Воспитание, понимаемое как необходимое условие социализации личности, является экономически и социально обусловленным процессом, выполняющим в обществе прогрессообразующие и стабилизирующие функции:
— сохранения, воспроизводства, развития культуры;
— обслуживания исторического процесса смены поколений;
— создания условий для свободного развития личности как субъекта культуры, исторического процесса, собственного развития и жизнетворчества.
Полноценная реализация указанных функций зависит от состояния общества, его стабильности, цивилизованности, внимания, которое оно проявляет к молодежи и деятельности институтов общественно-государственного и семейного воспитания. В современном обществе происходят сложные, противоречивые процессы, - обусловленные противоборством его стремления к обновлению, демократизации, гуманизации и деструктивными явлениями, связанными с экономическими трудностями, девальвацией исторического прошлого, разрушением культурных ценностей и национальных традиций, выпадением звеньев экологической цепи и др.
|
|
Новые жизненные экономические проблемы, появляющиеся в связи с вступлением в рыночные отношения, вызывают у людей страх перед будущим, усиливают процессы отчуждения. Возникает реальная опасность разрушения системы наследования культурно-исторического опыта, разобщения поколений, дегуманизации личности и общества. В этих условиях подрастающее поколение нуждается в социальной защите и педагогической помощи.
Традиционная практика воспитания не ставила я не решала указанных задач, так как исходила из лозунговой посылки о том, что все лучшее в нашем обществе принадлежит детям. На самом деле это не так. В последние годы стало очевидным, что в стране отсутствуют необходимые для выживания и полноценного развития детей социально-педагогические условия. Это подтверждает статистика детской смертности, детской заболеваемости, детской преступности и правонарушений, недостаточность государственных ассигнований на образование и воспитание детей, состояние эмоционального неблагополучия детей и школе и семье, детское одиночество, явления безнадзорности.
Демократические преобразования создают предпосылки для улучшения положения детей в обществе. Вих реализации ведущая роль принадлежит экономическим и педагогическим факторам, воспитанию.
Однако традиционная практика воспитания в новых условиях жизнедеятельности общества малопродуктивна. Об этом свидетельствует углубляющееся рассогласование между требованиями воспитания и реальным поведением людей, которое все чаще становится альтернативным.
|
|
Несмотря на изменившуюся атмосферу общественной жизни, ее демократизацию и гуманизацию, воспитательная работа в массовой школьной практике по-прежнему осуществляется «сверху» и представляет собой набор стандартных методов и форм педагогической деятельности (политическое информирование, нравственно-эстетическое просвещение, общественное поручение, поощрение и наказание и т. д.), предписывающих воспитуемым роль объектов воздействия, а не субъектов социальной жизни, саморазвития и самоопределения.
В то же время в окружающем социуме растущий человек все чаще обнаруживает реальную возможность самостоятельного выбора способов поведения, форм общения, источников мировоззрения. Это усугубляет противоречие между потребностью личности в свободном жизненном самоопределении и нормативно-охранительной воспитательной системой, вызывает негативное к ней отношение.
Для возвращения развивающейся личности роли самореализующегося субъекта, способного к жизнетворчеству и самостоятельному, ответственному выбору действия, поступка, позиции, свободному высказыванию собственных взглядов, нужна новая практика воспитания, преодолевающая ту форму воспитательной работы, которая закрепилась в массовой школе, где долгие годы все предписывалось человеку извне. Ростки новой воспитательной практики видны в деятельности педагогов, ведущих творческий поиск средств развития личности ребенка в учебно-воспитательном процессе, и эта новая педагогическая действительность дает главное основание для разработки концепции, преодолевающей методологическую недостаточность традиционных подходов.
Преодолению кризисного характера воспитательных отношений в сложившейся социально-экономической ситуации будет способствовать концепция, ориентирующая на возрождение в воспитании ценностей общечеловеческой и национальной культуры, социально-педагогическую поддержку и удовлетворение интересов и потребностей детей и молодежи, и на этой основе — повышение стабилизирующей роли семьи, школы и других воспитательных институтов как гарантов гражданского мира, общественной нравственности, национального согласия и полноценного развития каждого ребенка как гражданина, человека культуры и нравственности.