Сексуальность


В этой главе рассматривается


феномен,


известный под назва


нием


«обнаружение», и предпринимается попытка объяснить,


почему он играет важную роль в


формировании


сексуальной


идентичности лесбиянок и геев. Кроме того, описываются не


которые пути,


посредством которых происходит


«обнаружение»,


проводится


параллель между этим


процессом и


развитием


идентичности «цветного» населения и инвалидов, а также рас


сматривается, как


«обнаружение»


протекает у


бисексуалов.


Особое внимание обращается на случаи, когда в процессе «об


наружения» у


человека


возникают те или иные


препятствия,


в связи с чем приводятся клинические примеры.

Первым делом необходимо определить, что означает поня


тие


«обнаружение», после чего


выяснить, почему оно столь


важно для формирования

геев и бисексуалов.


здоровой


идентичности лесбиянок,


«"Обнаружение" предполагает комплекс изменений во внутри- и

межличностной сферах и часто начинается в подростковом возра

сте, продолжаясь в последующем, сопровождая разные события,

связанные с открытым признанием человеком своей сексуальной

ориентации» (Hanley-Huckenbruck, 1989, р. 21).


Кохен и Штейн (Cohen and Stein, 1986, p. 32)

«обнаружение» как


определяют


«термин, означающий сложный процесс развития, связанный на


психологическом уровне с


осознанием и


открытым


признанием


1 24 |


Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ


ВОПРОСЫ


собственных гомосексуальных чувств и мыслей. Для некоторых

людей "обнаружение" означает публичное признание своей при

влияют на то, будет ли формирующаяся у человека идентичность

восприниматься им как положительное или отрицательное явле

ние».

Почему «обнаружение» так важн о

Эриксон (Erikson, 1946) показал, что человек в процессе свое

го психического развития, решая различные задачи, проходит


восемь стадий.


Формирование психической идентичности


предполагает интеграцию сексуальности в целостный образ

«Я», и это чрезвычайно важно для психического здоровья че

ловека. В то же время Эриксон указывает на то, что формиро

вание идентичности представляет собой комплексный процесс

взаимодействия между личностью и обществом. Поскольку

формирование идентичности геев и лесбиянок в отягощенном

гомофобией обществе протекает во многом иначе, чем у гете-

росексуалов, их психическое развитие означает интеграцию

стигматизированной сексуальности в их образ «Я». Стигмати

зация, детально описанная в предыдущей статье, связана с по

нятием гомофобии.

В последние двадцать с лишним лет были предложены раз

личные психологические модели, позволяющие описать про

цесс «обнаружения» (Grace, 1977; de Monteflores and Schultz,

1978; Kimmel, 1978; Cass, 1979; Trioden, 1979; Woodman and

Lenna, 1980; Coleman 1981/82; McDonald, 1982; Minton and

McDonald, 1983/84). В этой главе будут рассмотрены модели

Касса, Колемана, а также модель Вудмана и Ленны. Их можно

считать комплиментарными по отношению друг к другу, хотя

в отдельных частях они вступают друг с другом в противоре

чие. Как было показано в первой главе, до сих пор не выявлено

определенных «причин» гомосексуальности, а потому процесс

признания человеком своей гомосексуальной ориентации про

должает вызывать споры. Приводимые здесь три модели «об

наружения» могут помочь психотерапевтам и клиентам лучше


понимать динамику формирования гомосексуальной идентич

ности.

Одна из основных проблем использования этих моделей

заключается в том, что они построены на предположении, буд

то человек может быть либо гетеросексуалом, либо геем. Оши

бочность этого вывода была показана в первой главе. Тем не

менее многие психотерапевты и ученые продолжают ему сле

довать. Поэтому для психотерапевтов, а иногда и для клиентов

особую сложность представляет определение того, является ли

клиент «настоящим» бисексуалом или его бисексуальность

следует рассматривать лишь как защитный механизм (сопро


тивление признанию обгтвенной


гомосексуальности). По


скольку у многих людей сексуальная ориентация с течением

времени изменяется, иногда имеет место сопротивление при

знанию себя и в качестве гомосексуала, и в качестве бисексуа

ла, проявляющееся либо в форме рационализации, либо в от

рицании собственной гомосексуальности, а также «настоящей»

бисексуальности.

Важно отметить, что данные модели не следует восприни

мать в качестве линейного описания процесса формирования

сексуальной идентичности. Люди, как правило, не переходят

последовательно от одной стадии к другой (McDonald, 1982),

и клиент одновременно решает задачи, относящиеся сразу к не

скольким стадиям. Приводимые модели следует рассматривать

лишь как описательные, помогающие определить наиболее ак

туальные для человека задачи формирования его сексуальной

идентичности. Их вряд ли можно использовать для прогнози

рования этого процесса. В то же время они задают определен

ную теоретическую основу, помогающую психотерапевту и

клиенту лучше понять происходящее. Предполагается, для

того чтобы достичь более полной интеграции своей сексуаль

ности, человек должен пройти каждую из стадий, но это не оз

начает, что его сексуальная идентичность будет представлять

собой нечто неизменное.

На процесс «обнаружения» оказывают влияние разные фак

торы — такие как пол, раса или национальность, место житель

ства (город или провинция), диапазон изменчивости сексуаль

ного поведения, ценности и установки общества в данный мо-


1 2 6 | Часть I.


ФУНДАМЕНТАЛЬНЫ Е


ВОПРОСЫ^


мент,


индивидуальные особенности (включая психическую


организацию человека, семейные отношения и т. д.), физиче

ское развитие, наличие или отсутствие физических недостат

ков. Целесообразно рассмотреть некоторые из этих факторов

более подробно.

Пол

Учитывая различия в социализации мужчин и женщин в нашем

обществе, процесс «обнаружения» для каждого пола будет про

текать по-разному. Лесбиянки сначала усваивают женские

роли, которые накладывают на их «обнаружение» заметный

отпечаток (Groves and Ventura, 1983). Некоторые наиболее су

щественные различия, свойственные процессу «обнаружения»

лесбиянок и геев, заключаются в следующем:

— большинство мужчин первоначально вступают в сексуаль

ный контакт с лицами своего пола еще до того, как начина

ют думать, что они геи (Weinberg, 1978). Большинство жен

щин, догадываясь о своей гомосексуальной ориентации, еще

не имеют опыта сексуальных контактов с лицами того же

пола, либо опыт этих контактов у них еще очень мал (Ven

tura, 1983);

— геи обычно вступают в продолжительные и осознанные го

мосексуальные отношения после того, как они идентифици

руют себя в качестве геев (Troiden, 1979); многие женщины

вступают в такие отношения еще до того, как открыто при

знают себя лесбиянками (Cronin, 1974, Ventura 1983);

— существует также разница в возрасте, когда лесбиянки и геи

впервые начинают осознавать свои гомосексуальные пере

живания. Джей и Янг (Jay and Young, 1979) указывают, что,

по данным их наблюдений, для женщин этот возраст состав

ляет 18 лет, а для мужчин — 13-14 лет;

— Белл и Вейнберг (Bell and Weinberg, 1978) показали, что бо

лее 90 % лесбиянок имели опыт сексуальных связей с муж

чинами, а многие из них даже были замужем. Геи же, как

правило, не вступают в сексуальные отношения с женщина

ми и не женятся.


Раса



Почти для всех этнических меньшинств характерно наличие в

йх культуре определенных моральных запретов на гомосексу

альность, которые обычно связаны с религиозными традициями.

Представители этнических меньшинств, несомненно, сталки

ность всячески поддерживается, по крайней мере в семье. Осо

знание же и утверждение человеком своей гомосексуальной

ориентации происходит чаще всего в атмосфере осуждения со

стороны членов семьи и общества. Для лесбиянок и геев, пред

ставляющих этнические меньшинства, этот процесс осложня

ется еще и проявлениями расовой нетерпимости со стороны

дающих это, может служить судьба черного британского фут

болиста Джастина Фэшану, который в октябре 1990 г. открыто

признал себя геем. Старейшая газета черного сообщества «The

Voice» поместила в качестве передовой статьи сообщение о том,

что брат Джастина выразил свое негативное отношение к это

му факту. Данное сообщение дополнялось также несколькими

другими статьями с выраженной антигомосексуальной направ

ленностью.

При том, что белым лесбиянкам и геям по-прежнему слож

но найти себе положительные образцы для подражания в лице

преуспевающих и открыто признавших себя гомосексуалами

лесбиянок и геев, представителям этнических меньшинств най

ти для себя такие образцы вовсе невозможно, и это еще больше

снижает их самооценку и усиливает ощущение социальной изо

ляции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: