Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к образу той или иной личности, идеи или вещи (сравните с моделью психологической проблемы, приведенной в гл. 2). Психоанализ помогает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.
Основная задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы «восстановить в правах» Эго клиента, сделать его способным нормальным образом противостоять как импульсам Ид, так и неадекватным требованиям Супер-Эго. Для этого прежде всего необходимо привести клиента к осознанию вытесненных им самим в область бессознательного влечений или травмирующих воспоминаний, что уже само по себе приводит к исцелению. В результате осознания происходит инсайт, т.е. творческое открытие клиентом глубинных психологических причин своих страданий. Конечно, необходимо проделать большую работу для того, чтобы индивид смог принять себя таким, каков он есть, прежде всего это работа с теми или иными психологическими защитами.
|
|
В ходе терапии надо проявить, исследовать и ясно выделить составляющие влечения, которые отрицаются или искажаются клиентом. Специфическими методами психоанализа следует признать метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ трансфера (переноса), анализ сопротивлений, анализ оговорок, ошибок, забываний, случайных действий.
1. Когда пржменяетсяметод свободных ассоциаций, клиентобыч-но полулежит на психоаналитической кушетке, расслабившись и произнося любые слова, всплывающие в его сознании. В этих свободно текущих ассоциациях непременно проявляется вытесненный в подсознание материал. Внимательно анализируя этот поток сознания, выявляя в нем систематически проявляющиеся конфигурации, сочетания, можно выявить основную, скрытую в подсознании проблему или некоторую психическую травму, обычно пережитую в детстве и вытесненную из сознания.
2. При анализе сновидений Фрейд исходит из того, что во сне неосознанные влечения выражаются в символической, скрытой форме. Во сне слабеет работа внутренней цензуры и информация
проникает в сознание, но в завуалированной форме. Так, все предметы удлиненной формы (например змея или кинжал) символизируют мужской половой орган, а все предметы, полые внутри, — женский половой орган (например ваза).
Пример.
На семинаре девушка попросила растолковать ее сон: ей снилось, что мама все время пытается ей вручить большую, толстую, ленивую, но не ядовитую змею.
Я спросил: «А мама не ведет с вами каких-то разговоров относительно секса?»
|
|
— Да нет. Но я недавно вышла замуж, и она ходит за мной и все время сует мне противозачаточные таблетки.
— Так вот. Ваш сон означает, что мама предлагает вам безопасный секс, от которого нельзя забеременеть. Но, наверное, он не слишком привлекателен для вас (змея-то ленивая...).
Прежде всего в сновидениях отражаются нереализованные человеческие желания (но вовсе необязательно сексуальные, может быть агрессивные или связанные со страхами). Желания могут быть как позитивными, т.е. направленными на достижение, так и негативными, направленными на избегание.
Пример.
Женщина спрашивает: «Почему мне снилось, что я душу маленькую белую собачку?» Психолог: «А у Вас не было накануне конфликта с кем-нибудь?»
— Да нет. Только вчера приходила моя золовка. Она, как всегда, устроила скандал. Я ей сказала: «Уходи отсюда! Не нужна мне здесь злая кусачая собака!»
— А она случайно не беленькая, не маленькая такая?
— Вообще-то да... [11].
3. Анализ трансфера состоит в том, что отношения, имеющие критическое значение для клиента, например отношения с собственным отцом или матерью, переносятся на терапевта, благодаря чему последний может их обнаружить и проинтерпретировать для клиента. В обыденной жизни трансфер проявляется, например, в том, что мужчина ищет в своей жене те чувства и отношения, которые у него были с собственной матерью, или относится к любому мужчине старше себя по возрасту или положению с той же враждебностью, как к своему отцу, что, конечно, не осознается. Проанализировав перенесенные детские отношения, можно, например, понять, в чем на самом деле состоит истинная причина семейного конфликта.
А.Анализсопротивлений. Входе психоаналитическойработы клиент обычно сопротивляется осознанию тех неприятных момен-
тов, которые скрыты в его бессознательном, для этого он может, в частности, использовать перечисленные выше способы защиты или другие приемы (например упорное молчание). Но именно факт и форма сопротивления порой очень ясно указывают на то содержание, которое за ним скрыто. Основное правило работы с сопротивлением состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать собственное сопротивление, тогда скрытое за ним содержание выйдет на поверхность.
5. Анализ оговорок, ошибок, забываний, случайных действий. С точки зрения 3. Фрейда, они также не случайны, но происходят по скрытым в бессознательном причинам, поэтому они могут быть проанализированы в контексте жизненных событий и переживаний клиента.
Независимо от конкретного метода анализа главное — это искусство истолкования. Критерием истины служит подтверждение клиентом тех или иных событий или переживаний, о которых психоаналитик не знал, а клиент «забыл», но которые вытекают из приведенного анализа, а также возникающий у клиента инсайт и чувство облегчения после правильной разгадки его проблемы.
Выделяются четыре основные процедуры психоанализа, которые могут циклически повторяться на протяжении всего периода работы, это: конфронтация, прояснение, интерпретация и тщательная проработка.
Конфронтация означает, что некоторый психический феномен (некоторое чувство, поведение и т.д.) должен стать очевидным для клиента.
Прояснение позволяет четко очертить исследуемое явление, отделить посторонние детали.
Интерпретация считается специфически психоаналитической процедурой, отличающей психоанализ от других форм терапии. Назначение интерпретации — делать неосознанные феномены осознанными, это значит делать сознательным бессознательное значение, источник, историю, форму или причину данного психического события [3].
Тщательная проработка пролагает путь от инсайта к изменениям, для этого прослеживаются все детали открытого явления и его многочисленные проявления в жизни индивида.
|
|
Для успешной терапии в психоанализе считается необходимым установление между пациентом и психоаналитиком рабочего альянса, который делает возможным сотрудничество между ними в ходе работы.
Психоанализ обычно является очень продолжительной формой терапии (от 100 до 400 сеансов) и протекает иногда 5—6 лет, хотя в последнее время появились формы краткосрочного и группового психоанализа.
Психоанализ применим не всегда, считается, что он противопоказан при различных формах шизофрении и маниакально-депрессивного психоза.
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Какие сферы психического выделяет в своей теории 3. Фрейд?
2. Какие подструктуры личности выделяет З.Фрейд и каковы взаимоотношения этих структур?
3. Какие механизмы психологической защиты вам известны?
4. Какие причины приводят к развитию невроза?
5. Охарактеризуйте этапы психосексуального развития.
6. В чем состоит основная задача психоаналитической терапии?
7. Какие основные методы психоанализа предложил З.Фрейд?
8. Какие основные принципы толкования сновидений предложил
З.Фрейд?
Литература
1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.
2. Брилл Л. Лекции по психоаналитической психиатрии. — Екатеринбург, 1998.
3. Гринсон P.P. Практика и техника психоанализа. — Новочеркасск, 1994.
4. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. — М., 1997.
5. Знаменитые случаи: Из практики психоанализа. — М., 1995.
6. Куттер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.
7. Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.
8. Лоренцен А. Археология психоанализа. — М., 1996.
9. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.
10. Менинжер В., ЛифМ. Вы и психоанализ. — СПб., 1998.
11. Осборн Р. Фрейд для начинающих. — Минск, 1998.
12. СадлерДж., Дэр К., ХолдерА. Пациент и психоаналитик. — Воронеж, 1993.
13. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. — СПб., 1998.
14. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998.
15. Томэ X, Кэхеле X. Современный психоанализ. — М., 1996.
|
|
16. ФранклДж. Неизведанное Я. — М., 1998.
17. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.
18. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. — М., 1991.
19. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.
20. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997.
21. Фрейд 3. Толкование сновидений//Тайна сна. —Харьков, 1995.
22. Фрейд 3. Тотем и табу. — М., 1997.
23. ШертокЛ., де Соссюр Р. Рождение психоаналитика. — М., 1991.
Глава 4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Г. ЮНГА
Хотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ человеческой психологии выходит далеко за рамки фрейдизма и включает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихологии и мифологии. Он оказал, может быть, не меньшее влияние, чем Фрейд, на развитие западной философии и культуры.