Аврам находится в том затруднительном положении, которая приносит с собой благодать: в благодатном присутствии что сказать? – Все излишнее. Когда благодать все собой наполняет, слова могут только повредить… Человек говорить даже не может. Однако человек не может не действовать: он непреодолимо должен сделать нечто в ответ. Почему люди плачут в храме? Почему вдруг падают на колени? Человек, когда душа чует благодать, говорить не хочет, а не сделать что-то не может.
Получив от Мелхиседека благословение Божье, выслушав, что Бог благословен… Аврам не построил жертвенника и не принес жертв и не сказал никаких слов.
И дал [Аврам] ему десятину от всего.
Быт. 14:20
Десятина – это как слезы из души. Что ты можешь дать Богу? Дай – то, что Он примет, потому что это от сердца. Десятина – это не формальность и это не налог на содержании священников и храма. Десятина – это благодарность человека Богу… Слов – нет, жертв – нет:
Первая десятина была творчеством веры. И принес ее Аврам из того, что досталось ему от войны. И Мелхиседек – образ Христа – ее принял.
|
|
В |
Ветхом Завете Мелхиседек упоминается еще только один раз, в Псалме 110/109:1, 4:
Псалом Давида. Сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих... Клялся Господь и не раскается: Ты священник во век по чину Мелхиседека.
Господь клянется о Себе Самом как о Мессии: что Ему будет дано вечное священство. Мессия – сын Давида (человек) и Господь (Бог): Давид называет Господом Того, Кто сын ему (Мф. 22:45). Когда пришел Христос, Он изъяснил, что сказанное относится к Нему. Христос – священник по чину Мелхиседека.
То же говорит ап. Павел в Послании к евреям. Явление в мире Того, Кто есть Сын Божий и Бог – загадочно, как появление Мелхиседека в Св. Истории:
без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, пребывает священником навсегда.
Евр. 7:3
Священство Мелхиседека не основано ни на каком толдот’е: священник здесь является «без родословия»: ¢genealТghtoj. Этим Мелхиседек отличается от священников левитов. Левиты происходили из колена Левия (сына Иакова). Чтобы приступить к жертвеннику, необходима была священническая родословная. У Христа такой не было: Христос «причастен иному колену» – Иуды, сына Иакова, – «из которого никто не приступал к жертвеннику», и «об этом колене Моисей ничего не сказал относительно священства» (Евр. 7:13, 14) [17].