Главной идеей, предложенной К.Юнгом, можно считать идею существования наряду с индивидуальным бессознательным коллективного бессознательного, содержанием которого являются так называемые архетипы, т.е. некие общие для всего человечества формы мыслительных представлений (или древние образы), наполняемые в ходе индивидуальной жизни личным эмоциональным и образным содержанием. Архетип может найти свое выражение в целом ряде образов и идей, но сам он не сводится ни к одному своему частному выражению, он является смыслом, который стоит за всеми способами своего выражения.
За подобные идеи Юнг заслужил у Фрейда прозвание «мистика» и «святоши».
Коллективное бессознательное существует, конечно, в голове каждого отдельного индивида, коллективное оно только потому, что является одним и тем же у многих людей и тем самым объединяет их в народы, нации и человечество в целом. Архетипами содержание коллективного бессознательного называется потому, что это идущие из древних времен формы психических реалий, отражаемые в мифологии того или иного народа, а также потому, что они носят достаточно обобщенный, абстрактный характер, конкретизирующийся в индивидуальной жизни человека. Например, архетип матери имеет некоторые обобщенные черты у каждого народа, отличные от черт, приписываемых матери у других народов, есть и более обобщенный архетип матери — один и тот же для всего человечества. В жизни индивида он наполняется конкретным эмоциональным и образным содержанием, связанным с взаимоотношениями с собственной матерью, но архетип организует и объединяет этот опыт.
Архетипы заряжены для человека большим энергетическим потенциалом, и обычно человек не может управлять собственными архетипами, скорее они управляют человеком. Они соответствуют некоторым важнейшим понятиям в жизни человека, связанным с отношениями к родителям, рождению и смерти, времени и пространству, к душе и Богу.
Пример.
Побывав в Индии, К. Юнг отметил, что время у индусов организовано циклично, поэтому все повторяется, и при этом жизньтам как бы застыла в одной точке и то, что было пять тысяч лет назад, также происходит и сейчас. Задача индуса недобиться прогресса, авырваться за эти круги кармы, освободиться от постоянных повторений. На Западе же время представляется как непрерывно продолжающаяся вперед прямая линия, события не повторяются, человек не перевоплощается, но происходит непрерывный социальный прогресс и задача личности — осваивать все новыетерритории и знания.
Невроз в современном мире, ощущение распада личности и утраты смысла жизни по большей части происходят из-за изоляции Эго-разума от бессознательного, что равносильно изоляции от нашей души, от жизни духа. Можно сказать, что если мы не идем к духу, то дух сам приходит к нам в образе невроза.
Личность каждого человека строится также в соответствии с определенными личностными архетипами.
Юнг выделяет несколько основных для понимания структуры личности архетипов: это Персона, Эго, Тень, Анима и Анимус, Самость.
Персона — это то, какими мы представляем себя миру. Это наш характер, наши социальные роли, одежда, которую мы предпочитаем носить, наш индивидуальный стиль выражения и т. п.
Эго — центр сознания, он создает ощущение последовательности и направления в нашей сознательной жизни.
Тень — центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания, он включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам и идеалам. Однако большая часть аспектов нашей Тени на самом деле представляет для нас огромную ценность, содержит много позитивной энергии, которую мы сможем использовать, если сумеем интегрировать ее в нашу личность, тем самым дополнив ее.
Анима и Анимус — это идеальные бессознательные структуры, отражающие представление об образе женственности и, соответственно, мужественности. Все отношения с противоположным полом находятся под сильным влиянием этих архетипов. Мужчина стремится дополнить себя, найдя в реальности воплощение своей Анимы, женщина, соответственно — Анимуса.
Самость — центральный архетип, архетип порядка и целостности личности. По Юнгу, сознание и бессознательное не обязательно противостоят друг другу, они дополняют друг друга в целостности, которая и есть самость [6]. Достижение самости (то, что называется «найти себя») происходит примерно к 40 годам и только в результате серьезной работы по постижению своего бессознательного. Самость проявляется в форме мандалы (восточный медитативно-религиозный символ), содержащей в себе круг (полнота и целостность) и четырехчастные фигуры (крест или квадрат, обозначающие объединение противоположностей).
Глубже самости лежит коллективное бессознательное, содержанием которого являются архетипы, одним из них является, с точки зрения Юнга, и знаменитый Эдипов комплекс, не случайно нашедший свое отражение в древней мифологии. Таким образом, архетипы составляют фундамент, на котором строится человеческая личность.
По Юнгу, каждый индивид обладает стремлением к индивиду-ации, становлению единым, однородным существом, и поскольку индивидуальность — это наша наиболее внутренняя, постоянная и ни с чем не сопоставимая уникальность, то индивидуация подразумевает становление собой или «самореализацию», это процесс развития к целостности и благодаря этому — движение к большей свободе. Этот процесс состоит в постижении своего бессознательного, прежде всего своей самости, но также и в разворачивании, проявлении своего бессознательного потенциала в реальной жизни.
В то же время Юнгу принадлежит глубокая и детально разработанная типология личности. В основе этой типологии лежит ставшее уже классическим понятие экстраверсии и интроверсии, характеризующее человека, чья энергия (либидо) преимущественно направлена либо к внешнему, либо, соответственно, к внутреннему миру. Никто не является чистым экстравертом или интровертом, однако каждый индивид более склонен к одной из этих направленностей.
Далее Юнг подразделяет людей по принципу доминирования одной из основных четырех психологических функций: ощущений, интуиции, эмоций и мышления. Соответственно, можно говорить об ощущающем (сенсорном), интуитивном, эмоциональном ж мыслительном типах личности. В сочетании с качеством экстраверсии или интроверсии уже получается восемь основных типов, подробно охарактеризованных Юнгом в книге «Психологические типы». Современный подход к этому вопросу позволяет выделить еще два типа: решающий и воспринимающий. Экстраверт противоположен интроверту, решающий — воспринимающему, мыслительный — эмоциональному, ощущающий — интуитивному. Всего, таким образом, можно определить 16 основных типов
личности (например, данный человек может быть экстравертом, мыслительным, интуитивным и решающим, и т.п. 16 сочетаний основных качеств).