Таким образом, субъективное право — это всегда вид и мера возможного поведения его носителя: собственного поведения, претензии на поведение обязанных лиц, требования юридической зашиты.
-
*
48 Раздел I. ГосУдарспю и право. Ил роль а жизни общеегм
В зависимости от отраслевого содержания субъективного права оно может включать тот или иной набор специфических правомочий. Например, обвиняемый имеет право знать, в чем он обвиняется, и давать объяснения по предъявляемому ему обвинению» представлять доказательства, заявлять ходатайства, а также имеет другие пр&ва> указанные в уголовно-процессуальном законе. Каждое из этих правомочий, предусмотренных законом, по существу; в результате теоретического анализа может быть отнесено либо к правомочию пользоваться определенным благом (например, возможность иметь защитника), либо к правомочию на собственные действия (например, право давать объяснения по предъявленному обвинению), либо к правомочию потребовать выполнения другой стороной (органом дознания, прокурором, следователем, судом) соответствующей обязанности, либо к xtpaay обратиться к ком-патентным органам государства за зашитой нарушенного права (например, право приносить жалобы на действия и решения липа, производящего дознание, следователя, прокурора и суда)*
|
|
Юридическая обязанность — это вид и мера должного поведения стороны правоотношения,
В отличие от субъективного права от исполнения юридической обязанности отказаться нельзя. Отказ от исполнения юридической обязанности является основанием для юридической ответственности. Ответственность возникает и в том случае, если субъект недобросовестно относится к исполнению обязанностей, действует вразрез с требованиями правовой нормы. Точно так же, как и субъективное право, юридическая обязанность является мерой поведения субъекта правоотношения. Мера — это тс границы осуществления обязанности, хоторые предусмотрены в правовой норме. Выход за зги границы означает либо недобросовестное отношение к обязанности, либо злоупотребление, посягательство на субъективное право другого участника правоотношения.
§ 8. Значение законности и правопорядка
в современном обществе
*
Принятие государством законов и подзаконных нормативных актов еще не обеспечивает того, что содержащиеся в них нормы права будут реализованы, что заключенная в них государственная воля воплотится в реальную ткань общественных отношений. Необходимо создать условия, чтобы все субъекты, кому эти нормы адресованы, соблюдали содержащиеся в них правовые предписания и требования, обеспечивали законность.
|
|
Законность — это совокупность требований точного соблюдения норм, содержащихся в законах и основанных на них подзаконных норма-
Глава 3. Понятие права. Исгочникн и нормы права. Правовые отношения 49
1 ' ' '*................................................................ ■ ■■ *• .............. —-—---------------------------------------------------- *
* тнвных актах, всеми участниками общественных отношений (государством, его органами, должностными лицами, общественными организациями, гражданами). Она закрепляется в конституции и другах законах как принцип, реализуется в метод деятельности всех носителей прав и обязанностей и становится таким образом режимом общественной жизни, суть которого в том, что большинство участников общественных отношений соблюдает, исполняет правовые требования и предписания.
Обеспечение законности — одно из важных направлений деятельности государства,
Появление законности вплетается в процессы происхождения при- -ва и государства, се природа напрямую связана с законотворческой деятельностью. Но под законностью следует понимать не законы, не их совокупность и даже не управление обществом с ломошью законов, хотя последнее понимание очень тесно соприкасается с режимом законности. Если нет законов, то и о законности речи не будет, Законы — основа законности. Управление людьми посредством издания законов» которые содержат обшие правила поведения, обязательные для исполнения, альфа и омега законности. Но очень часто в истории случалось так, что издавалось много законов, а законности, по существу, не было.
Законность -- это совокупность многообразных, но одноплановых требований, связанных с отношением к законам и проведению их в жизнь: требования точно и неуклонно соблюдать законы всеми, кому они адресованы, требования соблюдать иерархию законов и иных нормативных актов, — требования того, чтобы никто не мог отменить закон, кроме органа, который ето издал (непререкаемость закона).
Эго главные требования, составляющие содержание законности. Они могут быть сформулированы непосредственно в законах, провозглашаться официальными властями или выражаться как-то иначе. Если они только провозглашаются, но не выполняются, законность будет формальная. Если названные требования проводятся на деле (независимо от того, как они выражены и как часто о них говорят) — законность реальная.
Трудно представить себе государство, которое обходилось бы без законов, хотя история знает времена, когда государство ориентировалось преимущественно на использование силы, а не на право (когда гремит оружие, законы молчат). Однако даже при наличии законов в так называемом полицейском государстве, если они не устраивают гех. кто пришел к власти, а открыто отказаться от них не решаются и заменить своими законами еще не успели, власти отбрасывают законность И начинают управлять с помощью подзаконных (часто иолусек-
£ - «0«1
50_______ Разлад I. Государство и прею. Их роль я xhjhh общества
ретных) актов и основанных на них дискреционных (произвольных) полномочиях должностных лиц государства. В лучшем случае в государстве, где сильны исполнительные и карательные органы, а не законодательные, устанавливается режим формальной законности, при котором «болтают с одной целью — надувать простонародье*, те. говорят о торжестве законов, а на самом деле попирают их.
ТЪким образом, прослеживая связь государства и законности» можно констатировать наиболее органичное соединение режима законности с демократией, с деятельностью правового государства, в котором главенствуют законодательные органы, а все остальные не только подчинены закону, но видят свое назначение в проведении законов в жизнь.
|
|
Поддержание режима законности обеспечивается системой гарантий законности* Под ними понимаю? как объективно складывающиеся факторы общественной жизни, так и специально предпринимаемые меры упрочения режима точного и неуклонного воплощения требований закона в жизнь.
Понимание важности режима законности для жизни общества требует обращения еще к двум острым вопросам: к соотношению законности и целесообразности и к вопросу единства законности,
В разное время в том или ином государстве, в особенности в периоды ломки существующих отношений, обострялась проблема соотношения законности и целесообразности, И это понятно* Законотворчество не успевает за коренными изменениями в общественных f отношениях. Законы оказываются вдруг пробельными, несовершенными. А главное — они перестают удовлетворять новые общественные силы» начинают отягощать новую политику Политики и некоторые юристы предлагают отбросить в сторону законы, решать вопросы (юридические дела) свободно, исходя из жизненных потребностей, интересов сторон, собственного понимания справедливости. Сто лет назад, на рубеже веков, в таких условиях в Европе формировалась школа «свободного Права». Нечто похожее мы можем наблюдать в условиях российской действительности. Старые нормативные акты (особенно ведомственные) часто тормозят поступательное движение к новому обществу а новые находятся в состоянии становления и не всегда по своему качеству удовлетворяют потребностям преобразований.
В принципе отход от законности нельзя обосновать ссылками на целесообразность. Юристы, по существу, были едини в том, что наиболее целесообразное решение основано на законе и вопрос о целесообразности может ставиться только в рамках закона.
Однако вопрос о соотношении законности и целесообразности не так прост, как может показаться. Его нельм решать вне исторических
Глава 3. Понятие ярава. Источники и нормы права Праволь» отно шения S)
рамок, без учета конкретных условий жизни общества. История знает примеры того, как в интересах прогресса, во имя великих революционных идей судьи и администраторы руководствовались именно целесообразностью, а не «мертъой буквой статьи закона». Истории известно и другое: некоторые люди сознательно лишали себя различных выгод и даже шли на смерть во имя торжества законности и порядка. Dura lex sed lex (закон суров, но таков закон) — это тот самый принцип, который обязывает исполнять и уважать любой закон.
|
|
Сегодня приводят довольно много аргументов и примеров в пользе следования как принципу законности, так и целесообразности решения попреки конкретному закону. Сторонников законности всегда настораживал произвол суда н администрации при допущении малейшей возможности отхода от закона. Приверженцев принципа целесообразности отталкивает формализм, бездушное понимание правовой нормы» хотя часто разногласия между теми и другими являются мни^ мымн.
Закон требует обоснованности решений. В некоторых случаях данное требование приобретает самостоятельное значение. Это проявляется именно там, где закон позволяет, не выхоля за его рамки, учитывать соображения целесообразности. Нормативный акт, как правило, предполагает один вывод в смысле юридической квалификации соответствующих обстоятельств, но в смысле юридических последствий и их меры чаще предоставляет возможность выбора наиболее целесообразного решения-
Коль скоро общество управляется с помощью предписаний общего характера, имеющих общеобязательное значение, приобретают особый вес правовые ценности, среди которых первое место отводится законности. Допущение отхода от принятых законов и обхода или нарушения их под предлогом целесообразности всегда чревато серьезной угрозой правопорядку в целом. Поэтому законы считаются целесообразными и подлежащими обязательной реализации вплоть до их do- полнения, изменения или отмены.
Проблема единства законности приобретает большую политическую остроту в связи с движением в некоторых субъектах Российской Федерации за утверждение их суверенных прав, преодоление неоправданного командования из центра, устранение бюрократизма и т.д. При этом нельзя забывать о теоретической стороне вопроса. Если не сводить законность к законодательству (оно, естественно, может быть разным), а видеть в ней особый правовой режим, совокупность требований точного и неуклонного проведения установлений законодателя в жизнь, то, надо полагать, законность должна быть единой во всей Федерации в целом и в каждом се субъекте,
*
52 ( Раздел L Государство и право. И* роль в жн?нк обшестм
Глава 3. Понятие правд. Источники и нормы права. Правовые отношения S3
Единство законности следует связывать с компетенцией центра в лице его органов и компетенцией субъектов Федерации в лице органов власти и управления последних. Требования законности едины к центральным органам и к органам субъектов Федерации. И те, и другие призваны соблюдать не только собственные законы.
Закон теряет юридическую силу если он издан а нарушение компетенции соответствующего органа. При коллизиях местные нормативных правовых актов приходится выяснять юридическую c*yiy акта. Высшей юридической силой по вопросам, отнесенным к ведецию центральных органов, обладают их акты. Далее идут законы субъектов Федерации, которые регулируют общественные отношения в соответствии с волей вышестоящих органов. По вопросам, отнесенным к исключ и тельному ведению субъектов Федерации» нет акта более высокой юридической силы, чем закон субъекта Федерации. Общее правило таково, чго акты органов управления — правительства, министерств и ведомств, исполнительных органов местных органов власти — являются подзаконными и уступают по силе парламентским актам.. К сожалению, практика государственного управления знает немало примеров того, как центральные министерства и ведомства бесцеремонно игнорируют права субъектов Федерации и компетенцию их высших органов государственной власти* Это соответствовало обшей тенденции подмены представительных органов подотчетными им органами управления. В качестве ответной реакции наблюдаются столь же пагубные стремления противопоставить законодательство субъектов Федерации законодательству центральных органов.
Должна быть разработана система мер и государственно-правовых механизмов для защиты прав субъектов Федерации и для предотвращения случаев злоупотребления данными правами, обеспечения единства правовой системы» защиты конституционных прав и законных интересов граждан.
На уровне федеративных отношений может стать актуальным и единство самих законов, единство правового регулирования. Скажем, принимаются законы о гражданстве в различных республиках. Если не учитывать ситуацию единого государства и единого гражданства, можно принять такие положения» которые заведут практические органы, и прежде всего самих граждан, в тупик, из которого без потерь не выбраться. Так, одни республики могут признать гражданами только тех, кто родился на их территории, независимо от места их проживания, другие будут устанавливать гражданство ребенка в зависимости от гражданства одного родителя и т.д. Кто-то установит ценз оседлости, кто-то — ценз грамотности или владения языком. Появятся лица с двойным и тройным гражданством» лица без гражданства данной
республики, но с гражданством другой, лица без гражданства вообше. Все это в итоге может привести к положению, существовавшему во времена всеобщей феодальной раздробленности, к затруднению экономических, культурных, политических связей, к ущемлению прав человека.
Следить за единством законности в правотворческой деятельности призваны Конституционный Суд и прокуратура в порядке осуществления функций общего надзора.
Единство законности в сфере применения права призваны обеспечивать суды и те органы, которые имеют право на официальное толкование правовых норм.
6 результате реализации требований законности в обществе происходит упорядочение общественных отношений: закрепляются и поддерживаются те из них, которые соответствуют интересам общества и государства, другие развиваются в соответствующем направлении, определенном правовыми нормами, пресекаются нежелательные, запрещенные законом деяния. Закрепленное в законах и других нормативных актах «бумажное» право становится «правом жизни*, устанавливается порядок.
Правопорядок — это состояние упорядоченности общественных отношений, основанное на праве н законности.
Именно правопорядок является главной целью правового регулирования общественных отношений, именно для его достижения издаются нормативные акты и принимаются меры, направленные на обеспечение законности.'
Правопорядок — составная часть и определенное качество общественного порядка. Последний сопрягается не только с правом, с нормами законов н подзаконных актов. В установлении и оценках общественного порядка имеют большое значение и иные социальные нормы (обычаи, религиозные нормы, нормы общественных организаций и др.).
Общественный порядок — это определенное качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая обеспечивает согласованность и ритмичность общественной жизни, беспрепятственное осуществление участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенность их обоснованных интересов, общественное и личное спокойствие,
В обыденной жизни общественный порялок понимают узко — как порядок отношений в общественных местах. Такой подход условен, служит прагматическим целям. Он направлен на уголовно-правовую и административно-правовую охрану порядка в общественных местах. Широкое же, строго научное понимание общественного порядка
54 Раздел I Государство и пра&о Их роль в жизни общества
-
Глава 3. Понятие приза. Источники и нормы права. Правовые отношения 55
и правопорядка предполагает и конституционно-правовые отношения, и гражданско-правовые, и все иные связи. Упорядоченная система всех правовых отношений — это и есть правопорядок. ■ -
Именно в самом широком понимании правопорядка встает задача его создания и укрепления в связи с теми преобразованиями в России, которыми отмечено се развитие в начале третьего тысячелетия.
§ 9. Система российского права. Отрасли права. ■ • Роль Международного орава
Изучение права предполагает общее представление о системе права, т.е. о строении права, о его структурных частях.
Система права — подразделение всей совокупности правовых норм на отрасли права (конституционное, административное, гражданское, уголовное, семейное и т.д.) и институты права (избирательное право, институт собственности, институт необходимой обороны и т.д.) в зависимости от предмета (объема и сложности регулируемых общественных отношений) и метола регулирования (метод прямых предписаний, метод дозволений, диспозитавный метод и проч.)*
Отрасли права — большие совокупности правовых норм, которые регулируют своим особым методом одинаковые по своему характеру выделившиеся в особую большую группу общественные отношения.
Институт права — тоже совокупность норм, но уже в рамках отрасли права*
Юристы выделяют и подотрасли права. Например» в рамках гражданского права указывают на авторское право, наследственное право или в рамках земельного права выделяют водное и т.д.
Ведущее место в системе национальною права отводится конституционному праву. Это объясняется тем, что конституционное право регулирует наиболее важные отношения, связанные с государственным устройством, закреплением и охраной прав человека и гражданина. Далее эта, как н некоторые другие отрасли права, будут oxapaiae-ризованы подробно. Традиционно большую роль в жизни общества играет трудовое прово. Оно регулир>ет отношения рабочих и служа* щих в процессе их трудовой деятельности (заключение и расторжение трудовых договоров, условия работы, трудовые споры и т.д.). Сегодня на роль значимой отрасли претенд>ет экологическое право. Всегда важно для защиты своих прав и свобод знать основные положения процессуальных отраслей ™ уголовно-процессуального, гражданско-процессуального и лр. В процессуальных кормах содержатся положения, устанавливающие порядок совершения определенных действий, сроки их совершения и иные условия.
С давних времен существует деление права на публичное и частное. Публичное право регулирует отношения, в которых хотя бы одной из сторон является государство. Отношения между гражданами и, в частности, производственная и потребительская сферы, имущественные отношения требуют частноправового регулирования. В качестве критерия разграничения частного и публичного права уместно указать на разницу в методах правового регулирования. Для публичного права характерен метод централизации (субординации, власте-подчинения), а для частного — метод децентрализации (координации, автономии, равноправия). Требования публичного права императивны, не допускают отступлений, каких-либо договоренностей участки* ков правоотношений.
С некоторых пор в России начинает приобретать особое значение международное право.
