Профессионально-этические конфликты в деятельности педагога и стратегии их разрешения

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение, острый спор) – это предельный случай обострения противоречий, сопровождающийся острыми эмоциональными переживаниями.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений. Подразделяются на аксиологические (столкновение различных ценностей) и деонтологические (столкновение различных видов долга).

Особенность всех конфликтов такова, что, помимо содержательной стороны, у него есть психологическаясоставляющая:

- высокая психическая напряженность субъектов, возбуждающая подсознательные инстинкты;

- неуправляемость эмоциями, стереотипами поведения, рассогласование между чувствами и мыслями;

- перенос причин неудач на противника;

- формирование отрицательных установок по отношению к оппоненту;

- демонстрация враждебности, агрессивности;

- нанесение преднамеренного или непреднамеренного физического или морального ущерба оппоненту;

- перенос конфликтных отношений на другие формы взаимоотношений.

Выделим некоторые виды конфликтов, возникающих в педагогическом пространстве. Условно разделим их на внутриличностные («скрытые») и межличностные («открытые»).

Внутриличностные конфликты:

1. Конфликты, обусловленные различными профессиональными обязанностями, их многообразием и неопределенностью.

2. Конфликты из-за столкновения различных ролей, исполняемых учителем.

3. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между ролевыми обязанностями и стремлением к профессиональной карьере.

Межличностные конфликты:

1. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен.

2. Конфликты, в которых происходит нарушение учителем норм педагогической этики.

3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа роли учителя.

4. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональной роли учителя.

5. Конфликты, связанные с чрезмерной административной зависимостью учителя от системы образования как социального института.

Сценарии развития конфликтов связаны с ценностными ориентациями, с характером принятых ролей, содержанием мотивации деятельности, которые определяют характер и направленность поведения личности в конфликте.

При разрешении конфликта могут быть использованы пять стратегий:

1. Избегание.

2. Уступчивость.

3. Соперничество.

4. Компромисс.

5. Сотрудничество

Эффективность решения конфликтов нарастает от избегания к сотрудничеству

В социальной психологии выделяют прямые и косвенные методы разрешения конфликтов.

И прямые, и косвенные методы должны основываться на этических нормах, не ущемлять человеческое достоинство.

Этическая культура поведения в конфликте предполагает:

1. Говорить только о предмете спора, стремясь не расширять, а сужать конфликтную ситуацию.

2. Не допускать обидных замечаний, обращений, брани.

3. Стремиться не только изложить свою точку зрения, но и понять другого.

4. Помнить, что одну и ту же ситуацию разные люди переживают и осмысливают по-разному, поэтому нежелательно обвинять друг друга «во лжи», лучше разобраться в причине расхождений.

5. Стремиться к конструктивному подходу: возможно, это позволит устранить причину конфликта.

6. Без необходимости не включать в ссору третьих лиц, которые будут стеснять и нервировать, а мнение их необязательно окажется объективным.

7. Уметь признать свою неправоту.

8. Если ссора возникла по уже известному поводу, можно договориться о перенесении ее на более позднее время; в таких случаях страсти остывают, и процесс выяснения отношений происходит более мирно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: