.
Конституция как основной закон государства является высшим законом, обладающим верховенством над всеми другими законами. В ч. 2 ст. 4 Конституции РФ установлено, что Конституция имеет вер- - хоеенство на всей территории Российской Федерации. Это верховенство выражается прежде всего в том, что главные, ключевые, основополагающие общественные отношения регулируются конституционными нормами. Через верховенство конституции в общественной жизни, во всех ее сферах, во всех политических институтах воплощаются высшие правовые начала, дух права. Тем самым обеспечивается реальность и незыблемость нрав и свобод граждан, их надежный правовой статус, юридическая защищенность.
Верховенство конституции означает также ее всеобщность, исключающую неурегулированность основным законом наиболее существенных областей жизни общества.
в-вой
■ ■
ВЗ Раздел LI. Констктуциои
Верховенство конституции означает, наконец, утверждение ее господства» т.е. положения, когда выраженные в ней начала и устои об-шости оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы ее нормам. «Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы», — указывается в ст. 15 Конституции РФ-Одним из наиболее важных проявлений верховенства конституции является ее высшая юридическая сила по отношению ко всем другим нормативным правовым актам. Закрепляя высшую юридическую силу конституции, Конституция РФ в ст. 15 устанавливает, что законы и иные правовые акты» принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Таким образом, закрепляя верховенство конституции, выраженное в ее высшей юридической силе, конституция тем самым определяет се место в иерархии нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации.
Следует подчеркнуть, что в условиях федеративного устройства России принцип верховенства ее конституции имеет исключительно важное значение. Верховенством Конституции РФ обеспечивается единство федеральной системы права. В свою очередь, это единство гарантирует взаимосвязь н взаимодействие федеральных нормативных актов, нормативных актов субъектов Федерации, местных и муниципальных нормативных актов. Огрииднне верховенства Конституции РФ и федеральных законов по предметам ведения Российской Федерации, провозглашение по отношению к ним верховенства законодательства субъектов Федерации ведет к войне законов в рамках единого государства и в конечном счете чревато развалом Российской Федерации.
Конституция устанавливает важнейшие нормы права. Однако только конституцией действующее законодательство не исчерпывается. Конституционные нормы являются лишь основными, наиболее существенными его составляющими. Конституция служит юридической базой, правовой основой, ядром всей правовой системы государства. Ее нормы играют направляющую роль для всей системы права и системы законодательства, действующего в стране.