, Международное право представляет собой совокупность норм к принципов, устанавливающих орава и обязанности государств в процессе их взаимного общения -
Среди важнейших принципов международного права называют принцип суверенного равенства государств, принцип неприменения силы и угрозы силой, нерушимости границ, территориальной целостности государства, мирного разрешения международных споров, невмешательства во внутренние дела, принцип всеобщего уважения прав человека, самоопределения наций и народов, принцип сотрудничества, добросовестного выполнения международных обязательств.
В составе международного права выделяют право международных договоров, дипломатическое право, морское право, воздушное право, атомное право, международное космическое право. Ту часть международно-правовых норм, которая имеет своим предметом права мирного населения, военнопленных, защиту.прав человека в чрезвычайных условиях и т.п., объединяют под наименованием международного гуманитарного права. Всем известны основные международные организации, такие, например, какООН,ОБСЕидрутие, которые призваны обеспечивать действие международного права. Активнее стали функционировать соответствующие судебные инстанции. Россия стала участником ряда европейских соглашений. Она входит, в частности, в Совет Европы. } Советская доктрина в свое время хотя и признавала значение международного права и ряда международных организаций, но решительно возражала против первенства международно-правовых норм перед внутригосударственными. Считалось нарушением государственного суверенитета ставить международное право выше норм конституционного пра&а любого государства. Советские ученые в большинстве
*
■
И Раздел I Государство и право. Их роль в жизни обществ*
своем отрицали такжй признание гражданина (индивида) субъектом международного права. На асе были свои идеологические и политические причины. \
Сегодня вопрос получил конституционное решение. Часть 4 ct 15 Конституции Российской Федерации зафиксировала два принципиальных положения. Во-первых, в правовую систему Российской Федерации в качестве ее составной части входят теперь общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, Во-вторых, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены российским законом, то применяются правила международного договора.
Таким образом, примат в настоящем смысле этого слова над внутренними законами имеют только международные договоры Российской Федерации. Что же касается международного права, го оно просто объявляется как бы внутренним. И не вес, а только определенная часть его/ На практике всякий раз возникает вопрос, являются те или иные принципы и нормы международного права общепризнанными. Во всяком случае суды теперь, в особенности Конституционный Суд Российской Федерации, обосновывают свои решения в том числе и ссылками на нормы и принципы международного права. *
Повышение роли международного права связано с процессами интернационализации, расширения международных связей, сотрудничества народов в самых разных областях своей жизни. Государства объединяются п самые разные союзы и сообщества. Вырабатываются единые стандарты повеления. Придается громадное значение между* народно-правовой защите прав и свобод человека и гражданина* Единство мира делает необратимыми процессы сближения национальных правовых систем на базе взаимодействия с системой международного права.
Глава 4. ПРАВОНАРУШЕНИЕ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
§ 1. Понятие, виды и причины правонарушений
Правонарушения составляют лишь часть правового поведения. Последнее охватывает как правомерное, так и неправомерное поведение. Правовое поведение в целом определяют как социально значимое и подконтрольное сознанию и воле поведение граждан и их объединений, предусмотренное правом и влекущее правовые последствия.
__________ Глава 4. Прающрушение и ър*ж*ь*м с/тествснность __________ 37
Правонарушение — это виновное противоправное к вредоносное поведение делюстоспособных лиц, влекущее юридическую ответственность.
Имеются в виду не только физические липа (граждане)» но и так называемые юридические лица, к которым относятся разного рода организации,
Правонарушение — это поведенческий акт, это активное действие, но в некоторых случаях и бездействие (например, неоказание помощи, неисполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей, неисполнение условий договора и т.п.). Событие как юридический факт, к примеру, гибель людей или имушества в результате стихийного бедствия, не является правонарушением, так как не идет речь о поступках людей.
Правонарушением нарушаются нормы права. Это деяние, запрещенное нормами права, противоправное. Поведение, не соответствующее иным социальным нормам — нравственным, корпоративным, обычным, — не будет являться правонарушением, если оно одновременно не запрещено правовыми нормами, если оно уходит в юридически безразличное поведение.
Правонарушение причиняет вред охраняемым правом общественным отношениям^ ушемляет субъективные права участников правоотношения, т.е. это деяние вредное и в силу этого в большей или меньшей степени общественно опасное.
Правонарушение ~ это виновное деяние. Лицо должно сознавать, что оно действует противоправно. Если оно не осознает вредоносности и общественной опасности своих поступков в силу малолетства, невменяемости либо других обстоятельств, то не будет и правонарушения,
Правонарушение — это деяние лица, способного нести юридическую ответственность, дъликтоспособного лица. Нести ответственность за совершенное преступление может человек, достигший определенного возраста. Деликтоспособность организаций наступает, как правило, с момента учреждения (регистрации).
За совершение правонарушения лицо обязано претерпеть определенные неблагоприятные последствия в основном личного или имущественного характера, те. понести юридическую ответственность.
Юридически значимые признаки правонарушения обобщаются в понятие «юридический состав правонарушения*.
По степени общественной опасности правонарушения подразделяют на преступления и проступки-
Преступление — это виновное противоправное повеление, нарушающее нормы уголовного права и наносящее ущерб самым существенным общественным отношениям. «Преступлением признается ви-
* *
58» Раздел I. Государство н пра&о. Их роль в жизни общества
1
Глава 4. Правонарушением юридическая ответегаенносгъ 59
новно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом пол угрозой наказания» (ч. 1 ст. 4 УК РФ).
Преступления — наиболее серьезный внд правонарушений, обладающий самой высокой степенью общественной опасности, поэтому их совершение влечет применение мер уголовного наказания.
Проступки — это все остальные правонарушения, не признанные преступлениями. Они характеризуются меньшей степенью общественной опасности.
Отнесение того или иного деяния к преступлению или к проступку во многом зависит от того, насколько большой вред усмотрел законодатель в том или ином варианте поведения, каков характер этого вреда и насколько острой является потребность в борьбе с такого рода видом противоправного поведения.
В зависимости аг того, в какой сфере жизни проступки были совершены, от вида нарушенных норм права, от характера нанесенного вреда и применяемых к нарушителю санкций выделяют следующие их виды:
Гражданско-правовые проступки — это правонарушения, наносящие вред урегулированным нормами гражданского права имущественным и связанным с ними личным отношениям, а также отношениям, урегулированным определенными нормами трудового, семейного, аграрного права, В отличие от преступлений определения и исчерпывающего перечня гражданских правонарушений в законодательстве не содержится.
Администратибно-правоеые проступки — это правонарушения, наносящие вред общественным отношениям в области государственного управления, которые урегулированы нормами административного, финансового, земельного и некоторых других отраслей права. Административные проступки мешают нормальной исполнительной и распорядительной деятельности государственных органов, посягают на общественный порядок» права и законные интересы граждан.
Дисциплинарные проступки — это правонарушения, наносящие вред внутреннему порядку деятельности п^дприятнй, учреждений, организаций. В отличие от административных, они совершаются по службе. Они подрывают служебную, воинскую, производственную дисциплину и наносят вред нормальному функционированию соответствующих организаций.
Все правонарушения — явления для общества крайне нежелательные. Поэтому общество и государство стремятся к их ликвидации. Сегодня признано, что полного искоренения преступлений, не говоря уже о других правонарушениях, ожидать трудно. Но для успешной борьбы с ними необходимо знать их причины — те обстоятельства, наличие которых обусловливает существование правонарушений.
Определение причин преступности и пра&онарушаемости вообще — проблема серьезных научных исследований. Окончательных Выводов поэтому вопросу нет, да и не может быть, так как в разное время в разных странах у разных народов существует своя система различных материальных, духовных и социальных факторов, выступающих в своей совокупности причиной определенного вида правонарушений. Отдельные авторы, правда, утверждали, что существуют прирожденные ^преступники, поведение которых обуслослено биологически: Они обладают специфическими внешними признаками (асимметрия черепа и лица, сношенный и низкий лоб, массивная нижняя челюсть, большие оттопыренные уши, косоглазие и др.) человека преступного типа, яаляются потенциальными преступниками. Это крайность био-логнзации причин преступности* Есть и другая крайность, когда никакие биологические факторы вовсе не принимаются во внимание, а все дело сводится исключительно к социальным обстоятельствам.