В рамках этики следует выделять особую область, называемую деонтологией (от гр. deon — «надлежащее, должное»). Этот термин предложил в XIX в. английский философ И. Бентам для названия теории морального поведения. Деонтология науки имеет более узкую и конкретную сферу приложения, чем этика науки в широком смысле. Разумеется, в деонтологии преломляются различные этические концепции, но в целом она достаточно специализирована, нацелена на рассмотрение конкретной профессии и ее внутренних аспектов. Скажем, медицинская деонтология охватывает круг проблем, связанных с профессиональной деятельностью медиков, прежде всего проблем отношений медиков с пациентами и их родственниками, а также взаимоотношений медицинских работников между собой. Этика науки как анализ широкого социально-этического контекста научной деятельности и деонтология науки могут быть несколько упрощённо представлены как внешняя и внутренняя этика научной деятельности.
Деонтологические требования составляют профессиональный кодекс чести учёного. Вкратце остановимся на некоторых из них. От учёного требуется повышенное стремление к точности, скрупулезности и аккуратности, выражаемое даже в некотором педантизме. Это сочетание строгого отношения и одновременно известной терпимости к мнениям других учёных. Известно, что как убеждённость в собственной непогрешимости, выражающаяся в неприятии любых иных позиций, так и излишнее благодушие относительно всевозможных точек зрения являются плохими помощниками учёного. Учёный должен уметь относиться максимально беспристрастно и к своим собственным, и к чужим взглядам. Это означает и способность отделять идеи от личностей: умение без обиды выдерживать и принимать критику в свой адрес, критиковать других только уважительно и только конструктивно. В научной деонтологии существует как бы негласная презумпция уважения, разумеется, в научном сообществе кто-то более авторитетен, а кто-то — менее, но формально уважения достойны все учёные (в т. ч. удалённые географически или исторически). Поэтому долг научной вежливости состоит в точном цитировании источника, в указании тех работ, которые существенно повлияли на формирование собственной точки зрения, в освещении в своих публикациях круга родственных работ вне зависимости от своего личного к ним отношения. Кроме того, принято благодарить на страницах научного текста за помощь (материальную, концептуальную) в проведении собственного исследования.
|
|
И конечно, важнейшим деонтологическим требованием является научная честность, запрещающая учёному умышленно присваивать себе чужие результаты, манипулировать данными, представлять на суд сообщества сознательно недостоверный материал, имитировать экспериментальную дея-
|
|
тельность, которая на самом деле не проводилась, публиковать только положительные результаты своих исследований, умалчивая об отрицательных и т.п. Лицо, прибегающее к подобного рода действиям, теряет уважение профессионалов и автоматически перестаёт входить в научное сообщество, т.к. оно организовано этико-деонтологическими отношениями и, по сути дела, только ими.
Добавим, что научная добросовестность приобретает в наше время особое значение, когда эксперименты стати настолько сверхсложными и дорогостоящими, что их никто не сможет повторить. В этом случае сама научность эксперимента, как подчёркивает Р. Том, «становится делом чистой деонтологии», касающейся правильного использования инструментов, точности протоколов и отчётов и т.п. Наука должна быть честной и предельно открытой; в этом плане эксперименты в закрытых лабораториях, связанные с секретностью (коммерческой, военной и т.п.), не могут считаться в строгом смысле научными1.