Исходные посылки поиска новых подходов к воспитанию

Воспитание, понимаемое как необходимое условие социа­лизации личности, является экономически и социально обус­ловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции:

— сохранения, воспроизводства, развития культуры;

— обслуживания исторического процесса смены поколе­ний;

— создания условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственно­го развития и жизнетворчества.

Полноценная реализация указанных функций зависит от состояния общества, его стабильности, цивилизованности, внимания, которое оно проявляет к молодежи и деятельно­сти институтов общественно-государственного и семейного воспитания. В современном обществе происходят сложные, противоречивые процессы, - обусловленные противоборством его стремления к обновлению, демократизации, гуманизации и деструктивными явлениями, связанными с экономическими трудностями, девальвацией исторического прошлого, разру­шением культурных ценностей и национальных традиций, вы­падением звеньев экологической цепи и др.

Новые жизненные экономические проблемы, появляющи­еся в связи с вступлением в рыночные отношения, вызывают у людей страх перед будущим, усиливают процессы отчуж­дения. Возникает реальная опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, разобщения поколений, дегуманизации личности и общества. В этих ус­ловиях подрастающее поколение нуждается в социальной защите и педагогической помощи.

Традиционная практика воспитания не ставила я не ре­шала указанных задач, так как исходила из лозунговой по­сылки о том, что все лучшее в нашем обществе принадлежит детям. На самом деле это не так. В последние годы стало очевидным, что в стране отсутствуют необходимые для вы­живания и полноценного развития детей социально-педагоги­ческие условия. Это подтверждает статистика детской смерт­ности, детской заболеваемости, детской преступности и пра­вонарушений, недостаточность государственных ассигнований на образование и воспитание детей, состояние эмоциональ­ного неблагополучия детей и школе и семье, детское одино­чество, явления безнадзорности.

Демократические преобразования создают предпосылки для улучшения положения детей в обществе. Вих реализа­ции ведущая роль принадлежит экономическим и педагоги­ческим факторам, воспитанию.

Однако традиционная практика воспитания в новых ус­ловиях жизнедеятельности общества малопродуктивна. Об этом свидетельствует углубляющееся рассогласование между требованиями воспитания и реальным поведением людей, ко­торое все чаще становится альтернативным.

Несмотря на изменившуюся атмосферу общественной жизни, ее демократизацию и гуманизацию, воспитательная работа в массовой школьной практике по-прежнему осущест­вляется «сверху» и представляет собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности (политическое информирование, нравственно-эстетическое просвещение, об­щественное поручение, поощрение и наказание и т. д.), пред­писывающих воспитуемым роль объектов воздействия, а не субъектов социальной жизни, саморазвития и самоопределе­ния.

В то же время в окружающем социуме растущий чело­век все чаще обнаруживает реальную возможность самосто­ятельного выбора способов поведения, форм общения, источ­ников мировоззрения. Это усугубляет противоречие между потребностью личности в свободном жизненном самоопреде­лении и нормативно-охранительной воспитательной системой, вызывает негативное к ней отношение.

Для возвращения развивающейся личности роли самореализующегося субъекта, способного к жизнетворчеству и самостоятельному, ответственному выбору действия, поступ­ка, позиции, свободному высказыванию собственных взглядов, нужна новая практика воспитания, преодолевающая ту форму воспитательной работы, которая закрепилась в мас­совой школе, где долгие годы все предписывалось человеку извне. Ростки новой воспитательной практики видны в дея­тельности педагогов, ведущих творческий поиск средств раз­вития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе, и эта новая педагогическая действительность дает главное основание для разработки концепции, преодолевающей мето­дологическую недостаточность традиционных подходов.

Преодолению кризисного характера воспитательных отношений в сложившейся социально-экономической ситуации будет способствовать концепция, ориентирующая на возрождение в воспитании ценностей общечеловеческой и национальной культуры, социально-педагогическую поддержку и удов­летворение интересов и потребностей детей и молодежи, и на этой основе — повышение стабилизирующей роли семьи, школы и других воспитательных институтов как гарантов гражданского мира, общественной нравственности, национального согласия и полноценного развития каждого ребенка как гражданина, человека культуры и нравственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: