Психологический комментарий. Эта форма работы дает прекрасную возможность отработать коммуника­тивные навыки - вступления в контакт и вы­хода из него

Эта форма работы дает прекрасную возможность отработать коммуника­тивные навыки - вступления в контакт и вы­хода из него. За 10-15 минут этого тренинга ребята успевают по 5-6 раз сменить партне­ра, и каждый раз им приходится приветство­вать нового человека, а после диалога проща­ться с ним.

Во время этого упражнения целесообразно менять игровые роли не чаще, чем через две смены партнеров. Это нужно для того, чтобы ребята могли найти дополнительные, более убедительные аргументы в пользу своей пози­ции, так как за один диалог они, как правило, не успевают сориентироваться, «войти в роль». Поэтому, когда появляется возможность

еще раз сыграть эту же роль, ученик с боль­шей активностью включается в диалог.

Но в то же время, если слишком долго при­ходится играть одну и ту же роль, ученику это может надоесть. Поэтому нужно периодиче­ски менять роли, например, через три смены партнера сторонники реформ становятся лю­дьми, сомневающимися в их необходимости. Ребятам приходится мыслить диаметрально противоположно, то есть отстаивать пози­цию, которую они только что опровергали. Но это вносит особый интерес и оживление в работу.

Общая продолжительность этой работы зависит от настроя и интереса группы. Если. участникам понравилось и они с удовольст­вием вступают в дискуссию с очередным партнером, то можно провести 6-8 диалогов. Если же участники не смогли глубоко вклю­читься в роль, найти факты и аргументы для обсуждения, то можно ограничиться и 2-3 сменами партнеров.

Может быть, придется одно-два занятия в режиме «карусели» в большей части посвя­тить именно формированию навыка привет­ствия, не стоит жалеть на это времени. Зато в последующем многие проблемы, связанные с установлением контактов, будут решаться у ребят значительно проще, а значит, и тренин­ги будут эффективнее. Точно такое же внима­ние следует уделять и выходу из контакта, окончанию диалога, специально работая над этой процедурой. Самым эффективным спо­собом в данном случае является прямая де­монстрация различных возможных вариан­тов начала и окончания диалога самим трене­ром. Или можно подготовить одну-две пары ребят и с их помощью продемонстрировать возможные варианты.

6. «Аквариум». (Активная работа части группы)

Эта форма тренинга помогает ведущему решать несколько организационных задач:

• дать возможность участникам увидеть со стороны своих сверстников, когда активно работающая часть группы демонстрирует различные стили общения, способы уста­новления контакта, улаживания назреваю­щего конфликта и т. п.;

• включить в занятие даже тех участников, у которых нет особого желания участвовать в предлагаемом упражнении. Они могут просто стесняться или бояться показать се­бя. Всем, кто не захотел участвовать в ак­тивном тренинге, можно поручить наблю­дать и оценивать все происходящее, анали­зировать действия ребят и делать выводы для обсуждения, вести подсчет и опреде­лять победителей среди участников и т. д.

Для проведения упражнения в режиме «ак­вариум» тренер приглашает желающих выйти к доске или в центр класса (но в этом случае парты необходимо сдвинуть к стенам, чтобы в середине класса было свободное место). Эти участники получают конкретное задание и после ответов педагога на все возникшие во­просы начинают действовать в соответствии с полученной инструкцией.

Остальные ученики садятся таким обра­зом, чтобы им было хорошо видно все проис­ходящее у доски или в центре класса. Их основная задача - наблюдать за происходя­щим, чтобы потом во время обсуждения уп­ражнения высказать свои впечатления, заме­чания, предложения.

Во время паузы, которую делает тренер для активно работающих участников, любой «на-

блюдатель» может перейти к активным дейст­виям, получив разрешение ведущего.

Особенности этого тренинга рассмотрим на примере упражнения «Теледебаты пре­тендентов».

В центр класса за отдельно стоящий стол приглашаются желающие выступить в роли претендентов на должность мэра города для участия в открытых телевизионных дебатах. Каждый претендент имеет возможность под­готовить тезисы своего краткого выступления перед большой аудиторией «телезрителей», роль которых играют все остальные участники тренинга. «Телезрители» имеют возможность задавать любые вопросы тому или иному пре­тенденту, используя телефон «горячей линии».

На первом этапе (примерно 3-4 минуты) претенденты готовятся к выступлению, на­брасывая тезисы, собирая аргументы и т. п. «Телезрители» в это же время могут подумать над вопросами, которые они смогут задать претендентам.

На втором этапе (10-12 минут) проводятся сами «теледебаты», в ходе которых претен­денты говорят по очереди о своих програм­мах деятельности в должности мэра города, задают друг другу уточняющие вопросы. За­тем претенденты отвечают на вопросы «теле­зрителей».

В конце дебатов проводится рейтинговое голосование, т. е. определение места каждого претендента. Его можно провести открытым голосованием простым большинством голо­сов «телезрителей».

Рекомендации ведущему. Если в группе окажется много желающих принять участие в теледебатах, следу­ет поставить дополнительно один или два стола для этих участников.

Ведущий теледебатов (сам тренер) органи­зует всю работу, предоставляя слово очеред­ному претенденту или «телезрителю» для во­проса. Эту роль вполне может сыграть и один из участников тренинга, с которым нужно за­ранее обсудить процедуру дебатов. А затем вся работа организуется этим участником. Тренер вмешивается в случае необходимости помочь, когда, например, претенденты слиш­ком бурно начинают спорить о достоинствах своих программ.

Целесообразно заранее подготовить пре­тендентов из числа желающих участников, попросив их подготовить тезисы своих про­грамм, основываясь на реальных нуждах и проблемах своего родного города (поселка, села). Такое конкретное содержание значите­льно оживляет тренинг, практически все «те­лезрители» включаются в обсуждение про­грамм претендентов, возникает много острых вопросов, на которые претендентам прихо­дится отвечать, причем не абстрактно, а с опорой на местный материал.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: