Ветхий Завет об откровении

Утверждение о том, что Бог говорит, встречается в Ветхом Завете довольно часто. Известно, что фраза “Так говорит Господь” и подобные выражения встречаются в нем свыше трех тысяч раз. Для того чтобы почувствовать значение этой особенности, читателю достаточно обстоятельно ознакомиться с Книгой пророка Амоса (первый из пророков, чьим именем надписана Книга), отметив каждый случай употребления таких выражений. Речь идет не о том, что пророк, имея какой-то опыт богопознания, вложил в свои собственные слова то, что, как ему казалось, он должен был сказать народу. Скорее утверждается, что он, чувствуя довлеющею над ним силу Божию, не мог не сказать того, что говорил Бог. Амос не учился искусству предсказания и не хотел быть пророком; он говорил только потому, что не мог не говорить31. Именно таким обычно и был пророк.

То же самое можно сказать и о Моисее. Мы видим, что он сопротивляется призыву Божию, однако Бог Сам понуждает его: “Итак, пойди, - говорит Он, - и Я буду при устах твоих, и научу тебя, что тебе говорить”32. О Валааме мы читаем: “И вложил Господь слово в уста Валаамовы, и сказал...”33. Итак, мы видим, что Бог наделил Своих слуг теми словами, которые им надлежало сказать, то есть весть и сама форма ее выражения приписываются Богу34.

Говорится также, что “написал Моисей все слова Господни”35, однако это утверждение надо принимать с осторожностью. Как известно, первые пять книг Библии традиционно приписывались Моисею, но нельзя быть уверенным, что в приведенном стихе речь идет о всех пяти книгах. Очевидно только, что Моисей писал и что записанное им относилось ко “всем словам Господним”. Равным образом утверждается, что Иисус Навин записал сказанное Богом36. В Книге Пророка Исаии говорится, что Бог обратился к пророку и повелел ему “начертать” изреченную весть37, а в позднейших ветхозаветных сочинениях эхом звучит это же утверждение применительно к “книге закона Моисеева, который заповедал Господь Израилю”38.

Итак, в Ветхом Завете постоянно утверждается, что Бог говорил рабам Своим, что некоторые, кому Он говорил, записали Его слова (хотя и неясно, в каком объеме), причем значительная часть ветхозаветного материала представлена в форме повествования о том, что говорил Бог. Конечно, утверждение - не доказательство, и здесь мы хотим только отметить его.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: