ПрСДНСДОВИе 4 страница

Таким образом, субъективное право — это всегда вид и мера возмож­ного поведения его носителя: собственного поведения, претензии на поведение обязанных лиц, требования юридической зашиты.


-


*


48 Раздел I. ГосУдарспю и право. Ил роль а жизни общеегм

В зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомочий. На­пример, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявляемому ему обвинению» представлять доказа­тельства, заявлять ходатайства, а также имеет другие пр&ва> указанные в уголовно-процессуальном законе. Каждое из этих правомочий, преду­смотренных законом, по существу; в результате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомочию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвинению), либо к правомочию потребовать выпол­нения другой стороной (органом дознания, прокурором, следователем, судом) соответствующей обязанности, либо к xtpaay обратиться к ком-патентным органам государства за зашитой нарушенного права (на­пример, право приносить жалобы на действия и решения липа, произ­водящего дознание, следователя, прокурора и суда)*

Юридическая обязанность — это вид и мера должного поведения стороны правоотношения,

В отличие от субъективного права от исполнения юридической обя­занности отказаться нельзя. Отказ от исполнения юридической обязан­ности является основанием для юридической ответственности. Ответст­венность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно отно­сится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения субъекта правоотношения. Ме­ра — это тс границы осуществления обязанности, хоторые предусмотре­ны в правовой норме. Выход за зги границы означает либо недобросове­стное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения.

§ 8. Значение законности и правопорядка

в современном обществе

*

Принятие государством законов и подзаконных нормативных ак­тов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что заключенная в них государственная воля во­плотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, со­блюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.

Законность — это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных норма-


Глава 3. Понятие права. Исгочникн и нормы права. Правовые отношения 49

1 ' ' '*................................................................ ■ ■■ *• .............. —----------------------------------------------------- *

* тнвных актах, всеми участниками общественных отношений (государст­вом, его органами, должностными лицами, общественными организация­ми, гражданами). Она закрепляется в конституции и другах законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников обществен­ных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и пред­писания.

Обеспечение законности — одно из важных направлений деятель­ности государства,

Появление законности вплетается в процессы происхождения при- -ва и государства, се природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с ломошью зако­нов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет, Зако­ны — основа законности. Управление людьми посредством издания за­конов» которые содержат обшие правила поведения, обязательные для исполнения, альфа и омега законности. Но очень часто в истории слу­чалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.

Законность -- это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы, требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов, — требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который ето издал (непререкаемость закона).

Эго главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провоз­глашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Ес­ли они только провозглашаются, но не выполняются, законность бу­дет формальная. Если названные требования проводятся на деле (не­зависимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) — законность реальная.

Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориентирова­лось преимущественно на использование силы, а не на право (когда гремит оружие, законы молчат). Однако даже при наличии законов в так называемом полицейском государстве, если они не устраивают гех. кто пришел к власти, а открыто отказаться от них не решаются и заменить своими законами еще не успели, власти отбрасывают закон­ность И начинают управлять с помощью подзаконных (часто иолусек-


£ - «0«1


50_______ Разлад I. Государство и прею. Их роль я xhjhh общества

ретных) актов и основанных на них дискреционных (произвольных) полномочиях должностных лиц государства. В лучшем случае в госу­дарстве, где сильны исполнительные и карательные органы, а не зако­нодательные, устанавливается режим формальной законности, при котором «болтают с одной целью — надувать простонародье*, те. го­ворят о торжестве законов, а на самом деле попирают их.

ТЪким образом, прослеживая связь государства и законности» мож­но констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государства, в котором гла­венствуют законодательные органы, а все остальные не только подчи­нены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.

Поддержание режима законности обеспечивается системой гаран­тий законности* Под ними понимаю? как объективно складывающие­ся факторы общественной жизни, так и специально предпринимае­мые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения тре­бований закона в жизнь.

Понимание важности режима законности для жизни общества тре­бует обращения еще к двум острым вопросам: к соотношению закон­ности и целесообразности и к вопросу единства законности,

В разное время в том или ином государстве, в особенности в пе­риоды ломки существующих отношений, обострялась проблема соот­ношения законности и целесообразности, И это понятно* Законо­творчество не успевает за коренными изменениями в общественных f отношениях. Законы оказываются вдруг пробельными, несовершен­ными. А главное — они перестают удовлетворять новые обществен­ные силы» начинают отягощать новую политику Политики и некото­рые юристы предлагают отбросить в сторону законы, решать вопросы (юридические дела) свободно, исходя из жизненных потребностей, интересов сторон, собственного понимания справедливости. Сто лет назад, на рубеже веков, в таких условиях в Европе формировалась школа «свободного Права». Нечто похожее мы можем наблюдать в ус­ловиях российской действительности. Старые нормативные акты (особенно ведомственные) часто тормозят поступательное движение к новому обществу а новые находятся в состоянии становления и не всегда по своему качеству удовлетворяют потребностям преобразо­ваний.

В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едини в том, что наи­более целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесо­образности может ставиться только в рамках закона.

Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельм решать вне исторических


Глава 3. Понятие ярава. Источники и нормы права Праволь» отно шения S)

рамок, без учета конкретных условий жизни общества. История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революци­онных идей судьи и администраторы руководствовались именно целе­сообразностью, а не «мертъой буквой статьи закона». Истории извест­но и другое: некоторые люди сознательно лишали себя различных вы­год и даже шли на смерть во имя торжества законности и порядка. Dura lex sed lex (закон суров, но таков закон) — это тот самый прин­цип, который обязывает исполнять и уважать любой закон.

Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользе следования как принципу законности, так и целесообразности реше­ния попреки конкретному закону. Сторонников законности всегда на­стораживал произвол суда н администрации при допущении малей­шей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесо­образности отталкивает формализм, бездушное понимание правовой нормы» хотя часто разногласия между теми и другими являются мни^ мымн.

Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях дан­ное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявля­ется именно там, где закон позволяет, не выхоля за его рамки, учиты­вать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соот­ветствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесооб­разного решения-

Коль скоро общество управляется с помощью предписаний общего характера, имеющих общеобязательное значение, приобретают осо­бый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или на­рушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьез­ной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целе­сообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их do- полнения, изменения или отмены.

Проблема единства законности приобретает большую политиче­скую остроту в связи с движением в некоторых субъектах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоп­равданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый правовой режим, совокупность требо­ваний точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом се субъекте,


*


52 ( Раздел L Государство и право. И* роль в жн?нк обшестм


Глава 3. Понятие правд. Источники и нормы права. Правовые отношения S3



Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице орга­нов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам и к органам субъектов Федерации. И те, и дру­гие призваны соблюдать не только собственные законы.

Закон теряет юридическую силу если он издан а нарушение компе­тенции соответствующего органа. При коллизиях местные норматив­ных правовых актов приходится выяснять юридическую c*yiy акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведецию цен­тральных органов, обладают их акты. Далее идут законы субъектов Фе­дерации, которые регулируют общественные отношения в соответст­вии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключ и тельному ведению субъектов Федерации» нет акта более высо­кой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, чго акты органов управления — правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти — являют­ся подзаконными и уступают по силе парламентским актам.. К сожалению, практика государственного управления знает нема­ло примеров того, как центральные министерства и ведомства бесце­ремонно игнорируют права субъектов Федерации и компетенцию их высших органов государственной власти* Это соответствовало обшей тенденции подмены представительных органов подотчетными им ор­ганами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъек­тов Федерации законодательству центральных органов.

Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для предотвра­щения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы» защиты конституционных прав и закон­ных интересов граждан.

На уровне федеративных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Скажем, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения» которые заведут практические орга­ны, и прежде всего самих граждан, в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, независимо от места их прожива­ния, другие будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседло­сти, кто-то — ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством» лица без гражданства данной


республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообше. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению эко­номических, культурных, политических связей, к ущемлению прав че­ловека.

Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществ­ления функций общего надзора.

Единство законности в сфере применения права призваны обеспе­чивать суды и те органы, которые имеют право на официальное тол­кование правовых норм.

6 результате реализации требований законности в обществе проис­ходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и под­держиваются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства, другие развиваются в соответствующем направлении, оп­ределенном правовыми нормами, пресекаются нежелательные, запре­щенные законом деяния. Закрепленное в законах и других норматив­ных актах «бумажное» право становится «правом жизни*, устанавли­вается порядок.

Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отно­шений, основанное на праве н законности.

Именно правопорядок является главной целью правового регули­рования общественных отношений, именно для его достижения изда­ются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обес­печение законности.'

Правопорядок — составная часть и определенное качество общест­венного порядка. Последний сопрягается не только с правом, с нормами законов н подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.).

Общественный порядок — это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядочен­ности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществле­ние участниками общественных отношений своих прав и обязанно­стей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие,

В обыденной жизни общественный порялок понимают узко — как порядок отношений в общественных местах. Такой подход условен, служит прагматическим целям. Он направлен на уголовно-правовую и административно-правовую охрану порядка в общественных мес­тах. Широкое же, строго научное понимание общественного порядка


54 Раздел I Государство и пра&о Их роль в жизни общества


-

Глава 3. Понятие приза. Источники и нормы права. Правовые отношения 55



и правопорядка предполагает и конституционно-правовые отноше­ния, и гражданско-правовые, и все иные связи. Упорядоченная систе­ма всех правовых отношений — это и есть правопорядок. ■ -

Именно в самом широком понимании правопорядка встает задача его создания и укрепления в связи с теми преобразованиями в России, которыми отмечено се развитие в начале третьего тысячелетия.

§ 9. Система российского права. Отрасли права. ■ • Роль Международного орава

Изучение права предполагает общее представление о системе пра­ва, т.е. о строении права, о его структурных частях.

Система права — подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, семейное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в за­висимости от предмета (объема и сложности регулируемых обществен­ных отношений) и метола регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений, диспозитавный метод и проч.)*

Отрасли права — большие совокупности правовых норм, которые регулируют своим особым методом одинаковые по своему характеру выделившиеся в особую большую группу общественные отношения.

Институт права — тоже совокупность норм, но уже в рамках от­расли права*

Юристы выделяют и подотрасли права. Например» в рамках граж­данского права указывают на авторское право, наследственное право или в рамках земельного права выделяют водное и т.д.

Ведущее место в системе национальною права отводится консти­туционному праву. Это объясняется тем, что конституционное право регулирует наиболее важные отношения, связанные с государствен­ным устройством, закреплением и охраной прав человека и граждани­на. Далее эта, как н некоторые другие отрасли права, будут oxapaiae-ризованы подробно. Традиционно большую роль в жизни общества играет трудовое прово. Оно регулир>ет отношения рабочих и служа* щих в процессе их трудовой деятельности (заключение и расторжение трудовых договоров, условия работы, трудовые споры и т.д.). Сегодня на роль значимой отрасли претенд>ет экологическое право. Всегда важ­но для защиты своих прав и свобод знать основные положения про­цессуальных отраслей ™ уголовно-процессуального, гражданско-процес­суального и лр. В процессуальных кормах содержатся положения, уста­навливающие порядок совершения определенных действий, сроки их совершения и иные условия.


С давних времен существует деление права на публичное и част­ное. Публичное право регулирует отношения, в которых хотя бы од­ной из сторон является государство. Отношения между гражданами и, в частности, производственная и потребительская сферы, имущест­венные отношения требуют частноправового регулирования. В каче­стве критерия разграничения частного и публичного права уместно указать на разницу в методах правового регулирования. Для публич­ного права характерен метод централизации (субординации, власте-подчинения), а для частного — метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Требования публичного права императив­ны, не допускают отступлений, каких-либо договоренностей участки* ков правоотношений.

С некоторых пор в России начинает приобретать особое значение международное право.

, Международное право представляет собой совокупность норм к прин­ципов, устанавливающих орава и обязанности государств в процессе их взаимного общения -

Среди важнейших принципов международного права называют принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целост­ности государства, мирного разрешения международных споров, не­вмешательства во внутренние дела, принцип всеобщего уважения прав человека, самоопределения наций и народов, принцип сотруд­ничества, добросовестного выполнения международных обязательств.

В составе международного права выделяют право международных договоров, дипломатическое право, морское право, воздушное право, атомное право, международное космическое право. Ту часть междуна­родно-правовых норм, которая имеет своим предметом права мирно­го населения, военнопленных, защиту.прав человека в чрезвычайных условиях и т.п., объединяют под наименованием международного гу­манитарного права. Всем известны основные международные органи­зации, такие, например, какООН,ОБСЕидрутие, которые призваны обеспечивать действие международного права. Активнее стали функ­ционировать соответствующие судебные инстанции. Россия стала участником ряда европейских соглашений. Она входит, в частности, в Совет Европы. } Советская доктрина в свое время хотя и признавала значение меж­дународного права и ряда международных организаций, но решитель­но возражала против первенства международно-правовых норм перед внутригосударственными. Считалось нарушением государственного суверенитета ставить международное право выше норм конституци­онного пра&а любого государства. Советские ученые в большинстве


*

И Раздел I Государство и право. Их роль в жизни обществ*

своем отрицали такжй признание гражданина (индивида) субъектом международного права. На асе были свои идеологические и политиче­ские причины. \

Сегодня вопрос получил конституционное решение. Часть 4 ct 15 Конституции Российской Федерации зафиксировала два принципиаль­ных положения. Во-первых, в правовую систему Российской Федерации в качестве ее составной части входят теперь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Во-вторых, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то применяются правила международного договора.

Таким образом, примат в настоящем смысле этого слова над внут­ренними законами имеют только международные договоры Россий­ской Федерации. Что же касается международного права, го оно про­сто объявляется как бы внутренним. И не вес, а только определенная часть его/ На практике всякий раз возникает вопрос, являются те или иные принципы и нормы международного права общепризнанными. Во всяком случае суды теперь, в особенности Конституционный Суд Российской Федерации, обосновывают свои решения в том числе и ссылками на нормы и принципы международного права. *

Повышение роли международного права связано с процессами ин­тернационализации, расширения международных связей, сотрудни­чества народов в самых разных областях своей жизни. Государства объединяются п самые разные союзы и сообщества. Вырабатываются единые стандарты повеления. Придается громадное значение между* народно-правовой защите прав и свобод человека и гражданина* Единство мира делает необратимыми процессы сближения нацио­нальных правовых систем на базе взаимодействия с системой между­народного права.

Глава 4. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

§ 1. Понятие, виды и причины правонарушений

Правонарушения составляют лишь часть правового поведения. По­следнее охватывает как правомерное, так и неправомерное поведение. Правовое поведение в целом определяют как социально значимое и подконтрольное сознанию и воле поведение граждан и их объеди­нений, предусмотренное правом и влекущее правовые последствия.


__________ Глава 4. Прающрушение и ър*ж*ь*м с/тествснность __________ 37

Правонарушение — это виновное противоправное к вредоносное пове­дение делюстоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность.

Имеются в виду не только физические липа (граждане)» но и так называемые юридические лица, к которым относятся разного рода ор­ганизации,

Правонарушение — это поведенческий акт, это активное действие, но в некоторых случаях и бездействие (например, неоказание помо­щи, неисполнение должностным лицом возложенных на него служеб­ных обязанностей, неисполнение условий договора и т.п.). Событие как юридический факт, к примеру, гибель людей или имушества в ре­зультате стихийного бедствия, не является правонарушением, так как не идет речь о поступках людей.

Правонарушением нарушаются нормы права. Это деяние, запре­щенное нормами права, противоправное. Поведение, не соответствую­щее иным социальным нормам — нравственным, корпоративным, обычным, — не будет являться правонарушением, если оно одновре­менно не запрещено правовыми нормами, если оно уходит в юриди­чески безразличное поведение.

Правонарушение причиняет вред охраняемым правом общественным отношениям^ ушемляет субъективные права участников правоотноше­ния, т.е. это деяние вредное и в силу этого в большей или меньшей степени общественно опасное.

Правонарушение ~ это виновное деяние. Лицо должно сознавать, что оно действует противоправно. Если оно не осознает вредоносно­сти и общественной опасности своих поступков в силу малолетства, невменяемости либо других обстоятельств, то не будет и правонару­шения,

Правонарушение — это деяние лица, способного нести юридиче­скую ответственность, дъликтоспособного лица. Нести ответственность за совершенное преступление может человек, достигший определен­ного возраста. Деликтоспособность организаций наступает, как пра­вило, с момента учреждения (регистрации).

За совершение правонарушения лицо обязано претерпеть опреде­ленные неблагоприятные последствия в основном личного или имуще­ственного характера, те. понести юридическую ответственность.

Юридически значимые признаки правонарушения обобщаются в понятие «юридический состав правонарушения*.

По степени общественной опасности правонарушения подразде­ляют на преступления и проступки-

Преступление — это виновное противоправное повеление, нару­шающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым сущест­венным общественным отношениям. «Преступлением признается ви-


* *

58» Раздел I. Государство н пра&о. Их роль в жизни общества


1
Глава 4. Правонарушением юридическая ответегаенносгъ 59



новно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное на­стоящим Кодексом пол угрозой наказания» (ч. 1 ст. 4 УК РФ).

Преступления — наиболее серьезный внд правонарушений, обла­дающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому их совершение влечет применение мер уголовного наказания.

Проступки — это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общест­венной опасности.

Отнесение того или иного деяния к преступлению или к проступку во многом зависит от того, насколько большой вред усмотрел законо­датель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда и насколько острой является потребность в борьбе с такого рода ви­дом противоправного поведения.

В зависимости аг того, в какой сфере жизни проступки были совер­шены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие их виды:

Гражданско-правовые проступки — это правонарушения, нанося­щие вред урегулированным нормами гражданского права имущест­венным и связанным с ними личным отношениям, а также отношени­ям, урегулированным определенными нормами трудового, семейно­го, аграрного права, В отличие от преступлений определения и исчерпывающего перечня гражданских правонарушений в законода­тельстве не содержится.

Администратибно-правоеые проступки — это правонарушения, на­носящие вред общественным отношениям в области государственно­го управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. Адми­нистративные проступки мешают нормальной исполнительной и рас­порядительной деятельности государственных органов, посягают на общественный порядок» права и законные интересы граждан.

Дисциплинарные проступки — это правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности п^дприятнй, учрежде­ний, организаций. В отличие от административных, они совершаются по службе. Они подрывают служебную, воинскую, производственную дисциплину и наносят вред нормальному функционированию соот­ветствующих организаций.

Все правонарушения — явления для общества крайне нежелатель­ные. Поэтому общество и государство стремятся к их ликвидации. Се­годня признано, что полного искоренения преступлений, не говоря уже о других правонарушениях, ожидать трудно. Но для успешной борьбы с ними необходимо знать их причины — те обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушений.


Определение причин преступности и пра&онарушаемости вооб­ще — проблема серьезных научных исследований. Окончательных Вы­водов поэтому вопросу нет, да и не может быть, так как в разное время в разных странах у разных народов существует своя система различ­ных материальных, духовных и социальных факторов, выступающих в своей совокупности причиной определенного вида правонарушений. Отдельные авторы, правда, утверждали, что существуют прирожден­ные ^преступники, поведение которых обуслослено биологически: Они обладают специфическими внешними признаками (асимметрия черепа и лица, сношенный и низкий лоб, массивная нижняя челюсть, большие оттопыренные уши, косоглазие и др.) человека преступного типа, яаляются потенциальными преступниками. Это крайность био-логнзации причин преступности* Есть и другая крайность, когда ни­какие биологические факторы вовсе не принимаются во внимание, а все дело сводится исключительно к социальным обстоятельствам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: