Дети должны разбиться на тройки. Каждой тройке дается задание: два подростка должны играть роль кукловода — полностью управлять всеми движениями куклы-марионетки, один участник будет играть роль куклы. Для каждой тройки расставляются два стула на расстоянии 1,5-3 метров. Цель «кукловодов» — перевести «куклу» с одного стула на другой. При этом человек, который играет «куклу», не должен сопротивляться тому, что с ним делают «кукловоды». Очень важно, чтобы на месте «куклы» побывал каждый подросток.
Обсуждение.
• Что чувствовали дети во время игры, когда были в роли «куклы»?
• Понравилось ли им это чувство, комфортно ли им было?
• Хотелось ли что-либо сделать самому?
Психологическое... МоеСлово.ру
ПРИЛОЖЕНИЕ
I. Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество занятий | |
Тренинговая группа (общеобразовательные классы) | Коррекционный класс (ЗПР) | ||
I | Ориентировочные занятия | ||
Куда ж нам плыть? | |||
Каков я на самом деле | |||
Кто Я? | |||
Моя индивидуальность | |||
Мой дневник. Мнение | |||
II | Развивающие занятия | ||
Точка опоры | |||
Чувство собственного достоинства | |||
Уверенное и неуверенное поведение | |||
Мои права и права других людей | |||
Просьба | |||
Я в своих глазах и в глазах других людей |
Психологическое... МоеСлово.ру
|
|
I. Учебно-тематический план
№ | Наименование темы | Количество занятий | |
Тренинговая группа (общеобразовательные классы) | Коррекционный класс (ЗПР) | ||
Эмоции и чувства | |||
Обида | |||
Как справиться с раздражением, плохим настроением | |||
Мои слабости | |||
Мои проблемы | |||
Мотивы наших поступков | |||
18 19 | Люди, значимые для меня Эффективные приемы общения | 2 3 | |
Я тебя понимаю | |||
Помощь друг другу | |||
Творческая личность | |||
Как достичь цели | |||
Полюбить себя | |||
Самопринятие. Самоуважение. Самоодобрение. | |||
Будьте собой, но в лучшем виде | |||
Жизнь по собственному выбору | |||
III | Закрепляющие занятия | ||
Звездная карта моей жизни. Контракт с самим собой | |||
Перед дальней дорогой | 2. | ||
Прощай | |||
IV | Дополнительные занятия:песочная терапия |
Психологическое... МоеСлово.ру
Приложение
II. Психодиагностические методики
Данные методики используются для определения уровня тревожности и самооценки у детей подросткового возраста.
|
|
Рекомендуется проводить диагностическую процедуру в начале (для отбора детей в группу) и в конце (для определения результатов групповой работы) социально-психологического тренинга. В случае необходимости можно провести дополнительные оценочные процедуры в середине года.
Выявление уровня тревожности у подростков
Методики подобного рода построены так, чтобы человек не выявлял у себя тревожность или ее отсутствие, а оценивал ситуации, вызывающие ту или иную степень тревоги, и выявлял сферы действительности, являющиеся для него основными источниками тревоги.
Инструкция
На следующих страницах перечислены ситуации, с которыми вы часто встречаетесь в жизни. Некоторые из них могут быть для вас неприятными, вызывать волнение, беспокойство, тревогу, страх. Внимательно прочитайте каждое предложение и обведите кружком одну из цифр справа: 0, 1,2, 3, 4.
Если ситуация совершенно не кажется вам неприятной, обведите цифру «О».
Если она немного волнует, беспокоит вас, обведите цифру «1».
Если ситуация достаточно неприятна и вызывает такое беспокойство, что вы предпочли бы избежать ее, обведите цифру «2».
Если она для вас очень неприятна и вызывает сильное беспокойство, тревогу, страх, обведите цифру «3». • Если ситуация для вас крайне неприятна, если вы не можете перенести ее и она вызывает у вас очень сильное беспокойство, очень сильный страх, обведите цифру «4».
Ваша задача — представить себе как можно яснее каждую ситуацию и обвести кружком ту цифру, которая указывает, в какой степени эта ситуация может вызывать у вас опасение, беспокойство, тревогу или страх.
Текст методики.
1. Отвечать у доски. О 12 3 4
2. Пойти в дом к незнакомым людям. О 12 3 4
3. Участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах. О 12 3 4
Психологическое... МоеСлово.ру
П. Психодиагностические методики
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 | |
1 2 | 3 4 |
4. Разговаривать с директором школы.
5. Думать о своем будущем.
6. Учитель смотрит в журнал, кого бы спросить.
7. Тебя критикуют, в чем-то упрекают.
8. На тебя смотрят, когда ты что-нибудь делаешь (наблюдают за тобой во время работы, решения задачи).
9. Пишешь контрольную работу.
10. После контрольной учитель говорит отметки.
11. На тебя не обращают внимания.
12. У тебя что-то не получается.
13. Ждешь родителей с родительского собрания.
14. Тебе грозит неудача, провал.
15. Слышишь за своей спиной смех.
16. Сдаешь экзамены в школе.
17. На тебя сердятся (непонятно почему).
18. Тебе нужно выступить перед большой аудиторией.
19. Предстоит важное решающее дело.
20. Не понимаешь объяснения учителя.
21. С тобой не согласны, противоречат тебе.
22. Сравниваешь себя с другими.
23. Проверяются твои способности.
24. На тебя смотрят как на маленького.
25. На уроке учитель неожиданно задает тебе вопрос.
26. Замолчали, когда ты подошел (подошла).
27. Оценивается твоя работа.
28. Думаешь о своих делах.
29. Тебе надо принять для себя решение.
30. Не можешь справиться с домашним заданием. Методика включает ситуации трех типов:
а) ситуации, связанные со школой, общением с учителями;
б) ситуации, актуализирующие представление о себе;
в) ситуации общения.
Соответственно виды тревожности, выявляемые с помощью данной шкалы, обозначены так: школьная, самооценочная, межличностная.
Психологическое... МоеСлово.ру
Приложение
Данные о распределении пунктов шкалы:
Вид тревожности | Номер пункта шкалы |
Школьная Самооценочная Межличностная | 1 469 10 13 16 20 25 30 3 5 12 14 19 22 23 27 28 29 2 78 11 15 17 18 21 24 26 |
Подсчитывается общая сумма баллов отдельно по каждому разделу шкалы и по шкале в целом. Полученные результаты интерпретируются как показатели уровней соответствующих видов тревожности, показатель по всей шкале — общего уровня тревожности.
|
|
Особое внимание надо обратить прежде всего на учащихся с высокой и очень высокой общей тревожностью. Как известно, подобная тревожность может порождаться либо действительным неблагополучием школьника в наиболее значимых сферах деятельности, либо существовать как бы вопреки объективно благополучному положению, являясь следствием определенных личностных конфликтов, нарушений в развитии самооценки и т. п.
Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности, баллы | ||||
Класс | Пол | Общая | Школьная | Самооценочная | Межличностная | |
1. Нормальный | ж | 30-62 | 7-19 | 11-21 | 7-20 | |
м | 17-54 | 4-17 | 4-18 | 5-17 | ||
ж | 17-54 | 2-14 | 6-19 | 4-19 | ||
м | 10-48 | 1-13 | 1-17 | 3-17 | ||
ж | 35-62 | 5-17 | 12-23 | 5-20 | ||
м | 23-47 | 5-14 | 8-17 | 5-14 | ||
2. Несколько повышен | ж | 63-78 | 20-25 | 22-26 | 21-27 | |
м | 55-73 | 18-23 | 19-25 | 18-24 | ||
ж | 55-72 | 15-20 | 20-26 | 20-26 | ||
м | 49-67 | 14-19 | 18-26 | 18-25 | ||
м | 63-76 | 18-23 | 24-29 | 21-28 | ||
м | 48-60 | 15-19 | 18-22 | 15-19 |
Психологическое... МоеСлово.ру
И. Психодиагностические методики
Уровень тревожности | Группа учащихся | Уровень различных видов тревожности, баллы | ||||
Класс | Пол | Общая | Школьная | Самооценочная | Межличностная | |
3. Высокий | ж | 79-94 | 26-31 | 27-31 | 28-33 | |
м | 74-91 | 24-30 | 26-32 | 25-30 | ||
ж | 73-90 | 21-26 | 27-32 | 27-33 | ||
м | 68-86 | 20-25 | 27-34 ' | 26-32 | ||
ж | 77-90 | 24-30 | 30-34 | 29-36 | ||
м | 61-72 | 20-24 | 23-27 | 20-23 | ||
4. Очень высокий | ж | более 31 | более 31 | более 33 | ||
м | более 30 | более 32 | более 30 | |||
ж | более 26 | более 32 | более 33 | |||
м | более 25 | более 34 | более 32 | |||
ж | более 30 | более 34 | более 36 | |||
м | 72 и более | более 24 | более 27 | более 23 | ||
5. Чрезмерное спокойствие | ж | менее 7 | менее 11 | менее 7 | ||
м | менее 4 | менее 4 | менее 5 | |||
9- | ж | менее 2 | менее 6 | менее 4 | ||
м | - | - | менее 3 | |||
ж | менее 5 | менее 12 | менее 5 | |||
м | 23 и менее | менее 5 | менее 8 | менее 5 |
Методика исследования самооценки
|
|
На бланке (с. 236-237) перечислены 20 различных личностных качеств. В левой колонке (идеал) испытуемый ранжирует эти качества по привлекательности, в той мере, в какой они ему импонируют, какими он хотел бы обладать. Затем в правой колонке (Я) ранжирует эти качества по отношению к себе. Между желаемым и реальным уровнями каждого качества определяется разность (д.), которая возводится в квадрат (if). Затем подсчитывается сумма квадратов (2jf) и по формуле:
г= 1- 0,00075 J^d2 Психологическое... МоеСлово.ру
Приложение
определяется коэффициент самооценки. Чем ближе коэффициент г к 1 (от 0,7 до 1), тем выше самооценка, и наоборот. Об адекватной самооценке свидетельствует коэффициент от 0,4 до 0,6. Заметим, что если при применении данной методики исследователь пожелает использовать не 20 качеств, а какое-то другое их число, то формулу подсчета необходимо изменить. При всяком изменении количества личностных качеств меняться будет коэффициент при Y_d2-, т. е. будет не 0,00075, а какое-то другое число. В связи с этим полезно знать, что указанная выше формула есть просто частный случай общей формулы вычисления коэффициента ранговой корреляции:
п(п2- 1) '
где п — число используемых при ранжировании качеств. Именно по этой формуле и необходимо проводить расчеты, если изменено число
ранжируемых качеств. Нетрудно убедиться, что множитель----------- =—
п(г? — 1)
для варианта с 20 качествами (т. е. п~ 20) становится равным 0,00075.
Идеал | Качество личности | Я | Разность | |
d | d2 | |||
Уступчивость | ||||
Смелость | ||||
Вспыльчивость | ||||
Настойчивость | ||||
Нервозность | ||||
Терпеливость | ||||
Увлекаемость | ||||
Пассивность | ||||
Холодность | ||||
Энтузиазм | ||||
Осторожность | ||||
Капризность | ||||
Медлительность |
Психологическое... МоеСлово.ру
П. Психодиагностические методики
Идеал | Качество личности | Я | Разность | |
d | d2 | |||
Нерешительность | ||||
Энергичность | ||||
Жизнерадостность | ||||
Мнительность | ||||
Упрямство | ||||
Беспечность | ||||
Застенчивость |
Личностный дифференциал
Цель: изучение определенных личностных свойств, самосознания человека, межличностных отношений.
Личностный дифференциал сформирован путем репрезентативной выборки слов, описывающих черты личности, с последующим изучением внутренней факторной структуры, своеобразной «модели личности», существующей в культуре и развивающейся у каждого человека в результате усвоения социального и языкового опыта.
Отобраны черты, в наибольшей степени характеризующие полюса 3 классических факторов:
1) оценки;
2) силы;
3) активности.
