Ситуации морального выбора в деятельности педагога

Тема 6. Праксиологический (поведенческий) аспект профессиональной педагогической этики

ПЛАН:

1. Ситуации морального выбора в деятельности педагога.

2. Моральные дилеммы в работе педагога и алгоритм их решения.

3. Профессионально-этические конфликты в деятельности педагога и стратегии их разрешения.

4. Этическая защита в педагогическом общении.

Литература

Белухин, Д.А. Как возненавидеть себя, детей и педагогику / Д.А. Белухин. – М.: Дашков и К, 2007. – 128 с.

Канке, В.А. Современная этика: учебник / В.А. Канке. – М.: Изд-во «Омега-Л», 2008. – С. 46-57. (Разд. 1.5 Моральные дилеммы и статус этической теории)

Лобанов, А.А. Культура педагогического общения: учебное пособие / А.А. Лобанов. – М.: Академия, 2004 // электронный ресурс: http://litday.net/pedagogika/obshhie-raboty-po-pedagogike/25972-osnovy-professionalno-pedagogicheskogo-obshhenija.html

Наумчик, В.Н. Этика педагога: учебно-методич. пособие/ В.Н. Наумчик, Е.А. Савченко. – Мн.: Універсітэцкае, 1999. – С. 164-179.


Ситуации морального выбора в деятельности педагога

Моральный выбор – это духовно-практическая ситуация самоопределения личности в отношении принципов, норм, действий. Связан с определенным усилием воли, направленным на достижение поставленной цели. В рамках профессиональной деятельности проблема выбора приобретает особое значение: от выбора специалиста зависит не только его собственное благополучие, но и благополучие всего общества. Первый принципиальный выбор, который должен совершить человек, пришедший в профессию, – это сознательный выбор профессии. Выбирая профессию, человек вместе с ней выбирает и определенную нормативно-ценностную систему профессии и ее миссию. В дальнейшей профессиональной деятельности задача заключается в выборе принципиально-необходимой линии профессионального поведения.

Основные виды ситуаций морального выбора.

1. Выбор между нравственным и безнравственным поведением, который в обычной ситуации человек обычно совершает в пользу нравственности. Однако под давлением обстоятельств (при угрозе жизни самого человека, угрозе его близким, при наличии большой материальной заинтересованности и др.) личность может «сломаться» и выбрать зло.

Каковы потенциальные злоупотребления педагогов?

1) наличие неуместных отношений с учащимися (сексуальных, делового партнерства, дружеские «после школы», совместное распитие спиртных напитков и т.д.);

2) нарушение четко сформулированных школьных правил, инструкций и методик преподавания;

3) невыполнение обязанностей (хаос на уроках, прогулы, опоздания т.д.);

4) навязывание учащимся личных мнений, не связанных с темой урока или поощрения таких, которые не представляют собой общепринятых (крайние политические или религиозные взгляды, мнения по спорным социальным вопросам, интерес к определенной социальной группе и т.д.);

5) предвзятость, пристрастия, а также отсутствие справедливости (на основе любви к одним и нелюбви к другим, по национальной принадлежности, прошлой деятельности, полу и т.п.);

6) унижение учащихся (эмоциональное или психологическое домогательство);

7) нарушение конфиденциальности, вторжение в личную жизнь;

8) вовлечение учащихся в неэтичное (криминальное) поведение;

9) принятие подарков и знаков внимания, услуга за услугу;

10) обман учащихся и их родителей.

2. Выбор между разными видами нравственного поведения:

1) выбор между долгом и склонностями, интересами человека.

2) выбор между своими интересами и чужими интересами.

3) выбор между личными убеждениями и общественным мнением.

4) выбор между различными видами обязанностей личности. и.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: