Концепция воспитания — это совокупность идей и принципов педагогической деятельности, определяющих цель, содержание, позиции и способы взаимодействия воспитателей и воспитуемых в воспитательном процессе. Известные в педагогике концепции всегда имели конкретно-исторический характер, выражали интересы и идеалы определенных социальных групп, обобщали накопленный опыт семейного и общественного воспитания, отражали характер взаимодействия теории и воспитательной практики и, в целом, являлись концентрированным выражением уровня педагогической культуры общества.
Основной вопрос концепции — о цели воспитания и способах ее достижения. Нельзя забывать о том, что обоснование цели воспитания, как к решение его основных проблем, невозможно без анализа и учета особенностей социально-педагогической ситуации, которая их обусловливает и порождает. Поэтому одним из существенных и исходных моментов разработки концепции является осмысление (точнее, переосмысление) реального состояния дел и воспитательных проблем, возникающих в изменяющихся социально-экономических условиях, а также анализ того, что происходит с воспитуемыми и воспитателями в этих условиях, какие новые побудительные силы действуют в современном воспитании, чтобы опереться в его перестройке на внутренние цели и ценности основных участников этого процесса,
|
|
Такой подход указывает на необходимость использовать в качестве ключевых слов разрабатываемой концепции, кроме целей, содержания и методов воспитания, такие понятия, как социально-педагогическая ситуация, ценности, личностный смысл воспитания и 'некоторые другие, позволяющие описать кризисные явления в воспитательной практике и обозначить возможные пути выхода из кризиса. С учетом этого обсуждение концептуальных основ современного воспитания мы намерены осуществить в соответствии со следующими логически связанными шагами:
— анализом современной социально-педагогической ситуации, выделением ее основных проблем и противоречий;
— критическим переосмыслением идеологии современного воспитания, его целей, функций и задач;
— определением базового компонента содержания воспитания;
— обоснованием концептуального подхода к методам и технологиям воспитательного процесса;
— выявлением критериев, реализация которых обеспечивает личностный смысл и эффект воспитания в современных условиях.