В личностном дифференциале отобрана 21 личностная черта. В нескольких случаях исходный список не содержал одного из членов требуемой антонимической пары и был дополнен. Шкалы личностного дифференциала заполняются испытуемым с инструкцией оценить самих по отобранным чертам личности.
Инструкция
Дана 21 личностная черта.
Вам необходимо оценить себя по отобранным чертам личности, по тому, что, на ваш взгляд, вам более подходит. Например.
1.0+ Обаятельный 321012 3- Непривлекательный
3 — максимальное соотношение. Нужно подчеркнуть только одну цифру — ту, которая к вам более всего близка.
Психологическое... МоеСлово.ру
Приложение
Фамилия | Кл | асе | |||||||
Пол | Возраст | ||||||||
1. | О + Обаятельный | 3 ■ | Непривлекательный | ||||||
2. | С - Слабый | + Сильный | |||||||
3. | А + Разговорчивый | - Молчаливый | |||||||
4. | О - Безответственный | + Добросовестный | |||||||
5. | С + Упрямый | - Уступчивый | |||||||
6. | А - Замкнутый | + Открытый | |||||||
7. | О + Добрый | — Эгоистичный | |||||||
8. | С - Зависимый | + Независимый | |||||||
9. | А + Деятельный | - Пассивный | |||||||
10. | О - Черствый | + Отзывчивый | |||||||
11. | С + Решительный | 3 ' | - Нерешительный | ||||||
12. | А - Вялый | + Энергичный | |||||||
13. | О + Справедливый | - Несправедливый | |||||||
14. | С - Расслабленный | + Напряженный | |||||||
15. | А + Суетливый | — Спокойной | |||||||
16. | О - Враждебный | + Дружелюбный | |||||||
17. | С + Уверенный | - Неуверенный | |||||||
18. | А - Нелюдимый | + Общительный | |||||||
19. | О + Честный | - Неискренний | |||||||
20. | С - Несамостоятельный | + Самостоятельный | |||||||
А + Раздражительный | - Невозмутимый |
Обработка полученных данных
Производится подсчет суммы чисел по каждому фактору. Фактор имеет знак (-) и (+).
В зависимости от того, какой выбор сделал испытуемый, требуется вычесть или сложить балл в сумму данного фактора.
Интерпретация факторов личностного дифференциала
При применении личностного дифференциала для исследования самооценок, значения фактора оценки (О) свидетельствуют об уровне самоуважения. Высокие значения этого фактора говорят о том, что испытуемый принимает себя как личность, склонен осознавать себя как носителя позитивных, социально желательных характеристик, в определенном смысле удовлетворен собой. Низкие значения фак-
Психологическое... МоеСлово.ру
П. Психодиагностические методики
тора О указывают на критическое отношение человека к самому себе, его неудовлетворенность собственным поведением, уровнем достижений, личностными особенностями, на недостаточный уровень самопринятия. Особо низкие значения этого фактора в самооценках свидетельствуют о возможных невротических или иных проблемах, связанных с ощущением малой ценности своей личности. При использовании личностного дифференциала для измерения взаимных оценок фактор О интерпретируется как свидетельство уровня привлекательности, симпатии, которым обладает один человек в восприятии другого. При этом положительные (+) значения этого фактора соответствуют предпочтению, оказываемому объекту оценки, отрицательные (-) — его отвержению.
Фактор силы (С) в самооценках свидетельствует о развитии волевых сторон личности, об их осознании самим испытуемым. Его высокие значения говорят об уверенности в себе, независимости, склонности рассчитывать на собственные силы в трудных ситуациях. Низкие значения свидетельствуют о недостаточном самоконтроле, неспособности держаться принятой линии поведения, зависимости от внешних обстоятельств и оценок. Особо низкие оценки указывают на асте-низацию и тревожность. Во взаимных оценках фактор (С) выявляет отношения доминирования—подчинения, то, как они воспринимаются субъектом оценки.
Фактор активности (А) в самооценках интерпретируется как свидетельство экстравертированности личности. Положительные (+) значения указывают на высокую активность, общительность, импульсивность; отрицательные (-) — на интровертированность, определенную пассивность, спокойные эмоциональные реакции. Во взаимных оценках отражается восприятие людьми личностных особенностей других.
При интерпретации данных, полученных с помощью личностного дифференциала, всегда следует помнить о том, что в них отражаются субъективные, эмоционально-смысловые представления человека о самом себе и других людях, его отношения, которые могут лишь частично соответствовать реальному положению дел, но часто сами по себе имеют первостепенное значение.
Тест школьной тревожности Филлипса
Цель: изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.
Психологическое... МоеСлово.ру
Прилож ение
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».
Инструкция
— Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
На листе для ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «-» — если не согласны.
Текст опросника
1. Трудно ли тебе успевать вместе с классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе иногда, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урока?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, чтобы ты понял, о чем он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Бывает ли так, что ты боишься вызваться отвечать, так как боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
И. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
Психологическое... МоеСлово.ру
П. Психодиагностические методики
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?,
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение класса те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Психологическое... МоеСлово.ру
Приложение
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с тревогой о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих заданий в классе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, боишься ли ты, что не справишься с ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Психологическое... МоеСлово.ру
П. Психодиагностические методики
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и интерпретация результатов
При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», т. е. ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
а) общее число несовпадений по всему тесту: если оно больше 50%,
можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше
75%о от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности;
б) число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выде
ляемых в тесте. Уровень тревожности определяется так же, как в
первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное
состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех
или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Фактор | Номер вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 4,7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50,51,52,53,54,55,56,57,58 S =22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 S= 11 |
3. Фрустрация потребности в достижении успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 S = 13 |
4. Страх самовыражения | 27,31,34,37,40,45 S = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2,7, 12, 16,21,26 S = 6 |
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22 S = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23,.28 S = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2,6, 11,32,35,41,44,47 S = 8 |
о*
Психологическое... МоеСлово.ру
Приложение
Ключ к вопросам: «+» — Да «-» — Нет
1 - | 11 + | 21 - | 31 - | 41 + | 51 - |
2- | 12- | 22 + | 32- | 42 - | 52- |
3- | 13- | 23- | 33- | 43 + | 53- |
4- | 14- | 24 + | 34 - | 44 + | 54- |
5- | 15- | 25 + | 35 + | 45 - | 55- |
6- | 16- | 26- | 36 + | 46- | 56- |
7- | 17- | 27- | 37- | 47- | 57 - |
8- | 18- | 28- | 38 + | 48- | 58- |
9- | 19- | 29- | 39 + | 49- | |
10- | 20 + | 30 + | 40- | 50- |
Результаты
1. Число несовпадений знаков («+» — Да, «-» — Нет) по каждому фактору (— абсолютное число несовпадений в процентах: <50%; >50%;>75%).
2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса: абсолютное значение — < 50%;> 50%;> 75%о.
4. Представление этих данных в виде диаграмм.
5. Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору > 50 % и> 75 % (для всех факторов).
6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста). Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора)
1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
2. Переживания социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего со сверстниками).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Психологическое... МоеСлово.ру
П. Психодиагностические методики
4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно публичной) знаний, достижений, возможностей.
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттелла
Детский личностный опросник, предназначенный для детей младшего и подросткового возраста; включает в себя 12 факторов, или шкал, отражающих характеристики некоторых качеств личности.
Инструкция
Каждый школьник должен написать свои имя, фамилию, возраст, класс, номер школы и другую информацию, которую вы хотите получить, в верхней части опросного листа. Как только дети будут готовы слушать, прочтите вслух инструкцию.
— Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ, наиболее для него подходящий. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. В листке для ответов против каждого номера вопроса имеются два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова «или») и правой (все, что находится после слова «или»). Поставь крестик в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую ты выбрал.
Психологическое... МоеСлово.ру
Прил ожение
Указания для обработки
При оценке используется стандартный шаблон-ключ, который накладывается на опросный лист (1-я и 2-я части идентичны для обработки). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой, и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оцениваются в 1 балл. Затем все баллы (1-й и 2-й части) суммируются по каждому фактору. Полученная сумма баллов есть предварительная «сырая» оценка, которая записывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводится в «шкальную» — стандартную путем соотнесения с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста.