Каждое из наблюдений цикла имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ними. В сумме все наблюдения цикла (одного) формируют у детей конкретные и отчетливые представления о данном объекте – его строении, функционировании, условиях жизни. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний о животных или растениях, которые живут по соседству с ними.
Ряд достоинств:
Весь объем знаний распределяется на «порции», что обеспечивает постепенное и более надежное их усвоение.
Каждое следующее наблюдение позволяет демонстрировать детям новые стороны и особенности уже знакомого объекта природы.
Протяженность во времени, т.е. многоразовое обращение к одному и тому же объекту на протяжении 1-3 месяцев, формирует у детей устойчивый познавательный интерес к нему.
В результате возникает потребность в новых самостоятельных наблюдениях.
Проведение цикла наблюдений в повседневной жизни в разные режимные моменты экономит время для занятий и делает работу с детьми разнообразной.