Психологические особенности работы с подростками

Под термином "подростковый возраст" подразумевают период примерно от 10 до 18 лет. Разделяют ПРЕПУБЕРТАТНЫЙ период - от 10 до 12 лет, время начала полового созревания: ПЕРВЫЙ ПУБЕРТАТНЫЙ период 13-15 лет, -характеризующийся максимальным проявлением негативизма и упрямства, проявлением психопатоподобных черт характера; ВТОРОЙ ПУБЕРАТНЫЙ период - 16-18 лет, с его проявлениями юношеского максимализма, ранимости и заостренного чувства "взрослости".

Если до школы ребенок был погружен в семью, авторитеты которой были для него основным и главным источником информации, с первого класса появляется новая среда, новый авторитет - учитель, несущий качественно новую информацию, то с началом препубертатного периода подросток погружается в третью среду - социум - с новыми авторитетами и новой информацией. Именно в этом возрасте начинается переход к самостоятельности, к сознанию себя личностью.

Пубертатный возраст - это пик активности, прежде всего физической, время бурной нейрогуморальной перестройки организма,- диктует специфические "парадоксы подростковой психики".

1. Подросток хочет вырваться из-под опеки взрослых, получить свободу, при этом не зная, что с ней делать; хочет выразить себя, но не знает как.

2. Подросток стремится иметь свое лицо, "выделиться из толпы" - при полной слитности со своим окружением, "быть как все"- в компании, в классе, во дворе и т.д.

3. При всей своей самоуверенности подросток очень неуверен в себе.

Эти особенности обусловлены характерными для данного периода жизни реакциями эмансипации, группирования, увлечения (хобби) и формирующимся сексуальным влечением. Именно эти особенности формируют "закон подростковой моды" всех времен: обязательные элементы униформы (одинаковые джинсы, одинаковые прически, одинаковые выражения, привычки и т.д.) и элементы эпатажности, вызывающие недовольство старшего поколения. Именно реакция группирования со сверстниками дает возможность достижения и выражения авторитета. Там (в группе) подросток удовлетворяет потребность в свободном, нерегламентированном общении, там он не просто проводит досуг, а находит средство для самовыражения. Эти же особенности, реакции и парадоксы делают подростка особенно уязвимым и податливым отрицательным влиянием Среды. Неполные семьи, алкоголизм и наркомании родителей, неправильное воспитание (гипо- и реже гиперопека родителей), недостаток или отсутствие должной профилактики и распространения "вредных привычек" в школе создает все условия для проявления авторитетов "уличных", зачастую криминальных. Большинство современных подростковых групп ориентированы на подражание западным субкультурам и движениям ("хиппи", "панки", "металлисты", "байкеры", "рэперы", "скин-хэды" и т.п.), диктующим соответственный внешний вид ("прикид"), сленг - в основном состоящий из фраз и слов на английском языке, а также соответствующую моду на курение, алкоголь и наркотики (некоторые сорта пива - для рокеров и байкеров, марихуана - для хиппи и т.п.). Имеют место также псевдопатриотические веяния ("гопники", "люберы", "мотальщики", "основные", "ништяки") - также с элементами соответствующей моды-униформы, слэнгом - полностью заимствованным из уголовной "фени", воинствующим неприятием других молодежных групп и движений, со своим особым отношением к алкоголю и наркотикам.

Родителям, врачам и педагогам стоит знать о том, что некоторые подростковые и молодежные группы и неформальные движения декларируют неприятие алкоголя и наркотиков (политизированные или религиозно настроенные объединения). Это может иногда носить временный характер, может быть именно внешней "декларацией" и в любом случае не является гарантией отсутствия других форм опасного поведения.

Именно ореол романтичности и феномен "запретного плода", соответствующей моды и увлечений делают алкоголь и наркотики для подростков слишком соблазнительным раздражителем, перед которым трудно устоять. "Любопытство", желание "быть как все", "чтобы считали "своим" - это самые частые варианты мотивации приобщения подростка к тому, что потом становится болезнью.

Грамотное и профессиональное информирование школьников об истинном действии и вреде курения, алкоголя и наркотиков, умение честно и открыто говорить на "скользкие темы", стать для подростка истинным другом и истинным авторитетом, может уберечь многих и многих от опасных экспериментов над собой.

Своевременное выявление уже начавших подобные "эксперименты", их лечение и реабилитация, развенчание и изоляция криминальных и антисоциально действующих лидеров - задача достаточно непростая, но выполнимая.

Учитывая названные особенности подростковой психики для эффективной профилактической работы необходимо следующее:

1. Прежде всего, нужно помнить при общении с подростком - и родителям, и педагогам, и врачам - о том, что тема "о наркотиках" (так же как и темы секса, агрессии и преступности) является для него особо значимой, "эмоционально заряженной". Следовательно, любой разговор с ним об этом должен вестись с повышенным вниманием к его самолюбию, его эмоциям, его ценностям, его индивидуальности.

2. При работе с учащимися средних и старших классов надо учитывать, что в каждом классе могут быть как минимум три подгруппы подростков, с которыми должна проводиться принципиально различная профилактическая работа.

Прежде всего - это подростки "внешне благополучные", проявляющие активность и в учебе и в общественной деятельности. Среди них и те, кого сверстники называют "ботаниками", "зубрилами", "маменькиными сынками" и т.п. Как правило, такие подростки менее предрасположены к алкоголю и наркотикам, но они, зачастую, имеют скрытые и явные проблемы в общении со своими ровесниками, более тревожны и менее других информированы на "интересные темы".

Вторая подгруппа - это подростки, более других имеющие нарекания со стороны педагогов, нередко из "неблагополучных семей", стоящие на учете в ОППН, а также - замеченные в употреблении алкоголя или наркотиков. И если в первой подгруппе стоит делать акцент на информации, то во второй - подростки знают о наркотиках намного больше, следовательно, здесь надо правильно (и очень деликатно) "вернуть им их же знания", грамотно расставив акценты, делая больший упор на значимые для каждого из них ценности и эмоции.

Третья (и, как правило, самая многочисленная) подгруппа - это подростки, еще не злоупотребляющие ни алкоголем, ни наркотиками (либо употреблявшие эпизодически или "случайно"), но зато очень живо интересующиеся и жадно впитывающие любую информацию на криминальную и "алкогольно-наркотическую" тему. И здесь разговор должен быть предельно деликатным и грамотным, дабы не превратиться в ликбез. Как ни странно на первый взгляд, но такое нередко случается: подростки, слушая внимательно лекцию специалиста, или на одном дыхании смотря фильм, и активно задавая вопросы, "пополняя свои знания", тем не менее, НЕ ВОСПРИНИМАЮТ ВСЕЙ ОПАСНОСТИ ВСЕРЬЕЗ И "ПРО СЕБЯ". "Я не сопьюсь", "со мной этого не случится", "я всегда сумею остановиться" и т.д.- весьма распространенное убеждение, которое необходимо изменить.

3. Поэтому очень важно сначала "изучить аудиторию", выяснить уровень их знаний и компетентности в этом вопросе, а затем - в виде диалога, диспута и т.п. - вернуть подросткам их же информацию, но уже в новом русле. То есть, соблюсти принцип не столько ДАТЬ ИНФОРМАЦИЮ подростку, сколько ДАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПЕРЕОЦЕНИТЬ и переосмыслить то, что он уже знает о наркотиках. Разумеется, заполняя при этом его пробелы в знаниях о вреде и последствиях подобных увлечений.

4. Принцип активного усвоения информации - т.е., обязательное участие самого подростка в процессе беседы, диалога и т.п., предоставление ему возможности сомневаться, опровергать, спорить, проявлять себя и утверждаться. Таким образом, с одной стороны, подросток чувствует отношение к себе как к личности, с другой - тренирует в себе самостоятельность и ответственность.

5. И эту самостоятельность, подлинную ответственность - прежде всего перед самим собой - за свои дела и поступки, за научение и умение сказать "нет" в компании нужно всячески обозначать, воспитывать и поддерживать.

Каким образом и в какой форме практически можно эти принципы проводить? В форме родительских бесед, групповых дискуссий, "круглых столов", коммуникативных тренингов, игр, обсуждений. Разумеется, в малых группах - по 6-8 человек, чтобы у каждого участника было больше возможности высказаться проявить себя, чтобы учитель, психолог или врач специалист могли достаточно пообщаться и познакомиться с каждым. Лучше, если для такой работы материалом будет не абстрактная и далекая информация (например, в виде лекции) принесенная врачом или педагогом, а конкретный случай, например, смерть от передозировки или уголовное наказание кого-то из сверстников (а таких примеров становится все больше) в классе или компании. Можно такую работу проводить и после просмотра научного фильма о наркотиках и наркоманиях. Главное - что бы был соответствующий уровень эмоции, не позволяющий подростку остаться равнодушным и приближающий материал разговора к ЕГО ценностям и убеждениям.

В профилактической работе необходимо также учитывать то, что может снизить ее результативность.

Прежде всего, - это касается мифа о пользе полной гласности, особенно используемом в молодежной прессе. Последние исследования (Цымбаленко С.Б., Шариков А.В., Щеглова С.Н., 1998 г.) говорят о том, что ОСНОВНУЮ ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИИ О НАРКОТИКАХ ПОДРОСТКИ ПОЛУЧАЮТ ИЗ ТЕЛЕПЕРЕДАЧ И ИЗ ЖУРНАЛОВ! Так на сколько же наши средства массовой информации - чаяно и нечаянно - занимаются пропагандой и рекламой наркотиков?..

Далее - так называемые "массовые мероприятия". Сколько раз уже говорили и писали о рок-фестивалях, дискотеках и прочих акциях под одним названием: "Молодежь (или дети) против наркотиков", реально превратившихся в "пьяный шабаш"? Но до сих пор находятся желающие устроить нечто грандиозное - от кинолекториев на огромный - от 100 до 700 и более человек - зал, до лекций для 3-4 параллельных классов. Видимо, это чаще диктуется желанием решить проблему "одним махом" - как в случае профилактики гриппа... Беда в том, что кроме потраченного впустую времени и сил, кроме упоминавшейся уже возможности обмена информацией, происходит на таких мероприятиях еще и обмен знакомствами, а также возможность для делинквентного подростка доказать по-своему свою индивидуальность: если нет живого общения и реальной ответственности, если можно спрятаться "за массы" на "галерке" - то как же не выпить и не уколоться именно на таком мероприятии?..

То же касается и методов "устрашения и запугивания". И фильм, и лекция, и сообщение могут быть на уровне фильма ужасов - в реальности же любая история, связанная с наркотиками может оказаться и страшнее и неприятнее любого триллера. Но дело даже не в этом, главное - если это происходит в виде односторонней подачи информации, если подросток в таком случае лишь объект устрашения (а не участник диалога), то на самом деле происходит то, что: во-первых - запретный плод становится все более манящим, во-вторых, после всего того, что нынешний подросток УЖЕ видел в кино и на видео, вряд ли возможно его напугать по-настоящему чем-то еще. И еще раз о формализме, о мероприятиях ради галочки. Подростки очень тонко чувствуют любую фальшь, любую неискренность. Именно поэтому им так скучно (или наоборот - весело) на таких мероприятиях. И здесь любой смех - будь то над "смешным дядькой с красным носом" с карикатуры, над "доходягой наркошей" из фильма, или нудным лектором из поликлиники - вряд ли может быть здоровым, такой смех лишь принижает значимость и остроту проблемы. Другое дело, когда юмор и смех ПОСЛЕ СЕРЬЕЗНОГО, ВЗРОСЛОГО РАЗГОВОРА, после ответственного "прикосновения к теме" может быть и полезным и здоровым. В заключении стоит упомянуть о том, что ни медицинские работники, ни педагоги, ни родители не смогут достойно противостоять этому злу без того, чтобы были адекватными меры по пресечению распространения и продажи наркотического зелья - что зависит от органов МВД и различных спецслужб, а также - чтобы были достойными социальные меры поддержки семьи, образования и здравоохранения со стороны государства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: