Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838— 1917), являясь противником как экспериментальной структуралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психологии, создал свою психологическую теорию и программу развития психологии как самостоятельной науки, получившую название функционализма. Главной идеей его теории была активная природа человеческой психики, а главной проблемой — проблема понимания сознания и его взаимодействие с окружающей реальностью. Программа развития психологии и его теоретическая платформа Брентано содержали следующие ключевые идеи:
1) главное качество сознания — интенциональность, или особого рода активность, в результате которой сознание всегда взаимодействует с каким-либо объектом и направлено на него. Таким образом, содержаниями сознания являются не ощущения и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе объект, с которым они взаимодействуют;
2) соответственно предмет психологии — не содержания, как утверждает экспериментальная психология В. Вундта и структурализм Э. Титчинера, а акты сознания;
|
|
3) задача психологии как науки — изучение интенциональных актов сознания и, следовательно, описание того, как работает сознание, а не из чего оно состоит;
4) существует три основные формы интенциональных актов (или актов активности сознания), различаемых по способу отношения к субъекту:
— акты представления — они являются ведущими и определяются как процесс презентации предмета сознанию; к актам представления относятся восприятие, воображение, понятие;
— акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка истинности или ложности;
— акты чувства, которые представляют собой эмоциональную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергаемости субъектом.
Иными словами, когда человек слышит какую-либо фразу, его сознание совершает акт представления, затем он понимает и оценивает эту фразу с точки зрения ее правдивости или ложности для него, и здесь совершается работа акта суждения, и наконец, когда человек понимает, приятно ему слышать эту фразу или нет, вступает в силу акт чувства:
5) метод исследования интенциональных актов — не эксперимент, а тщательное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов, при этом оно должно быть непредвзятым и непосредственным. Впоследствии этот метод был назван феноменологическим наблюдением, так как его задачей являлось наблюдение за феноменами сознания.
При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и предметность сознания, что, безусловно, дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Постулируемый Брентано принцип активности обусловил развитие функционализма как психологического течения, а также многих направлений в западноевропейской психологии. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения процессуальности мышления, обусловили развитие новых экспериментальных методик изучения сознания, в частности феноменологический метод, а также отразились в теории гештальтпсихологии и психоанализе 3. Фрейда.
|
|
Вильям Джеймс (1842—1910), американский психолог, профессор психологии Гарвардского университета, создатель первой американской лаборатории и президент Американской психологической ассоциации, является одной из фундаментальных фигур мировой психологии. В. Джеймс является отцом американского направления в функционализме, основой которого во многом явилась теория акта австрийского психолога Ф. Брентано. Это направление противопоставлялось развиваемому в Америке Э. Титчинером функционализму, берущему свое начало из экспериментальной психологии В. Вундта. Таким образом, функционализм Джеймса и его взгляды расширили представления о предмете психологии, понимании личности в целом, а также обусловили развитие новых направлений науки,например психологии личности как отрасли психологии.
Вильям Джеймс занимался изучением многих вопросов и проблем психологии. В частности, он дал психологии фундаментальный труд «Основы психологии» (1890), где изложил свою точку зрения и на саму эту науку, и на изучаемые ею феномены, явления и проблемы.
Джеймс придавал большое значение прикладной психологии, что послужило ее дальнейшему развитию, в частности необходимости ее использования в педагогике для решения ею задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка с точки зрения ее прижизненного формирования. Эти взгляды Джеймса оказали прямое воздействие на педагогику и разрабатываемые ею в дальнейшем методы обучения и развития детей.
Одной из фундаментальных в психологии является разработанная Джеймсом теория эмоций, основным постулатом которой служит указание на связь между эмоциями и их физиологическими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиологическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, например грусть рождается из физиологического процесса плача. Интересно то, что эта теория, имея совершенно отличную от общепринятой точку зрения на природу эмоций,получила широкое распространение и была принята многими учеными-психологами как основополагающая, а впоследствии была частично подтверждена современными исследованиями в области психокоррекции и психофармакологии.
Широкую известность получили идеи Джеймса относительно природы сознания и природы человеческой личности в целом.