Проявления модернизации

Наука тесно взаимодействует с техникой и промышленностью. Совре­менные производственные технологии разрабатываются и совершенству­ются на научной основе. Более того, сегодня считается самоочевидным, что только те производственные технологии оказываются конкуренто­способными, которые имеют под собой обоснованную научную базу. Но раньше, до эпохи «большой науки», научные и технические революции происходили независимо друг от друга. Например, в лёгкой промышленно­сти Англии основные изобретения (начиная со второй половины XVIII в.), приведшие к значительному индустриальному подъёму, были совершены отдельными изобретателями вне связи с научными разработками. Теперь же технические усовершенствования в развитых странах поставлены на конвейер, производятся на научной основе. Иными словами, сращение науки и техники является важнейшей отличительной чертой нынешнего уровня цивилизации.

Сегодня наука непосредственно участвует в процессах производства: она не только непосредственно снабжает промышленную сферу техноло­гиями, но и сообщает ей научный потенциал, придавая ей такую же новационную заострённость, какой обладает сама. Это проявляется в процессах постоянного ознакомления персонала с новыми научно-прикладными достижениями, а также в процессах непрерывной перестройки самого про­изводства, готовности оперативно реагировать на любые новшества, спо­собные оптимизировать промышленный потенциал. Влияние науки сказы­вается и в проникновении научного подхода в управленческие стратегии — составление прогнозов, программ деятельности, повышение уровня конт­роля за процессом производства. Причём важную роль здесь играют ре­зультаты исследований гуманитарного цикла: данные инженерной пси­хологии, эргономики, социальной психологии, технической эстетики,


педагогики оказывают непосредственное воздействие на повышение эф­фективности использования человеческого фактора.

Экономическое благосостояние стран непосредственно зависит от состояния науки. Авангард в политико-экономическом состязании со­ставляют те страны, которые лидируют в наукоёмких технологиях, произ­водят наиболее мощные информационные, производственные, интеллек­туальные системы и средства. Страны, которые не выдерживают темпа состязания (или вообще не участвуют в нем), быстро попадают в «тупик» социального развития, обречены играть бесперспективную, вечно вторую роль на международной арене. Убедительным примером этого может слу­жить развал Советского Союза к началу 1990-х гг. Ищут разные причины объяснения данного феномена, в т. ч. и субъективного характера. Но не стоит забывать и о том, что уже с 1970-х гг. СССР заметно терял свой экономический и технологический потенциал, что привело к объективно­му выключению его из политико-экономической гонки.

Роль науки, научных знаний и технологий в жизни развитых стран на­столько велика, что сегодня, говоря о них, используют термин «пост­индустриальное общество». Это понятие ещё в 1960-е гг. предложил американский социолог Дэниел Белл. Концепцию постиндустриального об­щества развивали также А. Тоффлер, А. Турен и др. Согласно этой концеп­ции прежний индустриальный тип хозяйствования перестал играть веду­щую роль в жизни современного общества. Наиболее перспективные пути теперь открываются перед теми странами, которые осуществляют (и во многом уже осуществили) интеллектуально-информационный прорыв.

Как известно, в последнее десятилетие, примерно с 1993 г. происходят события исключительной важности, связанные со становлением глобальной информационной сети Интернет. Уже сейчас ясно, что на наших глазах осу­ществляются революционные преобразования во всех сферах жизни. Может быть, информационная глобализация — это один из самых серьёзных ка­чественных скачков в человеческой истории, о возможных последствиях которого мы пока даже не имеем представления. Разработка и внедрение информационных технологий становятся сегодня важнейшим фактором государственной политики в лидирующих странах. Интернет — это новая реальность, новое информационное пространство. Интернет радикально изменяет быт, образование, здравоохранение, управление, бизнес и другие сферы, создавая возможность работать в них «со скоростью мысли»1.

Информационная глобализация, пожалуй, наиболее яркая черта совре­менного этапа постиндустриальной перестройки лидирующих государств. Вообще же постиндустриальные процессы — усиление наукоёмких отрас-

1 Гейтс Б. Бизнес со скоростью мысли. М, 2001.


лей деятельности и снижение роли промышленности — начались уже в 60-70-е гг. XX в., но полностью постиндустриальное общество стало явью в 1980-1990-е гг. Это выразилось во множестве серьёзных общественных изменений в преобладании «сервисной» экономики в лидирующих странах, существенном возрастанием роли интеллектуальных технологий, индустрии знаний, росте количества работников интеллектуальной сферы, достижение высокого уровня жизни, относительном замыканием экономики и финансо­вых потоков развитых стран на собственных внутренних потребностях1.

Таким образом, сегодня науке принадлежит ведущая роль в мировоз­зренческих ориентирах современной цивилизации. Сциентизация, инфор­матизация, постиндустриализация являются важнейшими общественными процессами. В наши дни не только экономика и политика, но фактически все сферы общественной жизни оказываются под глубоким воздействием науки. Наука вошла в быт, здравоохранение, управление, военное дело и даже искусство, развлечения и сами человеческие отношения. Под влия­нием новых научных открытий, усовершенствований и изобретений непре­рывно изменяются условия и среда жизнедеятельности общества. Модер­низация, или осовременивание, происходит не только безостановочно, но и в режиме возрастающего ускорения. Необходимость осмыслить этот про­цесс приводит нас к анализу обобщённого феномена техники.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: