Моральные дилеммы в деятельности педагога и алгоритм их решения. Моральная дилемма (от греч

Моральная дилемма (от греч. di(s) – дважды и lemma – предположение) – это ситуация, при которой выбор одной из двух противоположных возможностей одинаково затруднителен. Проблемность ситуации дилеммы состоит в том, что выбор оставляет человека в драматическом, а подчас и в трагическом положении.

Моральные дилеммы в педагогической работевозникаютв связи с тем, что ее субъекты имеют различные, но равновесные интересы, требования и ценности. Поэтому происхождение этических дилемм связано с противоборством норм, цен­ностей, ролей, которые разделяют и исполняют субъекты педагогического взаимодействия.

Выделим некоторые дилеммы, с которыми сталкиваются педагоги.

1) «Служение в профессии» или «жизнь за счет профессии».

2) Знание или достоинство ученика..

3) Патернализм или самоопределение ребенка.

4) Необходимость говорить правду или интересы ребенка.

5) Конфиденциальность или интересы других людей.

6) Обязательство придерживаться законов или защита ребенка.

7) Профессиональная ответственность или корпоративная ответственность.

8) Коллегиальность или «доносительство».

9) Личные ценности или профессиональные ценности.

Таким образом,наличие дилемм свидетельствует о драматизме и неординарности этического выбора. В данных ситуациях выбор не может осуществляться в рамках жесткой деонтической логики («обязательно», «запрещено», «безразлично»). Их разрешение предполагает использование логики сравнительных оценок («лучше», «хуже», «равноценно») и органично включается в этику ответственности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: