Исторический опыт 'показывает, что наиболее существенное влияние на практику воспитания в современной школе оказали такие концепции, как «свободное воспитание» (Ж. Ж. Руссо), «нормативная педагогика» (И. Герберт), «воспитание личности в коллективе» (А. Макаренко), «гуманистическая педагогика» (В. Сухомлинский). Основные идеи и положения этих концепций причудливым образом переплелись в практике современного воспитания, но не нашли в ней глубинного воплощения, так как наши педагоги в условиях командно-административной школьной системы были лишены возможности свободного выбора своей педагогической позиции, самостоятельного формирования собственного педагогического кредо. Главная проблема любой из названных концепций, связанная с выбором способа разрешения противоречия между личностью и воспитательной системой, решалась в массовой школьной практике однозначно — в пользу системы.
Став полностью государственным учреждением, школа не могла не оказать соответствующего влияния на науку, которая ее обслуживала. В соответствии с потребностями школы, выполнявшей социальный заказ тоталитарного государства, наука о воспитании была, по существу, подменена государственной идеологией, и в практике вместо законов воспитания стали действовать идеологические императивы.
|
|
Основным принципом воспитания был провозглашен классовый подход и коренное отличие советского воспитания от воспитания всех эпох и народов; целью воспитания стало формирование «нового человека», борца и строителя коммунизма, свойства и качества которого противопоставлялись общечеловеческим (достаточно вспомнить пресловутые дискуссии о гуманизме социалистическом и гуманизме буржуазном); основой воспитания стал всемогущий коллектив (действовал известный постулат: коллектив — цель, средство и результат воспитания), а личность стала рассматриваться как явление производное, зависимое от коллектива; школе (государственному институту) были переданы, по существу, все воспитательные функции, а семья—главный институт социализации личности—должна была лишь помогать школе. В воспитании были забыты семейный этикет, народные обычаи, национальные традиции, культивировалась идея бесконфликтности процесса смены поколений, создавалась идеологическая иллюзия о непротиворечивости вхождения молодежи в жизнь общества.
Среди идеологических стереотипов, определявших со- держание.воспитательной работы, укажем на воинствующий атеизм, борьбу с буржуазной идеологией, безусловный примат общественного над индивидуальным, подмену права моралью и др. Все это отдалило советскую воспитательную систему от развития мирового педагогического опыта и общечеловеческой гуманитарной культуры. В условиях полной подчиненности воспитательного процесса идеологическим установкам технология воспитания стала укладываться в привычные педагогические действия: потребовать, подсказать, наказать, направить. В результате произошло значительное понижение уровня педагогической культуры воспитателей, возникло существенное рассогласование между практикой и педагогической теорией, которая вопреки действительному положению дел стала ориентироваться на идеальную модель воспитания, утверждая, что школа воспитывает свободную, всесторонне развитую личность.
|
|
На самом же деле традиционная практика воспитания была очень далека от воплощения этой цели,так как она:
— ориентирует на включение молодежи в социальнуюжизнь в репродуктивном статусе;
— воспроизводит исполнителей,действующих по принципу «ты должен», а не «ты можешь»;
— не проводит учащихся через процедурыжизненного, нравственного и профессионального самоопределения;
— представляет собою набор стандартных способоввоспитательной работы, отчуждающих личность ребенка от образовательного процесса;
— оценивается «.по валу», по показателям мероприятий
и видов деятельности без достаточного учета того,какойтип личности и какое человеческое отношение в этой деятельности формируются, что ведет к дегуманизации воспитательных отношений.
Анализ воспитательной работы классных руководителей показывает, что она нередко представляет бессистемный набор разноплановых мероприятий, свидетельствующих о том, что они осуществляют свою деятельность в рамках устаревших норм и представлений, относятся к воспитательной работе, как к вынужденной необходимости, и проявляют в вопросах ее организации функциональную неграмотность. Все это подтверждает, что существующая система воспитания находится в кризисном состоянии и нуждается в идеологическом обновлении.
Методологические ориентиры поиска новых подходов к воспитанию