Во время выполнения этого этюда тренеру совсем необязательно вмешиваться в ход обсуждения. Пусть участники работают самостоятельно, не смущаясь присутствия взрослого. Тренеру следует лишь слегка успокоить ребят, которые начинают очень
громко «выяснять отношения», напомнив им, что в классе они не одни. Может случиться и так, что одна-две пары не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем дело. Может быть, не совсем правильно поняли правила или очень «трудный партнер»? В этом случае ведущий должен взять часть инициативы на себя, например, перечисляя достоинства сначала одного участника пары (помогая его партнеру), а затем достоинства второго (помогая первому). В дальнейшем ребята должны работать самостоятельно.
Пример работы в парах над темой «Твои основные потребности».
«Возьмите лист бумаги и наверху напишите: «Твои основные потребности». Сейчас в течение 4 минут вы будете на этом листе записывать основные потребности друг друга. Вы пишите, перечисляя кратко то, в чем нуждается ваш партнер, естественно, с вашей точки зрения, а он, в свою очередь, будет перечислять то, в чем нуждаетесь вы.
|
|
Разговаривать в течение этих 4 минут нельзя, то есть вы не имеете права спрашивать у вашего партнера: «Что ты хочешь?» Это было бы слишком просто. Подумайте о нем, поразмышляйте над его основными потребностями и результаты этих размышлений запишите аккуратно в один столбик на вашем листе бумаги. В принципе, нет никаких ограничений, пишите все то, что может, с вашей точки зрения, хотеть ваш партнер.
Желательно, чтобы это было достаточно конкретно. Например, не просто «он хочет есть», наверное, все мы с вами время от времени хотим есть. Нужна конкретность, например, «он предпочитает фрукты (бананы и яблоки)» или «ему нужен новый стереомагнитофон» и т. д.
На втором этапе ребята обмениваются своими записями и, внимательно прочитав список, вычеркивают из него те потребности, которых у них в данный момент нет. А все остальное остается в списке. Затем они, вернув друг другу списки, могут свободно обсудить результаты работы. Что пришлось вычеркнуть и почему? А что угадано абсолютно верно?
Рекомендации ведущему. Во время инструкции тренеру не следует приводить много примеров различных потребностей человека. Это мешает ребятам свободно размышлять, пусть они самостоятельно решают вопрос о том, в чем же нуждается партнер. Можно лишь напомнить о разделении потребностей на материальные, выделив в них потребности в питании, в товарах, потребности в услугах, духовные потребности.
3. «Четверка». (Малая группа из 3—4 человек)
|
|
Особенность этой формы тренинговой работы - возможность пообщаться, поделиться сокровенным с небольшой «компанией», которая тебя принимает и понимает, и, кроме того, научиться открыто и вместе с тем тактично отстаивать свое мнение перед другими людьми.
Участники вправе самостоятельно решать вопрос о том, в какую малую группу входить, и поэтому в каждой малой группе, как правило, создается доверительная и дружеская атмосфера, которая располагает к откровенному разговору. Тренеру не следует настаивать на конкретном составе малых групп, но вместе с тем участникам нужно объяснить, что чем чаще они будут работать в разных малых
группах, тем больший опыт общения они получат, у них будет реальный шанс проверить себя и свои способности убеждать разных людей.
Для работы в четверках можно просто сдвинуть столы парами и предложить ребятам сесть лицом друг к другу. Или всей четверке сесть за один стол, но обязательно лицом друг к другу. В том случае, когда группа ребят просит оставить их впятером или даже вшестером, педагогу следует проявить твердость и предложить этой группе разделиться. В малой группе должно быть 3-4 человека, не более.
Рассмотрим особенности этой формы работы на примере упражнения «Доверенное лицо кандидата».
«Сегодня мы потренируем умение убеждать людей; Для этого вам необходимо в течение 2-3 минут составить тезисы (план, конспект) своего выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его доверенного лица, является самым достойным претендентом на должность мэра города. Вы должны выбрать в качестве такого претендента любого человека из нашей группы, составить план своего выступления без всяких консультаций с ним. Кроме того, ни один человек в группе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.
При составлении тезисов своего выступления желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра, но не стоит забывать и его чисто человеческие качества и достоинства. Ваш «портрет» этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица - убедительной. Для этого нужно приводить как можно больше фактов из его биографии, примеры делового подхода к решению
сложных проблем, реальные случаи, в которых он проявил себя как порядочный человек, отстаивал свою гражданскую позицию и т. п. Одним словом, ваша задача убедить малую группу в том, что ваш претендент достойнее всех сможет выполнять обязанности мэра города. При этом, естественно, опираться следует на реальные факты и аргументы. Не стоит фантазировать. Найдите действительно существующие достоинства и привлекательные черты в человеке, которого вы представляете своей малой группе».
Рекомендации ведущему. После составления тезисов участники объединяются в малые группы по 3-4 человека и по сигналу тренера во всех группах одновременно начинают по очереди выступать в качестве доверенного лица, рассказывая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов малой группы. Подчеркнем еще раз, что все малые группы работают одновременно.
Время у каждого участника ограничено -1 минута. За этим внимательно следит тренер, периодически объявляя об истечении отведенной 1 минуты, но в работу групп он не вмешивается. Участники должны самостоятельно передавать друг другу слово для выступления. Во время выступления члена малой группы остальные ребята не должны ему мешать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента в полном объеме. Для вопросов и уточнений отводится специальное время.
|
|
После выступления всех членов малой группы дается еще 4 минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие решения в каждой малой группе о том, чей претендент действительно достоин баллотироваться на должность мэра города.
При этом ребята должны обратить внимание на содержание аргументов, убедительность речи ораторов, на то, какими были ответы на возникшие вопросы, и т. п.
В каждой малой группе должен быть выбран один из претендентов на должность мэра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом малую группу, объявляется победителем.
Этот тренинг может иметь и несколько иную форму подведения итогов, более жесткую. В этом случае оценка работы и распределение мест осуществляется по принципу «один человек - одно место». Результаты обсуждения и голосования в малой группе оформляются специальным протоколом, где должно быть указано место каждого и подписи всех членов малой группы.
Образец
Максимальный балл - 4 ставится общим решением малой группы тому участнику, который наиболее глубоко и полно представил портрет претендента на должность мэра. Этот балл может получить только один из четырех членов малой группы.
3 балла - ставится второму участнику, результат которого в чем-то уступает первому,
т. е. менее глубок и полон, были некоторые неточности. Этот балл также может получить только один из участников.
2 балла и 1 балл - ставятся остальным членам малой группы в зависимости от глубины и полноты представленных портретов.
Время на обсуждение и распределение мест - 5 минут. Малые группы должны четко придерживаться предложенной схемы оценки работы друг друга. На одном месте в протоколе с одинаковым количеством баллов не должно быть 2 или 3 человека, тем более всех четверых. Принцип «одно место - один человек» должен быть соблюден неукоснительно. Если малая группа не успела завершить работу за отведенное время, ни один из претендентов, которых представляли члены этой малой группы, не принимается и победители не объявляются.