Тема 7: Развитие психологии на рубеже 19 – 20 века
Первые программы психологии как самостоятельной науки.
Школы | Психологи | Предмет и задачи психологии | Содержание психики | Метод исследования |
Структурализм | Э. Титченер | Изучение структуры сознания | Элементы психики | Усовершенствованная интроспекция |
Вюрцбургская школа | О. Кюльпе, Н.Ах, К. Бюлер, О. Зельц | Изучение динамики протекания познавательных процессов и факторов, на нее влияющих | Элементы психики, умственные образы и их значения, установка | Метод систематической экспериментальной интроспекции (словесного отчета) |
Функционализм | Европа - Ф. Брентано, К. Штумпф. США- В. Джемс, Д.Дьюи, Д.Энджелл, Р. Вудвортс | Исследование психических актов, направленных на какой-либо предмет или действие и выполняющих определенную функцию | Интенциональные акты. Поток мыслей и переживаний, в которых выделяются относящиеся к внешнему миру и себе, поток активности, объединяющей субъект и объект | Наблюдение (как самонаблюдение, так и объективное наблюдение со стороны), анализ продуктов деятельности |
Французская психологическая школа. | Т. Рибо, П. Жане, Э. Дюркгейм, Л.Леви- Брюль, Г. Тард | Изучение фактов и закономерностей психической жизни. Главным объектом являются больные люди (или люди с пограничными психическими состояниями), а также социальные сообщества разного уровня (группы, толпа, племя) | Сознательный и бессознательный уровни психики содержанием которых являются знания о мире и о себе, а также поступки человека | Клинический и кросс-культурный методы |
Описательная психология | В. Дильтей, Э. Шпрангер | Описание и анализ психических явленийкак отдельных процессов жизненного целого, воплощенных в духовных, культурных ценностях | Целостные и целенаправленные душевные процессы | Постижение, основанное на анализе непосредственных переживании «Я» |
Структурализм
|
|
Эдуард Титчинер (1867—1927) развивал в Америке вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией и настаивал на противопоставлении ее активно развивающему в то время в Америке функционализму Брентано и Джеймса.
Рассмотрим теперь основные положения структурной психологии Э. Титчинера.
1. В качестве первичных элементов сознания, являющихся основой для построения любой сложной комбинации, выделяются ощущения, образы и чувства:
§ ощущения определяются как простейший процесс, обладающий качеством, интенсивностью, отчетливостью и длительностью;
§ образы выступают в сознании как следы прежних ощущений, и их основной отличительной характеристикой является большая или меньшая отчетливость;
|
|
§ чувства — это элементы душевных движений, обладающие, так же как и ощущения, характеристиками качества, интенсивности и длительности.
2. Внимание и мышление, по Титчинеру, имеют сенсорную природу и не содержат нового элементарного процесса, подобного рассмотренным выше трем простейшим элементам сознания. Титчинер, таким образом, отрицал выдвигаемое Вюрцбургской школой положение о существовании некоей третьей «вне-чувственной» единицы, обусловливающей характер протекания мыслительного процесса.
Структурализм Э. Титчинера был создан на почве интроспекционизма и явился одним из вариантов дальнейшего развития экспериментальнойпсихологии В. Вундта. Однако школа Титчинера не просуществовала долго, и большинство его учеников и последователей в дальнейшем отошли от основных идей своего учителя и стали разрабатывать свои подходы к пониманию предмета психологии и природы человека в целом.