Без проведения этой процедуры нельзя заканчивать занятие тренинговой группы. У членов группы должна быть возможность сказать то, что их тревожит или мучает. Но в большей мере следует обращать внимание на успехи, которых каждый участник тренинга смог добиться в ходе данного занятия.
Из высказываний участников тренинга:
«Этот тренинг поднял многие проблемы в моей душе, о которых я раньше мало задумывался. Я почувствовал потребность доверять людям, протягивать им руку первым, даже если я их не знаю».
Александр Р., г. Москва
«Я думаю, что это самое замечательное занятие, которое только могли придумать люди друг для друга. Это так здорово и увлекательно».
Светлана М, г. Стрежевой
Второе занятие
Люди должны гораздо более помогать друг другу, чем они делают это теперь.
И. И. Мечников, лауреат Нобелевской премии
Цель занятия - закрепить активный тренинговый стиль общения, способствовать закреплению навыков самоанализа, обсудить качества, важные для эффективного межличностного общения, ввести общие для данной группы игровые процедуры, помогающие формированию коммуникативных навыков.
Рекомендации ведущему. В самом начале занятия участникам следует напомнить об основных правилах тренинга, о необходимости работать с визитками. Занятие целесообразно начать с анализа анкет «Мнение». При этом надо обратить особое внимание участников на те причины, которые, по мнению самих участников, мешают им быть искренними и откровенными. Не называя тренинговых имен, перечислите наиболее типичные ошибки членов группы, отметьте значимые для них упражнения и эпизоды прошедшего занятия. Откровенно перечислите те пункты, которые не понравились участникам на прошлом занятии, и, конечно, проанализируйте замечания и пожелания вам как ведущему. Обязательно подчеркните, как вы собираетесь реагировать на эти замечания и пожелания в ходе второго и последующих занятий данного тренинга. Включите в это занятие работу с дневниками «Мой стиль общения» и новый тест, который поможет узнать свои коммуникативные особенности.
Данное занятие в основном посвящено работе над списком качеств, важных для общения. Задача занятия - провести «инвентаризацию» всех личностных качеств, которые помогают людям общаться между собой, понимать и принимать друг друга.