Встраивание новой стратегии

В терминах НЛП любой результат, которого достигает личность, может быть рассмотрен как результат стратегии, или порядка следования внутренних репрезентаций (Dilts, Grinder, Bandler & DeLozier, 1980). У каждой стратегии есть пусковой механизм (триггер) — некоторые стимулы, которые позволяют человеку знать, что пора запускать процесс. Вслед за тем личность предпринимает действие, которое так изменяет существующие вещи, что становится ясно, получен ли желаемый результат после применения данной стратегии. Эта последовательность (триггер—действие—проверка—результат) объясняет, как сложно организовано поведение, отличающееся от коленного рефлекса по принципу «стимул—реакция».

У каждой «проблемы», которую личность неоднократно вызывает в течение жизни (депрессия, тревога или зависимость), есть своя стратегия. Личность снова и снова запускает стратегию, которая была создана, когда человек не имел доступа к ресурсным состояниям. Я предпочитаю прорепетировать с личностью более полезную стратегию в том контексте, в котором человек раньше запускал «порождающую проблему» стратегию. Люди чаще всего нуждаются именно в репетиции и проигрывании новой стратегии, прежде чем она будет «встроена» и станет запускаться бессознательно. Возьмите, к примеру, овладение стратегией приготовления блюда по новому рецепту. Первый раз вы действуете очень осторожно. После третьего или четвертого раза вы будете чувствовать себя более уверенно и даже будете готовить почти автоматически. В десятый раз новая стратегия уже будет запускаться бессознательно, и вы будете просто знать, что она «ваша». Это означает, что эта стратегия «заякорена» в нужной вам ситуации. Так часто запоминаются многими людьми номера телефонов. Вы можете даже и не помнить номер чьего-либо телефона, но ваша рука безошибочно его наберет. В этом случае стратегия запускается автоматически.

Встраивание новой стратегии 47

Стратегии также можно прорепетировать и в своем воображении. Самыоэлз и Самьюэлз (Samuels & Samuels, 1975) произвели знаменитый эксперимент с игроками баскетбольной команды одного из высших учебных заведений. Студенты в течение 20 дней должны были тренироваться забрасывать в корзину мячи. Одна группа тренировалась физически каждый день, другая — только в первый и двадцатый дни, третья — только в первый и последний дни, а в остальные дни студенты просто визуально представляли себе идеальные броски. В конце эксперимента спортсмены из третьей группы улучшили свои результаты на 23%, что почти соответствовало результатам первой группы (24%). Проигрывание стратегии в воображении оказалось столь же эффективным, как и физическое исполнение. Психотерапевтически стратегии могут быть проиграны непосредственно или визуально, включая даже ту визуализацию, которая возникает, когда кто-то слышит о новой успешной стратегии других.

В исследовании Дилтса и Эпштейна (Dilts & Epstein, 1995) рассматривается встраивание новой стратегии обучения правописанию с помощью компьютера. Томас Маллой из Университета штата Юта продемонстрировал успешные данные по встраиванию стратегии обучения правописанию (Malloy, 1989) и стратегии решения задач (Mal-loy et al., 1987). В этом последнем исследовании трем группам школьников было предложено решить целый ряд когнитивных задач. Одной группе были предложены знакомые и аналогичные им задачи. Вторая группа решала задачи с помощью стратегий НЛП, третья группа была контрольной. Группа со встроенными стратегиями НЛП не только лучше других справилась с заданием, но и получила более высокие баллы по результатам выполнения теста Пиаже, продемонстрировав тем самым расширение когнитивных возможностей в результате изменения. Следующие случаи из практики демонстрируют, как применять этот процесс для достижения простого психотерапевтического изменения.

Встраивание новой стратегии: случай из практики

Ко мне обратилась Джейн, которой «до смерти надоело чувствовать себя бедной». Когда она была ребенком, ее родители говорили ей, что для девочки не так уж важно зарабатывать деньги, этим будет заниматься ее муж. Они говорили, что «богатые люди очень эгоистичны и чванливы». Она была слишком молодой, чтобы осознать, что достойна счастья, как и другой любой человек, и она поверила родите-

лям. Теперь она сознавала, что ей необходимо измениться, но ничего не делала для того, чтобы найти работу и начать зарабатывать больше денег. Очевидно, что это было результатом хорошо встроенной стратегии, и я полюбопытствовал, как она ее осуществляет. Я спросил ее, что происходит, когда она думает о том, чтобы заработать денег.

Она сказала, что начинала об этом думать, когда замечала, какая она бедная. Она создавала у себя картинки того, какой плохой была ее жизнь и как все несправедливо устроено. Затем появлялся ее внутренний голос и успокаивающе говорил ей: «Тебе нужно выбраться из этого. Ты должна справиться сама». Иногда она представляла себе, что устраивается на работу, чтобы заработать больше денег. Но картинки были тусклые и неясные, и она останавливалась и застревала на полпути. Ей причиняло невыразимую боль видеть себя в одной из сотен картинок — по одной на каждый день, как ей приходилось тяжело. В конце концов это переполняло ее, и она прекращала думать об этом. Неудивительно, что воображение не срабатывало.

У Джейн было два типа внутренних репрезентаций. Во-первых, она думала о том, чего ей хотелось избежать (бедность). Это могло быть хорошим способом заметить, что было не так. Но чем больше мозг Джейн думал о бедности, тем меньше времени у него оставалось на размышления о создании для нее новой жизни. Она двигалась по жизни подобно водителю, который все время смотрит в зеркало заднего обзора. Ей было точно известно, от чего она пыталась сбежать, но она не давала машине четких инструкций, куда ехать. Нет необходимости упоминать о том, что на ее пути были и аварии.

Во-вторых, если время от времени Джейн и думала о том, чтобы начать самой зарабатывать, то застревала в этом неприятном для нее опыте. Представьте себе человека, который с нетерпением ожидает отпуска и при этом думает о том, с каким трудом он упаковывает свои чемоданы. Или человека, который с волнением готовиться к вечеринке, а сам строит в сознании скучные и неподвижные картинки предстоящего вечера, пока гладит рубашку. Это не тот способ, который приводит мозг в возбуждение.

Я попросил Джейн создать картинку той жизни, к которой она стремилась: большой яркий фильм, фоном которого служит ее любимая музыка (из одного понравившегося ей фильма). Затем я заставил ее разговаривать с собой, но несвойственным ей образом. Вместо заставляющих замолчать «Я должна» или «Мне следует», она выбрала более соблазняющие и возбуждающие способы разговора с собой:

Встраивание новой стратегии 49

«Не будет ли лучше сделать то-то...», или «Мне хочется иметь...», или «Вот такая жизнь мне нужна!» Затем она прокрутила фильм о самой себе, где первым шагом было устройство на работу. Далее фильм показывал, как она живет в мире своей мечты. Она смотрела этот фильм и могла чувствовать, как это все будет] Только одно маленькое изменение указало ей путь. Она несколько раз прорепетировала свою новую стратегию и обнаружила, что та запускается уже самостоятельно. Это вызывало возбуждение.

И так должно было случиться. От просмотра своего «фильма» Джейн получила такое же удовольствие, как от нового знакомства. Именно это подсказало рисунок ее «новой» стратегии. Ее успешная мотивирующая стратегия может быть записана следующим образом:

Ve -> Ad-> V -> Vc/Vc -> К

Ve —» Ad— увидеть цель (большие, яркие образы) —> Поговорить об этом (тихим, спокойным «обольщающим» голосом) —>

Ve — увидеть следующий шаг, который приведет к цели (большие и яркие движущиеся картинки) — >

Ve/Ve — сравнить картинки с тем, что ей хочется —>

К — ощутить возбуждение по этому поводу.

Волнующими оказались и те изменения, которые произошли в жизни Джейн. Спустя несколько недель она все больше и больше думала о своем успехе. Потом нашла работу, и не просто работу. Она работала с детьми (о чем всегда мечтала). Иногда она позволяет себе помечтать. В свободное время она помогает людям обнаружить в себе их собственный успех с помощью НЛП.

Стратегия решения проблем очень часто может встраиваться с помощью метафорического стиля мышления. Великолепной иллюстрацией может служить случай из практики Джозефа О'Коннора (O'Connor & Seymour, 1994).

«Недавно я отправился за свежей газетой и у продавца услышал рассказ взволнованной пожилой дамы о том, как на нее напали. Она без устали говорила и говорила об этом. История обрастала все большими ужасными подробностями. Ожидая своей очереди, я прервал ее и рассказал ей историю одной своей знакомой. На нее тоже напали и при этом избили. Когда она вернулась домой, она не могла выкинуть инцидент из головы... Через несколько недель женщина сказала себе: "Что же я делаю? Хоть и плохо быть побитой, но будь я

проклята, если дам им повод радоваться, что моя жизнь разрушена". И она решила выкинуть из головы и забыть все случившееся... Дайте пожалуйста, "Гардиан"1. Пожилая дама перестала говорить, устремила свой взгляд вдаль, ее состояние изменилось, и она молча вышла i из магазина. Самое неожиданное произошло потом. Когда я выходил из магазина с газетой, человек из очереди позади меня улыбнулся и сказал: "Хорошая работа!"»

Встраивание стратегии в других моделях психотерапии

Сама структура психотерапии уже несет в себе стратегию. Психотерапевты неоднократно проводят своих клиентов через серию стратегий решения проблемы с помощью свободной ассоциации, катарсиса, прерывающего положительного подкрепления. В психоанализе психотерапевтический альянс формируется на основе «работы эго» самого психотерапевта и части эго клиента, которая наблюдает вместе с психотерапевтом и помогает в разрешении проблем клиента. Это наблюдение эго осуществляет вместе с аналитиком и учится стратегии анализа, как объясняет Стенли Олиник (Olinick, 1980).

В трансактном анализе это обучение носит еще более явный характер. Клиенту подробно рассказывают о модели психотерапевта и поощряют анализ его собственных трансакций (Stewart & Joines, 1987). Часто клиента обучают стратегиям, исходящим из специфической сенсорной системы, которую предпочитает сам психотерапевт. Александр Лоуэн говорит: «Все ощущения исходят из того, как ощущает себя сам клиент, то есть из его собственного тела. Одной из самых главных задач биоэнергетических практик является помощь в получении ощущений или соприкосновении с собственным телом» (Lowen & Lowen, 1977).

Напротив, представитель рационально-эмотивной терапии (РЭТ) Альберт Эллис жалуется на то, что «психотерапию склонны смешивать с физиотерапией» (Ellis, 1972). В то же время (проводя клиентов через репетицию) Эллис обнаруживает ту же самую глубинную стратегию РЭТ-модели, где некоторые стимулы (визуальные, ауди-альные или кинестетические) приводят клиента к разговору с собой (аудиально-дигитальной системе). Результатом этой аудиально-ди-

Guardian — название газеты, слово также имеет значения «хранитель», «опекун: «страж». — Примеч. ред.

Изменение субмодальностей 51

гитальной деятельности (Ad) и проверки является кинестетическое чувство. В ходе рационально-эмотивной терапии происходит обучение целому ряду аудиально-дигитальных стратегий решения проблем. Б самом деле, встраивание стратегий получило признание именно благодаря когнитивной психологии, где оно называется когнитивным реструктурированием (Beck & Emery, 1985) и поведенческим повторением (Beck & Emery, 1985).

Понятие стратегий легко просматривается и в других моделях, которые объясняют происхождение действия. В психодраме, например, роль имеет пять компонентов. Некоторым образом это сходно с моделью ТОТЕ: Контекст = Триггер, Поведение = Действие, Убеждение = Проверка, Чувство и последствия = Выход (Williams, 1989).

Даже в клиент-центрированной психотерапии происходит обучение стратегиям. В знаменитой видеозаписи одного из сеансов Карл Роджерс (1902-1987) работает со своей клиенткой по имени Глория. Прорыв ясно просматривается после того, как Роджерс обучает ее стратегии решения своих проблем. Глория настаивает на том, чтобы Роджерс подсказал ей решение. Вместо этого он говорит ей: «Я только хочу спросить тебя об одном: "Что ты хочешь от меня услышать?"» Глория отвечает: «Я хочу от вас услышать: "Продолжай и будь честной"». Это становится ее решением. А сама она применяет стратегию расспросов («Что я хочу услышать от Роджерса?»), чтобы выяснить, что ей нужно делать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: