Подросткам и старшеклассникам, к сожалению, больше нравится покритиковать другого, показать его слабости и недостатки. Попытайтесь снять это стремление.
Заканчивать этот тренинговый этюд полезно только в мажорном ключе. Члены «экспертного совета» могут дополнить число положительных качеств выступившего. Он при этом может записать все дополнения в свою аналитическую таблицу. Затем слово предоставляется очередному желающему и т. д.
Второй пример индивидуального задания под названием «Моя родословная».
«Вспомните, пожалуйста, как зовут ваших родителей, только полностью: фамилия, имя, отчество. Когда они родились? Назовите точно год, месяц и день рождения мамы и папы. А место их рождения? Где они родились? Назовите город или село, область и республику.
Если вы это смогли вспомнить, хорошо! Если не смогли, не расстраивайтесь, у вас впереди великое открытие! Узнайте все эти сведения у своих родителей. Но этого мало. Ведь у вас есть своя родословная. У ваших родителей тоже есть (были) родители, и у родителей также были родители и т. д. Аристократы хранили в памяти, записывали и передавали своим детям имена и фамилии, точные даты и места рождения, особые факты биографии всех своих предков до 15-20 колена (поколений). Сегодня нам, конечно, очень трудно воспроизвести свою родословную до 20 колена, но попробуйте с помощью родителей вспомнить хотя бы три поколения ваших предков.
|
|
Для этого нужно составить «родословное дерево», написав имя, отчество, фамилию, дату и место рождения всех указанных в нем родственников».
Рекомендации ведущему. Этот тренинг, как и все, что касается проблем семьи, требует особой тактичности тренера. Разумеется, проводить тренинг «Моя родословная» в группе, где большинство участников из неполных семей, довольно рискованное дело. Но все же тему родителей и рода человека так или иначе нужно обсуждать.
При проведении данного тренинга получить сразу исчерпывающий ответ практически невозможно. Не надо от участников требовать заполнения таблицы до конца. Пусть хотя бы задумаются над этим, лишний раз подойдут к своим родителям, даже для того, чтобы узнать у отца отчество и год рождения, а у мамы - ее девичью фамилию.
Но на следующем занятии нужно обязательно поощрить тех участников, которые смогут выполнить это очень сложное задание. Впрочем, его можно продлить на целый месяц и даже больше, так как во многих семьях просто нет под рукой такой информации, и чтобы ее отыскать, требуется определенное время.
2. «Лицом к лицу». (Парная работа)
Основная задача этой формы тренинговой работы - научить участников занятий слышать и слушать другого человека, вести диалог, учитывая особенности партнера, его состояние и настроение; откровенно высказывать свои соображения, аргументировать свои выводы, принимать во внимание доводы собеседника.
|
|
Для организации этой работы прежде всего нужно объединить участников в пары, но не обязательно в те, которыми они сидят на остальных уроках. Пусть участники самостоятельно решат, с кем бы они хотели работать в паре, сами сделают свой выбор и приготовятся к дальнейшей работе с этим участником.
В том случае, когда один или несколько человек останутся без партнера, тренер может предложить оставшимся также объединиться или присоединиться к одной из пар (но в группе должно быть не более трех человек).
Весьма желательными являются смешанные пары, то есть мальчик и девочка. Но подросткам и старшеклассникам может быть трудно на глазах у всей группы (тем более если это их родной класс) сделать свой выбор в пользу девочки (мальчика). Тренеру не следует настаивать на этом. Можно ввести в правила работы группы, например, такое: «Больше одного раза с одним и тем же человеком в па^ ре не работать». Таким образом через несколько занятий все участники смогут поработать друг с другом, расширяя социальные контакты, привыкая к общению с разными людьми и преодолевая естественные барьеры.
Так же, как и в индивидуальном тренинге, пара может по своему усмотрению выбрать • место для общения так, чтобы им никто не мешал. Поскольку все пары работают одновре-
менно, целесообразно включать магнитофон, создавая определенный музыкальный фон, который хорошо гасит посторонний шум и помогает ребятам настроиться на душевную беседу.
Рассмотрим особенности этой тренинговой формы на примере упражнения «Я голосую за тебя».
Цель упражнения - помочь участникам увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, научить их открыто высказывать свое мнение о людях, закрепить диалоговый стиль общения, формировать уважительное отношение к человеку.
Участники, объединившись в пары, составляют список основных достоинств своего партнера, имея в виду, что он выдвигается кандидатом в мэры города.
На первом этапе работы партнеры не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей и т. п. Работа над составлением списка должна проводиться в тишине. Примерное время - 1-2 минуты.
Затем участники зачитывают свои записи друг другу, комментируя их, дополняя словами то, что им удалось написать на первом этапе. В это время партнер имеет право задавать вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанной информации. На это отводится примерно 3-4 минуты.
Рекомендации ведущему. У детей часто вызывает недоумение.- «А почему
нельзя разговаривать и спрашивать? Ведь так не бывает!» Это специальный прием,
и участникам нужно объяснить, что задача тренинга в другом - не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться разобраться в человеке, сидящем рядом, или напротив, понять его, увидеть и подчеркнуть его основные достоинства, именно те, которые за время совместной учебы они успели друг у друга подметить.
В дальнейшем во время обсуждения часто вносятся серьезные поправки в записи участников. Это и есть одна из целей данной работы — попытка понять прежде всего самого себя: насколько хорошо я понимаю людей (тем более тех, с кем давно общаюсь). Все это нужно объяснить участникам, и если возникают вопросы, еще и еще раз ответить на них с тем, чтобы им была хорошо понятна цель работы.
Итоги работы в паре могут подводиться несколькими способами:
|
|
• ограничиться обсуждением темы (материала) внутри самой пары;
• провести взаимную оценку партнерами друг друга по схеме, предложенной педагогом или самими учащимися;
• определить лидера пары, который работал более эффективно;
• определить наиболее эффективную пару.
Для этого каждая пара участников очень кратко рассказывает о своей работе всему классу, и затем решается вопрос о наиболее эффективной паре простым голосованием.