Терапия. Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к об­разу той или иной личности

Во всех случаях невротических расстройств оказывается, что либидозная энергия «неверно» привязана (катектирована) к об­разу той или иной личности, идеи или вещи (сравните с моделью психологической проблемы, приведенной в гл. 2). Психоанализ по­могает освободить неверно катектированную энергию, которая может быть использована более позитивно.

Основная задача психоаналитической терапии состоит в том, чтобы «восстановить в правах» Эго клиента, сделать его способ­ным нормальным образом противостоять как импульсам Ид, так и неадекватным требованиям Супер-Эго. Для этого прежде всего необходимо привести клиента к осознанию вытесненных им са­мим в область бессознательного влечений или травмирующих вос­поминаний, что уже само по себе приводит к исцелению. В ре­зультате осознания происходит инсайт, т.е. творческое открытие клиентом глубинных психологических причин своих страданий. Конечно, необходимо проделать большую работу для того, что­бы индивид смог принять себя таким, каков он есть, прежде всего это работа с теми или иными психологическими защи­тами.

В ходе терапии надо проявить, исследовать и ясно выделить составляющие влечения, которые отрицаются или искажаются клиентом. Специфическими методами психоанализа следует при­знать метод свободных ассоциаций, анализ сновидений, анализ трансфера (переноса), анализ сопротивлений, анализ оговорок, ошибок, забываний, случайных действий.

1. Когда пржменяетсяметод свободных ассоциаций, клиентобыч-но полулежит на психоаналитической кушетке, расслабившись и произнося любые слова, всплывающие в его сознании. В этих сво­бодно текущих ассоциациях непременно проявляется вытеснен­ный в подсознание материал. Внимательно анализируя этот поток сознания, выявляя в нем систематически проявляющиеся конфи­гурации, сочетания, можно выявить основную, скрытую в под­сознании проблему или некоторую психическую травму, обычно пережитую в детстве и вытесненную из сознания.

2. При анализе сновидений Фрейд исходит из того, что во сне неосознанные влечения выражаются в символической, скрытой форме. Во сне слабеет работа внутренней цензуры и информация


проникает в сознание, но в завуалированной форме. Так, все пред­меты удлиненной формы (например змея или кинжал) символи­зируют мужской половой орган, а все предметы, полые внутри, — женский половой орган (например ваза).

Пример.

На семинаре девушка попросила растолковать ее сон: ей снилось, что мама все время пытается ей вручить большую, толстую, ленивую, но не ядовитую змею.

Я спросил: «А мама не ведет с вами каких-то разговоров относительно секса?»

— Да нет. Но я недавно вышла замуж, и она ходит за мной и все время сует мне противозачаточные таблетки.

— Так вот. Ваш сон означает, что мама предлагает вам безопасный секс, от которого нельзя забеременеть. Но, наверное, он не слишком привлека­телен для вас (змея-то ленивая...).

Прежде всего в сновидениях отражаются нереализованные чело­веческие желания (но вовсе необязательно сексуальные, может быть агрессивные или связанные со страхами). Желания могут быть как позитивными, т.е. направленными на достижение, так и негатив­ными, направленными на избегание.

Пример.

Женщина спрашивает: «Почему мне снилось, что я душу маленькую бе­лую собачку?» Психолог: «А у Вас не было накануне конфликта с кем-ни­будь?»

— Да нет. Только вчера приходила моя золовка. Она, как всегда, устро­ила скандал. Я ей сказала: «Уходи отсюда! Не нужна мне здесь злая куса­чая собака!»

— А она случайно не беленькая, не маленькая такая?

— Вообще-то да... [11].

3. Анализ трансфера состоит в том, что отношения, имеющие критическое значение для клиента, например отношения с соб­ственным отцом или матерью, переносятся на терапевта, благо­даря чему последний может их обнаружить и проинтерпретиро­вать для клиента. В обыденной жизни трансфер проявляется, например, в том, что мужчина ищет в своей жене те чувства и отношения, которые у него были с собственной матерью, или относится к любому мужчине старше себя по возрасту или поло­жению с той же враждебностью, как к своему отцу, что, конеч­но, не осознается. Проанализировав перенесенные детские отно­шения, можно, например, понять, в чем на самом деле состоит истинная причина семейного конфликта.

А.Анализсопротивлений. Входе психоаналитическойработы кли­ент обычно сопротивляется осознанию тех неприятных момен-


тов, которые скрыты в его бессознательном, для этого он может, в частности, использовать перечисленные выше способы защиты или другие приемы (например упорное молчание). Но именно факт и форма сопротивления порой очень ясно указывают на то содер­жание, которое за ним скрыто. Основное правило работы с со­противлением состоит в том, чтобы помочь клиенту осознать соб­ственное сопротивление, тогда скрытое за ним содержание вый­дет на поверхность.

5. Анализ оговорок, ошибок, забываний, случайных действий. С точки зрения 3. Фрейда, они также не случайны, но происходят по скрытым в бессознательном причинам, поэтому они могут быть проанализированы в контексте жизненных событий и пережива­ний клиента.

Независимо от конкретного метода анализа главное — это ис­кусство истолкования. Критерием истины служит подтвержде­ние клиентом тех или иных событий или переживаний, о кото­рых психоаналитик не знал, а клиент «забыл», но которые выте­кают из приведенного анализа, а также возникающий у клиента инсайт и чувство облегчения после правильной разгадки его проблемы.

Выделяются четыре основные процедуры психоанализа, кото­рые могут циклически повторяться на протяжении всего периода работы, это: конфронтация, прояснение, интерпретация и тща­тельная проработка.

Конфронтация означает, что некоторый психический феномен (некоторое чувство, поведение и т.д.) должен стать очевидным для клиента.

Прояснение позволяет четко очертить исследуемое явление, от­делить посторонние детали.

Интерпретация считается специфически психоаналитической процедурой, отличающей психоанализ от других форм терапии. Назначение интерпретации — делать неосознанные феномены осознанными, это значит делать сознательным бессознательное значение, источник, историю, форму или причину данного пси­хического события [3].

Тщательная проработка пролагает путь от инсайта к измене­ниям, для этого прослеживаются все детали открытого явления и его многочисленные проявления в жизни индивида.

Для успешной терапии в психоанализе считается необходи­мым установление между пациентом и психоаналитиком рабоче­го альянса, который делает возможным сотрудничество между ними в ходе работы.

Психоанализ обычно является очень продолжительной формой терапии (от 100 до 400 сеансов) и протекает иногда 5—6 лет, хотя в последнее время появились формы краткосрочного и груп­пового психоанализа.


Психоанализ применим не всегда, считается, что он противо­показан при различных формах шизофрении и маниакально-де­прессивного психоза.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие сферы психического выделяет в своей теории 3. Фрейд?

2. Какие подструктуры личности выделяет З.Фрейд и каковы взаимо­отношения этих структур?

3. Какие механизмы психологической защиты вам известны?

4. Какие причины приводят к развитию невроза?

5. Охарактеризуйте этапы психосексуального развития.

6. В чем состоит основная задача психоаналитической терапии?

7. Какие основные методы психоанализа предложил З.Фрейд?

8. Какие основные принципы толкования сновидений предложил
З.Фрейд?

Литература

1. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. — М., 1996.

2. Брилл Л. Лекции по психоаналитической психиатрии. — Екатерин­бург, 1998.

3. Гринсон P.P. Практика и техника психоанализа. — Новочеркасск, 1994.

4. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. — М., 1997.

5. Знаменитые случаи: Из практики психоанализа. — М., 1995.

6. Куттер П. Современный психоанализ. — СПб., 1997.

7. Лапланш Ж., Понталис Ж. Б. Словарь по психоанализу. — М., 1996.

8. Лоренцен А. Археология психоанализа. — М., 1996.

9. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. — М., 1998.

10. Менинжер В., ЛифМ. Вы и психоанализ. — СПб., 1998.

11. Осборн Р. Фрейд для начинающих. — Минск, 1998.

12. СадлерДж., Дэр К., ХолдерА. Пациент и психоаналитик. — Воро­неж, 1993.

13. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. — СПб., 1998.

14. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития. — Екатеринбург, 1998.

15. Томэ X, Кэхеле X. Современный психоанализ. — М., 1996.

16. ФранклДж. Неизведанное Я. — М., 1998.

17. Фрейд 3. Психология бессознательного. — М., 1989.

18. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. — М., 1991.

19. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. — М., 1993.

20. Фрейд 3. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997.

21. Фрейд 3. Толкование сновидений//Тайна сна. —Харьков, 1995.

22. Фрейд 3. Тотем и табу. — М., 1997.

23. ШертокЛ., де Соссюр Р. Рождение психоаналитика. — М., 1991.


Глава 4. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ К. Г. ЮНГА

Хотя Карл Густав Юнг был учеником Фрейда, его анализ чело­веческой психологии выходит далеко за рамки фрейдизма и вклю­чает в себя исследования восточных религий, алхимии, парапсихо­логии и мифологии. Он оказал, может быть, не меньшее влияние, чем Фрейд, на развитие западной философии и культуры.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: