Психологический комментарий. Во время выполнения этого этюда тренеру совсем необязательно вмеши­ваться в ход обсуждения

Во время выполнения этого этюда тренеру совсем необязательно вмеши­ваться в ход обсуждения. Пусть участники ра­ботают самостоятельно, не смущаясь присут­ствия взрослого. Тренеру следует лишь слегка успокоить ребят, которые начинают очень

громко «выяснять отношения», напомнив им, что в классе они не одни. Может случиться и так, что одна-две пары не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем де­ло. Может быть, не совсем правильно поня­ли правила или очень «трудный партнер»? В этом случае ведущий должен взять часть инициативы на себя, например, перечисляя достоинства сначала одного участника пары (помогая его партнеру), а затем достоинства второго (помогая первому). В дальнейшем ре­бята должны работать самостоятельно.

Пример работы в парах над темой «Твои основные потребности».

«Возьмите лист бумаги и наверху напиши­те: «Твои основные потребности». Сейчас в те­чение 4 минут вы будете на этом листе запи­сывать основные потребности друг друга. Вы пишите, перечисляя кратко то, в чем нуждает­ся ваш партнер, естественно, с вашей точки зрения, а он, в свою очередь, будет перечис­лять то, в чем нуждаетесь вы.

Разговаривать в течение этих 4 минут не­льзя, то есть вы не имеете права спрашивать у вашего партнера: «Что ты хочешь?» Это было бы слишком просто. Подумайте о нем, пораз­мышляйте над его основными потребностями и результаты этих размышлений запишите аккуратно в один столбик на вашем листе бу­маги. В принципе, нет никаких ограничений, пишите все то, что может, с вашей точки зре­ния, хотеть ваш партнер.

Желательно, чтобы это было достаточно конкретно. Например, не просто «он хочет есть», наверное, все мы с вами время от време­ни хотим есть. Нужна конкретность, напри­мер, «он предпочитает фрукты (бананы и яб­локи)» или «ему нужен новый стереомагнито­фон» и т. д.

На втором этапе ребята обмениваются своими записями и, внимательно прочитав спи­сок, вычеркивают из него те потребности, ко­торых у них в данный момент нет. А все оста­льное остается в списке. Затем они, вернув друг другу списки, могут свободно обсудить результаты работы. Что пришлось вычеркнуть и почему? А что угадано абсолютно верно?

Рекомендации ведущему. Во время инструкции тренеру не следует приво­дить много примеров различных по­требностей человека. Это мешает ребятам свободно размышлять, пусть они самостояте­льно решают вопрос о том, в чем же нуждает­ся партнер. Можно лишь напомнить о разде­лении потребностей на материальные, выде­лив в них потребности в питании, в товарах, потребности в услугах, духовные потреб­ности.

3. «Четверка». (Малая группа из 3—4 человек)

Особенность этой формы тренинговой ра­боты - возможность пообщаться, поделиться сокровенным с небольшой «компанией», ко­торая тебя принимает и понимает, и, кроме того, научиться открыто и вместе с тем так­тично отстаивать свое мнение перед другими людьми.

Участники вправе самостоятельно решать вопрос о том, в какую малую группу входить, и поэтому в каждой малой группе, как прави­ло, создается доверительная и дружеская ат­мосфера, которая располагает к откровенно­му разговору. Тренеру не следует настаивать на конкретном составе малых групп, но вмес­те с тем участникам нужно объяснить, что чем чаще они будут работать в разных малых

группах, тем больший опыт общения они по­лучат, у них будет реальный шанс проверить себя и свои способности убеждать разных лю­дей.

Для работы в четверках можно просто сдвинуть столы парами и предложить ребятам сесть лицом друг к другу. Или всей четверке сесть за один стол, но обязательно лицом друг к другу. В том случае, когда группа ребят про­сит оставить их впятером или даже вшесте­ром, педагогу следует проявить твердость и предложить этой группе разделиться. В малой группе должно быть 3-4 человека, не более.

Рассмотрим особенности этой формы ра­боты на примере упражнения «Доверенное лицо кандидата».

«Сегодня мы потренируем умение убеж­дать людей; Для этого вам необходимо в тече­ние 2-3 минут составить тезисы (план, конс­пект) своего выступления перед аудиторией с целью убедить слушателей в том, что человек, которого вы представляете в качестве его до­веренного лица, является самым достойным претендентом на должность мэра города. Вы должны выбрать в качестве такого претенден­та любого человека из нашей группы, соста­вить план своего выступления без всяких кон­сультаций с ним. Кроме того, ни один человек в группе не должен даже догадываться, о ком вы собираетесь писать.

При составлении тезисов своего выступле­ния желательно подчеркнуть именно деловые характеристики претендента на должность мэра, но не стоит забывать и его чисто чело­веческие качества и достоинства. Ваш «порт­рет» этого человека должен быть достаточно полным, а ваша речь в качестве доверенного лица - убедительной. Для этого нужно приво­дить как можно больше фактов из его биогра­фии, примеры делового подхода к решению

сложных проблем, реальные случаи, в кото­рых он проявил себя как порядочный чело­век, отстаивал свою гражданскую позицию и т. п. Одним словом, ваша задача убедить ма­лую группу в том, что ваш претендент досто­йнее всех сможет выполнять обязанности мэ­ра города. При этом, естественно, опираться следует на реальные факты и аргументы. Не стоит фантазировать. Найдите действительно существующие достоинства и привлекатель­ные черты в человеке, которого вы представ­ляете своей малой группе».

Рекомендации ведущему. После составления тезисов участники объе­диняются в малые группы по 3-4 че­ловека и по сигналу тренера во всех группах одновременно начинают по очереди высту­пать в качестве доверенного лица, рассказы­вая о самом достойном человеке и убеждая в этом остальных членов малой группы. Под­черкнем еще раз, что все малые группы рабо­тают одновременно.

Время у каждого участника ограничено -1 минута. За этим внимательно следит тренер, периодически объявляя об истечении отве­денной 1 минуты, но в работу групп он не вмешивается. Участники должны самостояте­льно передавать друг другу слово для выступ­ления. Во время выступления члена малой группы остальные ребята не должны ему ме­шать, например, задавая много вопросов, так как в этом случае у выступающего просто не хватит времени для представления своего претендента в полном объеме. Для вопросов и уточнений отводится специальное время.

После выступления всех членов малой группы дается еще 4 минуты на уточнение и вопросы друг к другу, а также на принятие ре­шения в каждой малой группе о том, чей претендент действительно достоин баллотирова­ться на должность мэра города.

При этом ребята должны обратить внима­ние на содержание аргументов, убедитель­ность речи ораторов, на то, какими были от­веты на возникшие вопросы, и т. п.

В каждой малой группе должен быть вы­бран один из претендентов на должность мэ­ра города. Доверенное лицо, которое смогло убедить в этом малую группу, объявляется победителем.

Этот тренинг может иметь и несколько иную форму подведения итогов, более жест­кую. В этом случае оценка работы и распре­деление мест осуществляется по принципу «один человек - одно место». Результаты обсуждения и голосования в малой группе оформляются специальным протоколом, где должно быть указано место каждого и подпи­си всех членов малой группы.

Образец

Максимальный балл - 4 ставится общим решением малой группы тому участнику, ко­торый наиболее глубоко и полно представил портрет претендента на должность мэра. Этот балл может получить только один из четырех членов малой группы.

3 балла - ставится второму участнику, ре­зультат которого в чем-то уступает первому,

т. е. менее глубок и полон, были некоторые неточности. Этот балл также может получить только один из участников.

2 балла и 1 балл - ставятся остальным чле­нам малой группы в зависимости от глубины и полноты представленных портретов.

Время на обсуждение и распределение мест - 5 минут. Малые группы должны четко придерживаться предложенной схемы оцен­ки работы друг друга. На одном месте в про­токоле с одинаковым количеством баллов не должно быть 2 или 3 человека, тем более всех четверых. Принцип «одно место - один чело­век» должен быть соблюден неукоснительно. Если малая группа не успела завершить рабо­ту за отведенное время, ни один из претен­дентов, которых представляли члены этой ма­лой группы, не принимается и победители не объявляются.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: