Вюрцбургская школа

Основатель Вюрцбургской школы Освальд Кюльпе (1862— 1915) был учеником и ассистентом В. Вундта и использовал в своих исследованиях метод самонаблюдения, но так же как и Эббингауз, применял экспериментальные методы для изуче­ния феноменов человеческого мышления. В состав этой школы входили: А. Майер, А. Мессер, К. Бюлер, Н. Ахх, К. Марбе, Г. Уатт и др. Вюрцбургская школа выдвинула следующие положения и идеи относительно понимания феноменов мышления, кото­рые во многом отличаются от классических взглядов В. Вундта и тем самым вызывают серьезную критику с его стороны:

1) использование для изучения высших психических процес сов метода «систематической интроспекции», суть которого заключается в выделении и изучении отдельных фаз в процессе мышления, когда испытуемый, помимо осознания и выражения некоего суждения (как ответа на поставленную задачу), описывает осознаваемые им процессы, предшествующие завершающему акту мышления, т. е. вынесению суждения;

2) добавление к двум уже существующим переменным, обусловливающим опыт индивида, новой особой переменной, при этом все три условия возникновения нового опыта изучаются с помощью метода самонаблюдения:

— наличие внешнего раздражителя, воздействующего на испытуемого;

— ответная реакция испытуемого на этот раздражитель;

— состояние, в котором находится испытуемый перед восприятием раздражителя;

3) введение Н. Аххом понятия «детерминирующая тенденция», или «установка сознания», обозначающего, что результат выполнения задачи во многом объясняется «преднастроенностью» индивида на выполнение поставленной задачи. Иными словами, важную роль играет именно то состояние, называемое установкой, в котором находится индивид перед выполнением задачи;

4) изучение психологических, а не логических аспектов мышления и выведение в качестве его законов не правил образования ассоциаций и логических умозаключений, а своих собственных закономерностей, не сводимых ни к тем, ни к другим;

5)описание мышления как процесса решения задачи. Решение задачи понимается как активный процесс, основанный на особом психологическом механизме, содержащем ряд переменных:

— мотивационную установку на совершение действия, обусловленную возникновением необходимости решить задачу:

— целевую, т. е. определяющую детерминирующие тенденции;

— процессуальную, определяемую смену поисков операций, необходимых для решения поставленной задачи и иногда имеющую аффективный характер;

— несенсорную, имеющую в своем составе не чувственные, а умственные компоненты.

Описанный Вюрцбургской школой процесс мышления не со­ответствует классическому пониманию этой схемы, где внешний раздражитель является детерминантой процесса, а первичные (ощущения) и вторичные (представления) чувственные образы, связанные между собой законами ассоциаций, составляют сам процесс мышления. Эта школа предложила рассматривать пси­хическое действие как акт, имеющий свою детерминацию (мо­тив и цель), операционно-аффективную динамику и состав;

6) в процессе мышления чувственная ткань не играет значительной роли (безобразность мышления). Существуют такие содержания сознания, которые не зависят от наглядности. Отсюда следует, что для понимания не обязателен визуальный образ;

7) в Вюрцбургской школе на первый план выступили активность сознания, его процессуальность, исследователи попытались понять мышление как акты различного типа: понимание, суждение, установление отношений, схватывание смысла и т. п.

Таким образом, представители Вюрцбургской школыраспрост­ранили метод экспериментальной психологии на изучение выс­ших психических функций, а именно мышления, расширив тем самым границы применения этого метода и выявив с его помо­щью новые знания относительно функций и процессов мышле­ния человека. Выдвигаемые ими идеи впоследствии получили широкий резонанс в научных психологических кругах, в частно­сти заслужили жесткую критику В. Вундта, и развивались пред­ставителями других психологических школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: