Клинической практики


Некоторые из них могут касаться восприятия психотерапевта-

гетеросексуала. Одна клиентка-лесбиянка сообщила мне сле

дующее:

«Я обратила внимание на то, что стараюсь не говорить психотера

певту о некоторых вещах. Так, например, я не хотела говорить пси

хотерапевту о негативном опыте своих отношений с мужчинами,

потому что психотерапевт могла подумать: "Ага, вот почему она

стала лесбиянкой". Я сомневаюсь в том, что она сможет понять то,

что я счастлива быть лесбиянкой».

Попытки клиента скрыть часть информации представляют


для


психотерапевта-гетеросексуала серьезную


проблему. Кли


ент может подозревать, что психотерапевту свойственна гомо

фобия или он придерживается гетеросексуальных принципов


до тех пор, пока тот не


продемонстрирует клиенту, что может


быть


непредвзятым и


обучаться


новому. Об этом


свидетель


ствует следующее описание, сделанное другим моим коллегой:

«В ходе моей психотерапевтической работой с мужчиной-гетеро-


сексуалом... я вполне


искренно заявил, что его


гетеросексуаль-


ность не является для меня помехой, так же как не является поме

хой то, что я — гей. Клиент был хорошо знаком с нашей субкуль

турой, восприимчив и проявлял интерес к вещам, которые были

ему еще плохо известны. К примеру, я сообщил ему о фонде Тер-

ренса Хиггинса, о видеофильме, демонстрирующем безопасный

секс для геев — он даже купил этот фильм, чтобы показывать в

ходе проводимых им занятий, посвященных сексуальному воспи

танию. Я чувствую его понимание и поддержку — он ни разу не дал

мне повода думать, что считает мою сексуальность проблемой».


Мы не можем


оставить без


благодарности и


похвалы тех


психотерапевтов-гетеросексуалов, которые читают эту книгу и

задаются вопросом, в какой мере они могут быть полезны сво

им клиентам — лесбиянкам, геям и бисексуалам.

Не стоит забывать о том, что 37 % мужчин имели опыт хотя

бы одного гомосексуального контакта, закончившегося оргаз


мом.


Многие мужчины-гетеросексуалы могли иметь


гомосек


суальные связи и в то же время быть отягощенными гомофо-


1 0 8 | Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ



бическими


предрассудками. Это не может не


вызывать у них


чувств тревоги и растерянности. Очень важно, чтобы они осо

знавали свои чувства, связанные с их работой с клиентами не

традиционной сексуальной ориентации.


Интернализированная


гомофобия


Лесбиянки, геи и бисексуалы хорошо осознают, что определен

ная часть общества не желает мириться с самим фактом их су

ществования. Ненависть и предрассудки, характерные для не

которых людей, порой растут как раковая опухоль и обладают


«внутрипсихической


злокачественностью» (Forstein, 1988,


р. 34).


Интернализированная


гомофобия является одной из


центральных проблем при работе с представителями сексуаль

ных меньшинств. Некоторые психотерапевты читали об интер-

нализированной гомофобии, и в данной главе содержится по

лезная информация, позволяющая различать и осознавать это

явление, а также ему противодействовать.

«Негативные чувства по поводу своей сексуальной ориентации мо

гут принять генерализованный характер и серьезно отразиться на

мироощущении человека. Это может проявляться в широком диа


пазоне признаков — от склонности к


переживанию собственной


неполноценности, связанной с проявлением негативного отноше

модеструктивного поведения» (Gonsiorec and Rudolph, 1991, p. 166).


«В


определенный момент


психотерапии каждый гей может зая


вить о том, что чувствует себя


несчастным и


неудовлетворенным


из-за своей гомосексуальности. Социализация любого гея предпо


лагает


интернализацию того унижения, которое он


переживает»


(Isay, 1989, р. 120).

Любой гей, бисексуал или лесбиянка,


выросшие в


Велико


британии, так или иначе интернализируют негативное отноше


ние


общества к


сексуальным


меньшинствам. Хотя


большин


ство геев рады быть геями, на определенном, чаще всего неосо

знаваемом уровне многие из них испытывают по этому поводу


дискомфорт. Задачей


психотерапевта является выявление по-


Глава 3.


Гомофобия и


гетеросексизм I 1 09


добных негативных переживаний и помощь в их осмыслении и

признании того, что эти чувства — не что иное, как результат

критического отношения общества к его сексуальности, кото

рая является вполне естественной и здоровой.

Важно, чтобы психотерапевт не боялся спрашивать клиен

та о его негативных переживаниях, вызванных сознанием сво

ей принадлежности к сексуальным меньшинствам. Использо

вание аффирмативной гей-психотерапии отнюдь не означает,

что специалист должен демонстрировать клиенту свой опти

мизм. Если обсуждение подобных негативных переживаний

происходит в атмосфере взаимного доверия, когда клиент чув

ствует, что его сексуальность принимается психотерапевтом,

он не будет воспринимать попытки специалиста обсуждать эти

переживания как стремление изменить его сексуальную ориен

тацию либо как проявление свойственной психотерапевту го-

мофобии. Тем не менее психотерапевт должен допускать, что

некоторые клиенты могут воспринять его вопросы именно та

ким образом. Кроме того, для некоторых представителей стиг

матизированных социальных групп из-за постоянных униже

ний весьма характерно демонстрировать свою «лояльность» по

знают свои негативные чувства, связанные с принадлежностью

к ним.

Психотерапевт должен осознавать, что клиент может вос

принимать его как носителя социальных и семейных запретов,

направленных против гомосексуальности, а потому проециро

вать на специалиста сильные негативные переносы. Обсужде

ние сексуального поведения представляет для лесбиянок, геев

и бисексуалов особую сложность. Чтобы побудить клиента к

большей открытости и предоставить психотерапевту необходи


мую


информацию, тому необходимо чувствовать себя доста


точно свободно.

Кармен де Монтефлорес (Carmen de Monteflores, 1986) пе


речисляет четыре


интрапсихических и


межличностных меха


низма преодоления гомофобии и гетеросексизма:

1. Ассимиляция. «Центральный вопрос ассимиляции связан с

выживанием». Ассимиляция предполагает имитацию пове

дения, установок и языка доминирующей группы для того,


1 1 0 I Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ


2.


чтобы получить «пропуск» в общество. Результатом этого

является «ощущение предательства по отношению к само

му себе, чувство неловкости и отчуждения от ценностей сво

ей культурной группы» (de Monteflores, 1986, pp. 75-76).

Кроме того, из-за ощущения своей «невидимости» для окру

жающих, включая самых близких людей, могут возникнуть

чувства вины, сожаления и гнева.

Конфронтация. Примером этого является процесс «обнару

жения» себя представителем сексуальных меньшинств.

Бросая вызов негативным стереотипным оценкам большин

ства, представители сексуальных меньшинств «трансфор

мируют свою слабость в силу» (de Monteflores, 1986, p. 77).

«Обнаружение» начинается с укрепления чувства собствен

ного достоинства и обычно имеет своим результатом при

знание обществом «новой» идентичности представителя

сексуальных меньшинств. Некоторые из них, встречаясь с

проявлениями стигматизации, склонны открыто проявлять

свой гнев, порой даже не вполне адекватный ситуации (см.

описание хода работы с клиентом по имени Джеми в

восьмой главе этой книги).


3. Геттоизация. Геттоизация предполагает жизнь в пределах

географических и психологических границ определенной

субкультуры. В большинстве городов, где имеются крупные

сообщества лесбиянок и геев, можно найти определенные

районы, где проживает значительный процент представите

лей сексуальных меньшинств. Субкультура меньшинств

поддерживается лишь благодаря объединению их предста

вителей друг с другом, чтению газет и книг соответствую

щей направленности, общению в специально отведенных

для представителей сексуальных меньшинств местах. Ино

гда это сопровождается конфронтацией с гетеросексуалами,

их культурными нормами и признанием их как явлений рав

ного порядка или даже патологических (см. с. 62).

4. Специализация. Де Монтефлорес (de Monteflores, 1986, p. 80)

определяет специализацию как «восприятие себя в качестве

существа особого рода, наделенного уникальными свой

ствами — например, экзотичностью — либо особыми талан

тами; как имеющего превосходство над другими в силу пе-


Глава 3.


Гомофобия и гетеросексизм I 1 1 1


ренесенных страданий, а также как принадлежащего к груп

пе "избранных" или "изгнанных"». Все это, конечно же, яв


ляется


проявлением


психологической защиты в форме ра


ционализации (см. ниже в этой главе Margolies et al., 1987).

Софи (Sophie, 1988) выделяет шесть копинговых стратегий,

используемых ее клиентками-лесбиянками и позволяющих им


прийти к


согласию со своей


сексуальной


ориентацией. Эти


стратегии являются эффективными в преодолении интернали-


зированной

бисексуалами.


гомофобии и могут быть


использованы геями и


1.


Когнитивная реструктуризация


является одним из основ


ных средств преодоления или нейтрализации интернализи-


рованной

взгляда на


гомофобии и

собственную


формирования

сексуальность.


положительного

Психотерапевт мо


жет помочь в этом


клиенту,


проявляя


готовность к обсуж


дению стереотипов


негативной оценки обществом лесбия


нок, геев и бисексуалов и многообразия их жизненных сти


лей.


Библиотерапия (психотерапевтическое использование


соответствующей


литературы


аффирмативного


характера,


2.


реалистической и фантастической) может быть также очень

полезна.

Избегание негативной идентичности. Софи (Sophie, 1985,


1988)


обнаружила


различие между


представительницами


клинической и неклинической популяций, заключавшееся


в том, что последние предпочитали себя не


«обнаруживать»


до тех пор, пока не


чувствовали, что их сексуальная иден


тичность может быть


воспринята


окружающими если не


положительно, то, по крайней мере,


нейтрально. Как след


ствие,


психотерапевт должен давать


клиенту,


переживаю


щему


амбивалентные чувства по поводу своей


гомосексу


альности, возможность определить, насколько для него це


лесообразно себя

«Необходимо помнить об


«обнаруживать». Софи

огромном разнообразии


отмечает:


сексуального


опыта, характерного для участников этого и других исследований,

что является явным контрастом по сравнению с дихотомизирован-

ным взглядом на сексуальную ориентацию (см., например, Bell and

Weinberg 1978, Shively et al., 1983-1984). Вполне возможно, что

клиент — не гомосексуал и не гетеросексуал, а нечто среднее. Это


1 1 2 I Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ


требует от психотерапевта высокой сенситивности, учета проти

воречивости и сложности возможных форм сексуальной ориента

ции. И психотерапевт, и клиент должны признавать многообразие

вариантов сексуальной ориентации» (Sophie,1988, р. 58).

3. Адаптация ярлыка сексуальной идентичности. Используя

ярлык сексуальной идентичности, человек обозначает свою

принадлежность к определенному сообществу, что обеспе

считавшие себя гетеросексуалами, осознавая изменения в

своей сексуальной ориентации и устанавливая более тесные

связи с сообществами лесбиянок или геев, идентифициру

ют себя в качестве бисексуалов. Они полагают, что бисексу

альная идентичность менее стигматизирована и позволяет

им сохранять связь с гетеросексуальными нормами. Тем не

менее гомофобия среди гетеросексуалов распространяется

и на бисексуалов, а бифобия среди лесбиянок и геев может

го, если человек слишком долго не решается осознать свою

идентичность, это мешает ему установить связи с сообще

ствами лесбиянок или геев. Многие бисексуалы в настоящее

время используют такой ярлык своей сексуальной идентич

ности, который позволяет им достаточно адекватно вклю

читься в сообщество бисексуалов (см. «Приложение 2»).


4.

5.


Самораскрытие. «Обнаружение» себя и открытое обозначе

ние своего отличия от гетеросексуальных норм в общении

со значимыми для клиента людьми является и весьма эф

фективной стратегией преодоления интернализированной

гомофобии. Этот процесс детально описан в четвертой гла

ве. Здесь же имеет смысл отметить, что скрытая интернали-

зированная гомофобия ведет к такому «обнаружению», ко

торое нередко осложняется негативными последствиями,

поддерживающими низкую самооценку.

Контакты с другими лесбиянками, геями и бисексуалами.

Это помогает преодолеть прежние негативные стереотипы

и получает развитие в последней из приводимых Софи стра

тегий.


6. Привычная гомосексуальная идентификация предполагает,

что человек признает свою гомосексуальность вполне при-


Глава 3. Гомофобия и гетеросексизм [113

вычной. При этом сексуальные связи с лицами того же пола

и контакты с представителями сообществ лесбиянок, геев и

бисексуалов уже не воспринимаются как странные, но пре


вращаются в


регулярную


практику.


Параллельно с этим


преодолевается и интернализированная гомофобия.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: