Наука тесно взаимодействует с техникой и промышленностью. Современные производственные технологии разрабатываются и совершенствуются на научной основе. Более того, сегодня считается самоочевидным, что только те производственные технологии оказываются конкурентоспособными, которые имеют под собой обоснованную научную базу. Но раньше, до эпохи «большой науки», научные и технические революции происходили независимо друг от друга. Например, в лёгкой промышленности Англии основные изобретения (начиная со второй половины XVIII в.), приведшие к значительному индустриальному подъёму, были совершены отдельными изобретателями вне связи с научными разработками. Теперь же технические усовершенствования в развитых странах поставлены на конвейер, производятся на научной основе. Иными словами, сращение науки и техники является важнейшей отличительной чертой нынешнего уровня цивилизации.
Сегодня наука непосредственно участвует в процессах производства: она не только непосредственно снабжает промышленную сферу технологиями, но и сообщает ей научный потенциал, придавая ей такую же новационную заострённость, какой обладает сама. Это проявляется в процессах постоянного ознакомления персонала с новыми научно-прикладными достижениями, а также в процессах непрерывной перестройки самого производства, готовности оперативно реагировать на любые новшества, способные оптимизировать промышленный потенциал. Влияние науки сказывается и в проникновении научного подхода в управленческие стратегии — составление прогнозов, программ деятельности, повышение уровня контроля за процессом производства. Причём важную роль здесь играют результаты исследований гуманитарного цикла: данные инженерной психологии, эргономики, социальной психологии, технической эстетики,
|
|
педагогики оказывают непосредственное воздействие на повышение эффективности использования человеческого фактора.
Экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния науки. Авангард в политико-экономическом состязании составляют те страны, которые лидируют в наукоёмких технологиях, производят наиболее мощные информационные, производственные, интеллектуальные системы и средства. Страны, которые не выдерживают темпа состязания (или вообще не участвуют в нем), быстро попадают в «тупик» социального развития, обречены играть бесперспективную, вечно вторую роль на международной арене. Убедительным примером этого может служить развал Советского Союза к началу 1990-х гг. Ищут разные причины объяснения данного феномена, в т. ч. и субъективного характера. Но не стоит забывать и о том, что уже с 1970-х гг. СССР заметно терял свой экономический и технологический потенциал, что привело к объективному выключению его из политико-экономической гонки.
|
|
Роль науки, научных знаний и технологий в жизни развитых стран настолько велика, что сегодня, говоря о них, используют термин «постиндустриальное общество». Это понятие ещё в 1960-е гг. предложил американский социолог Дэниел Белл. Концепцию постиндустриального общества развивали также А. Тоффлер, А. Турен и др. Согласно этой концепции прежний индустриальный тип хозяйствования перестал играть ведущую роль в жизни современного общества. Наиболее перспективные пути теперь открываются перед теми странами, которые осуществляют (и во многом уже осуществили) интеллектуально-информационный прорыв.
Как известно, в последнее десятилетие, примерно с 1993 г. происходят события исключительной важности, связанные со становлением глобальной информационной сети Интернет. Уже сейчас ясно, что на наших глазах осуществляются революционные преобразования во всех сферах жизни. Может быть, информационная глобализация — это один из самых серьёзных качественных скачков в человеческой истории, о возможных последствиях которого мы пока даже не имеем представления. Разработка и внедрение информационных технологий становятся сегодня важнейшим фактором государственной политики в лидирующих странах. Интернет — это новая реальность, новое информационное пространство. Интернет радикально изменяет быт, образование, здравоохранение, управление, бизнес и другие сферы, создавая возможность работать в них «со скоростью мысли»1.
Информационная глобализация, пожалуй, наиболее яркая черта современного этапа постиндустриальной перестройки лидирующих государств. Вообще же постиндустриальные процессы — усиление наукоёмких отрас-
1 Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М, 2001.
лей деятельности и снижение роли промышленности — начались уже в 60-70-е гг. XX в., но полностью постиндустриальное общество стало явью в 1980-1990-е гг. Это выразилось во множестве серьёзных общественных изменений в преобладании «сервисной» экономики в лидирующих странах, существенном возрастанием роли интеллектуальных технологий, индустрии знаний, росте количества работников интеллектуальной сферы, достижение высокого уровня жизни, относительном замыканием экономики и финансовых потоков развитых стран на собственных внутренних потребностях1.
Таким образом, сегодня науке принадлежит ведущая роль в мировоззренческих ориентирах современной цивилизации. Сциентизация, информатизация, постиндустриализация являются важнейшими общественными процессами. В наши дни не только экономика и политика, но фактически все сферы общественной жизни оказываются под глубоким воздействием науки. Наука вошла в быт, здравоохранение, управление, военное дело и даже искусство, развлечения и сами человеческие отношения. Под влиянием новых научных открытий, усовершенствований и изобретений непрерывно изменяются условия и среда жизнедеятельности общества. Модернизация, или осовременивание, происходит не только безостановочно, но и в режиме возрастающего ускорения. Необходимость осмыслить этот процесс приводит нас к анализу обобщённого феномена техники.