Бог действующий

Двадцать лет назад Дж. Е. Райт написал книгу “God Who Acts”8 которая подтверждает эту тенденцию. В ней автор, в частности, говорит: “В первую очередь Бог общается с человеком посредством Своих деяний, являющихся событиями истории”9. Однако надо отметить, что классическое изложение такого подхода было сделано Вильямом Темплом в его Гиффродских лекциях сорок лет назад10. Его убедительная аргументация и изящный слог послужили тому, что труды его нередко цитируются. Он приходит к выводу, что “сообщение истины - это не постижение ее разумом, а событие и оценка; в совпадении того и другого и состоит откровение”11. “Не существует богооткровенной истины. Есть истины откровения, то есть утверждения, являющиеся результатом конкретного размышления об откровении, однако сами они не являются непосредственно богооткровенными”12. Поэтому “в каждом отдельном откровении человек постигает не истину о Боге, а Самого живого Бога”13.

Все это звучит очень привлекательно и разумно, и если бы речь шла о простом выборе между “истиной о Боге” и “Самим живым Богом” (что и предлагает сделать Темпл), то мы, конечно, предпочли бы последнее. Однако такое противопоставление совершенно ложно. Как мы узнаем, что конкретно из всего происходящего в мире является действиями Бога? И если мы определим эти действия, как мы обнаружим самого живого Бога? Поэтому Райт, подчеркивая первенство божественных действий, тем не менее отмечает: “Очевидно, что такие события требуют истолкования, прежде чем мы уразумеем их истинный смысл. Следовательно, когда Бог действовал, Он так же и “говорил” различными способами, но особенно через избранных Им истолкователей”14. “Посредством человека Бог наделяет каждое событие сопутствующим ему Словом истолкования, и поэтому последнее составляет неотъемлемую часть первого”15.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: