Психологический комментарий

В ходе этого упражнения довольно ча­сто возникает ситуация, когда сразу двое или даже трое ребят описывают одного и того же претендента. В этом нет ничего осо­бенного, и не стоит заставлять участников ме­нять «объект описания». Пусть каждый из них выскажется именно со своих позиций. Что он - увидел и подчеркнул в этом человеке, какие черты характера он считает наиболее привле­кательными, какие деловые качества выделил особо и т. д.

Затем со своей точкой зрения выступает второе доверенное лицо этого же претенден­та, но вероятно, этот участник выделил и под­черкнул что-то другое. Но если даже эти ребя­та во многом повторятся, это не беда. Ведь главное в другом - они учатся видеть досто­инства своего одноклассника и стремятся убедить в этом других.

Как и во всех других тренингах, педагогу не следует активно участвовать в работе той или иной малой группы. Пусть ребята сами высказываются, задают друг другу вопросы, уточняют не совсем ясные детали «биографии претендентов».

Задача тренера - поддержать те малые группы, где может возникнуть ситуация сверхлидерства одного из ребят, т. е. один из членов группы может проговорить почти все отведенное время (4 минуты), а остальные безропотно будут слушать, даже не пытаясь начать свою речь.

Если замечена такая малая группа, целесо­образно остановить работу всех групп и про­сто объяснить, что нарушено одно из основ­ных правил - «каждому доверенному лицу от­водится ровно одна минута». После этого, как правило, во всех группах работа налаживает­ся, ребята понимают свою ошибку и внимате­льно следят за временем и передачей слова друг другу.

В том случае, когда в малых группах разное количество ребят, например, в двух группах по три человека, а в остальных по четыре, ма­лые группы (по 3 человека) раньше начинают этап вопросов и уточнений. И затем вместе со всеми заканчивают это упражнение.

А теперь еще один пример работы малой группы - упражнение «Законы общения».

«Человечество уже несколько тысячелетий использует определенные нормы общения, которые помогают людям понимать друг дру­га, даже если встречаются представители раз­ных народов. Например, одна из таких норм гласит, что нужно сначала поприветствовать человека, выразить ему свое доброе отноше­ние, узнать, как он себя чувствует, как здоро­вье родных и близких, и только после этого переходить к содержанию разговора.

Конечно, современные ритмы жизни дик­туют и другой стиль общения. Но все же, на­верное, привычка приветствия собеседника останется на последующие тысячелетия. Мы с вами сейчас подумаем над своими Законами общения, которые могут быть приняты, на­пример, вашим классом. Для этого каждая ма­лая группа в течение 5 минут должна поду­мать и написать свои конкретные предложе­ния в общий свод Законов общения класса. Естественно, что за основу этих Законов нуж­но взять опыт всего человечества.

Ваши Законы должны быть четкими, конк­ретными, понятными и, по возможности, лег­ко исполнимыми. Если вы напишете, что при приветствии друг друга каждый ученик дол­жен сделать пятнадцать ритуальных движе­ний, как в Средние века это делали аристокра­ты, то вряд ли это будет выполняться. Вместе с тем это должны быть достаточно осмыслен­ные Законы, которые действительно помога­ли бы общаться ребятам.

Через 5 минут каждая малая группа зачита­ет текст своих предложений в общий свод За­конов, отвечая на все вопросы и замечания класса. Когда представители всех малых групп выскажутся, мы сформулируем несколько За­конов, которые чаще всего встречались в ва­ших предложениях. Таким образом у нас по­лучится свод Законов общения нашего класса. Останется только выполнять их».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: