Якорение

На рубеже XX столетия русский ученый Иван Павлов (1849-1936) изучал особенности пищеварения собак. Он обнаружил, что слюноотделение у них начиналось прежде, чем они получали мясо, если они видели раздатчика корма или слышали его шаги. Он также заметил, что если процессу кормления предшествовал звук открываемого запора, то через несколько дней процесс слюноотделения начинался при этом звуке. Слюна выделялась даже в том случае, если мясо собакам не давали: слюноотделение было «заякорено» в их сознании при звуке открываемого запора (Pavlov, 1927).

Собаки не «планировали» свое слюноотделение. Бессознательная реакция была ассоциированной, или «заякоренной», звуком открываемого запора. У всех нас существует подобный опыт. Услышанная по радио забытая песня может стать якорем, переносящим вас в то прошлое, которое с ней ассоциируется. Вы начинаете испытывать чувства, которые она вызывала. Эта песня является якорем, который воссоздает ваше состояние того времени. Этот якорь может запустить прежние стратегии (например, вам захочется исполнить те танцеваль-

Якорение 41

ные движения, которые вы когда-то выполняли, под вновь услышанную песню). Якорение может произойти в любом смысле. Специфический звук (аудиально), образ (визуально), вкус, запах или прикосновение (кинестетически) могут вызвать то состояние, с которым они ассоциируются. Процесс якорения был заново открыт Ричардом Бэндлером и Джоном Гриндером (Bandler & Grinder, 1979). Он может быть применен в тех случаях, когда человек испытывает необходимость снова войти в это состояние из прошлого опыта и «связать» его с теми ситуациями, в которых он хотел бы снова испытать подобное состояние. В одном исследовании, опубликованном в Германии (Reckert, 1994), Хорст Рекерт описывает, как за одну сессию ему удалось снять у студентов тревогу перед экзаменом, используя одну лишь эту технику. В другом исследовании Джон Кралделл обсуждает применение якорения для получения доступа к «состоянию заботы о себе» у людей, которые провели детство с родителями-алкоголиками (Craldell, 1989). В исследовании Мэри Талготт (Thalgott, 1986) речь идет о применении якорей для поддержки детей с ограниченными способностями к обучению. Чтобы якорь сработал, необходимо соблюсти четыре условия.

1. Состояние. Когда якорь (звук отпираемых запоров) воспроизводится впервые, человек должен находиться в том состоянии, которое вы хотите воспроизвести впоследствии. Если бы Павлов сначала гремел запорами, когда собаки не были голодны, то это бы не ассоциировалось с сильным состоянием. Если бы он гремел запорами в дальнейшем, надеясь получить слюноотделение, эффект не был бы желаемым. Он использовал якорь тогда, когда собаки были по-настоящему голодны.

2. Точное время. Павлову нужно было бы начать греметь запорами точно тогда, когда слюноотделение уже происходило, а не на пять минут раньше или позже.

3. Уникальность. Якорь должен быть оригинальным. Если бы собаки Павлова слышали звук открываемых запоров в другие промежутки времени, то ему нужно было бы найти более оригинальный звук, чтобы использовать его в качестве якоря.

4. Повторяемость. Если вы хотите использовать якорь в дальнейшем, вам нужно быть способным воспроизвести его. Представьте, что Павлов использовал огромный гонг. Если бы ему нужно было показать своих собак членам Российской академии наук, то ему пришлось бы принести с собой и этот гонг.

Якорение: случай из практики

Поскольку якорение происходит всегда и не является сознательным процессом, большинство людей имеют в своем арсенале несколько якорей, без которых они вполне могли бы обойтись. В своей практике консультанта мне приходилось неоднократно помогать людям в изменении такого опыта посредством приема НЛП, называемого «коллапс якорей». Вот один такой пример.

Тони обратился ко мне с просьбой помочь ему улучшить его состояние во время экзаменов. Он сказал, что перед экзаменом по математике он испытывал огромную тревогу. Она ассоциировалась у него с предыдущими провалами на экзаменах, когда он был еще ребенком. Это приводило его в замешательство: ведь при сдаче, например, биологии он чувствовал себя очень уверенно. Он знал, что был достаточно умен, чтобы изучать математику, но что-то «сбивало» его. Математика, даже написанные уравнения, якорила Тони в состояние безнадежности. Когда он видел задания в экзаменационном листе по математике, то вся его уверенность в себе и интеллектуальные способности мгновенно улетучивались и Тони оставался без ресурсов.

Я объяснил ему, что, нажав на тыльную сторону пальцев, я поставлю ему якорь, который решит его проблему. Один сустав станет якорем для сдачи экзамена по математике, а другой сустав будет тем якорем, который вернет ему уверенность в себе и принесет расслабление. Установив оба якоря одновременным нажатием на оба сустава, я сразу же вызову оба состояния, связав их между собой в мозге. Таким образом, ресурсные состояния уверенности в себе и расслабления автоматически и бессознательно будут ассоциированы с математикой. Тони был настроен скептически, но согласился попробовать.

Я начал с якорения ресурсов. Я попросил Тони вспомнить о том времени, когда он действительно чувствовал себя расслабленным, может, во время какого-то праздника. Я заставил его почувствовать то, что он когда-то чувствовал, увидеть то, что он видел, и услышать все звуки, а также то, что он себе говорил. Пока он заново входил в тот опыт прошлого, я внимательно наблюдал за ним. В тот момент, как он полностью вошел в состояние расслабленности (а не просто «думал» об этом), произошли изменения в его голосе, положении тела, дыхании, окраске кожи и т. д.

Было необходимо увидеть и услышать эти изменения, чтобы понять, что Тони полностью вошел в желаемое состояние. По мере вспоминания увиденного я надавливал на один его палец. Когда он вспоминал услышанное, я снова надавливал на тот же палец. Когда он

Якорение 43

вспоминал испытанные чувства, я нажимал еще раз. В то время он не разговаривал с самим собой. Я заякорил его расслабленное состояние посредством надавливания на его палец. Потом я попросил его встать, потянуться и «очистить экран». Далее я провел его через ту же процедуру, только в этот раз с тем опытом, во время которого он чувствовал в себе особую уверенность. Снова я наблюдал за невербальными сдвигами во время его возвращения к ресурсному состоянию уверенности в себе, прежде чем начал надавливать на тот же палец. Теперь я уже «вложил» в один палец два ресурсных состояния.

После того как Тони «очистил экран», я попросил его вспомнить свое пребывание на экзамене по математике. Его тело моментально напряглось, а голос задрожал. Я заякорил это состояние на другом пальце и попросил его «очистить экран». Теперь один его палец был связан с ресурсами, а другой — с проблемной ситуацией. Вслед за тем я нажал на оба пальца сразу и стал дожидаться изменений. Глаза у Тони вспыхнули, и тело начало постепенно расслабляться. Я задержал ресурсный якорь немного дольше.

Затем я попросил:

— Тони, теперь подумай об экзамене по математике. Он ухмыльнулся.

— Забавно, — сказал он, — Теперь мне трудно даже вспоминать о том, на что это похоже. Теперь все переменилось.

— Теперь постарайся вернуть себе то самое прежнее чувство, — предложил я.

— Больше не могу, — сказал он после некоторой паузы.

— Когда-то у тебя это хорошо получалось, — напомнил я ему.

— Правильно, только теперь появилось ощущение расслабленности. Я попросил Тони подумать о предстоящем экзамене и отметить,

что происходит при этом.

— Ну, — улыбнулся он, — Думаю, с этим все в порядке. Точно еще не знаю. Расскажу вам в понедельник.

Однако он явился на следующий день.

— Прошлым вечером — с волнением рассказывал он, — я начал готовиться к экзамену. Я думал, что все будет как обычно, долго и нудно, потому что математика мне никогда не давалась. Но как ни странно, все пошло на удивление гладко. Мне даже так понравилось, что, подготовившись к предстоящей контрольной, я начал подготовку к следующей.

Я заметил:

— Значит, ты теперь уверен в том, что контрольная в пятницу пройдет успешно.

— Я подожду и посмотрю.

Этот молодой человек не из числа тех, кого просто переубедить. После контрольной работы в понедельник все было по-другому. Он с гордостью заявил: «Первый раз в жизни я чувствовал себя полностью расслабленным во время контрольной».

Самым волнующим в работе с Тони было то, что он «преодолел» свою проблему, используя собственные ресурсы. Его мозг уже знал, как чувствовать себя расслабленным и уверенным в себе. Все, что ему требовалось, — построить нейронную связь между этим состоянием и ситуацией экзамена по математике. Хотя коллапс якорей и является самой простой техникой НЛП, я и мои коллеги успешно применяли ее для лечения фобий, навязчивых состояний, неспособности к обучению, бессонницы, депрессии и многих других ситуаций, в которых ресурсы личности необходимо подключить к новым видам деятельности в различных областях.

Якорение в других психотерапевтических моделях

Якорение, являясь прямым выражением зависимого от состояния обучения, лежит в основе того, что происходит при психотерапии. В психоанализе, например, перенос и контрперенос являются заякоренными реакциями. Психотерапевтическое взаимодействие заново создает стимулы (якоря), которые существовали в раннем опыте значимых взаимоотношений. Оно дает доступ к нейронным сетям и позволяет психотерапевту исследовать и модифицировать происходящее там (Kernberg, 1986). Репарентирование в школе катексиса транзактного анализа является другим примером применения заякоренного опыта из детства (Stewart & Joines, 1987). Этот процесс репарентирования представляет собой коллапс якоря существующего проблемного состояния и якоря поддержки со стороны психотерапевта. Проводя сеанс телесно-ориентированной психотерапии по Райху, психотерапевт использует кинестетические и аудиально-дигитальные якоря, чтобы получить доступ к мощным состояниям, которые выражаются в катарсисе. Например, инструктируя клиента, его просят вытянуть руки вперед и говорить: «Мама», тем самым используя это действие как якорь для достижения мощного детского состояния (Lowen & Lowen, 1977). В юнгианской аналитической психологии используется мистическая сила символов (якорей) для пробуждения искренних эмоциональных реакций Gun§> 1976).

Якорение 45

Когда пациенты получают доступ к определенным состояниям, многие психотерапевты якорят эти состояния на различные места своих кабинетов. Например, в психодраме или гештальт-терапии клиента могут попросить сесть в определенное кресло и заново пережить сильное чувство уверенности из прежнего опыта. Состояние уверенности в себе будет заякорено на сидении в данном кресле. И если психотерапевт сочтет нужным, чтобы его клиент вновь получил доступ в это состояние, он снова посадит его именно в это кресло. «Подготовка к проигрыванию сцены» является процессом установки «пространственных якорей» для драматизации (Kipper, 1986). Гипнотерапевт Милтон Эриксон (1902-1980) признавал заякоренное нежелание клиента разговаривать, сидя в каком-то кресле. Предлагая клиентам пересесть в другое место, он тем самым вынуждал их оставлять свое нежелание в предыдущем кресле (Erickson, 1981).

Внимание психотерапевта само по себе является якорем. Если он улыбается и кивает каждый раз, когда клиент рассказывает о своем детстве, то клиент начинает заговаривать о своем детстве, как только психотерапевт начинает улыбаться и кивать. В этом смысле психотерапевт уже никогда не сможет быть полностью «недирективным» (Ivey et al., 1996). Конечно, в бихевиористской психотерапии модель Павлова «стимул—реакция» предполагает четкое использование таких якорей, чтобы обусловить выбранные реакции. Систематическая десенсибилизация является хорошим примером применения расслабляющего якоря для избавления от тревоги (Wolpe, 1958). Мэри Энн Лейден и ее коллеги приводят много примеров якорения по отношению к пациентам с диагнозом «пограничное расстройство личности». Они заставляют своих клиентов осуществлять когнитивное реструктурирование в процессе «утилизации невербальных стимулов, которые означают для пациентов комфорт» (Layden et al, 1993). В одном из описываемых ими примеров пациент, будучи ребенком, чувствовал безопасность, когда няня купала его и пользовалась присыпкой. Перед своими сессиями когнитивной психотерапии он купался и пользовался тем же шампунем и той же присыпкой, что и в детстве. Другую пациентку проинструктировали вспомнить те времена, когда мать носила ее на руках и всячески приободряла. Женщине велели обнять себя руками и говорить себе все те приятные вещи, которые говорила ей мать. Это позволило клиентке легче проводить ре-фрейминг значения проблемных воспоминаний.

Задолго до появления НЛП основатель и разработчик психосинтеза Роберто Ассаджиоли (1888-1975) описал другой яркий случай коллапса якорей. На самой первой встрече он играл на пианино, пока клиенты рассказывали о своих проблемах. На следующей встрече он просил рассказывать о решении их проблемы в то время, когда исполнял другое музыкальное произведение. Во время третьей встречи он заставлял их прослушать оба этих произведения (Assagioli, 1976).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: