Важным элементом для понимания сущности социального конфликта, его последствий является изучение влияния конфликта на личность, межличностные отношения, эффективность совместной деятельности.
Существует мнение, что конфликты играют важную роль в формировании и развитии личности.
В то же время конфликтные ситуации могут сильно травмировать личность. Они могут крайне отрицательно влиять на участника конфликта и его окружение (вплоть до нервных заболеваний).
Изучение конфликтов показало, что, например межличностный конфликт влияет не только на отношения между оппонентами, но и на взаимоотношения в самом коллективе. (рис. 1,2).
На рис. 1 видно, что во время конфликта взаимоотношения оппонентов ухудшаются на 52 %, после конфликта они улучшаются, но не достигают предконфликтного уровня.
Взаимоотношения в коллективе в это время также ухудшаются примерно на 20% (см.рис.2).
Однако разрешение конфликта позитивно влияет на коллектив. Взаимоотношения в нем даже улучшаются. (висела напряженность – и пропала, все выяснили. Как перед дождем –душно, а потом свежесть;
|
|
Во время стихийных бедствий(землятресений_- ругались с соседями, произошел контакт и все уладилось.)
Рис.3 – влияние конфликта на психическое состояние оппонентов, их настроение.
Очевидно, конфликт оказывает негативное влияние на настроение оппонентов: оно ухудшается во время конфликта на 79% и не достигает предконфликтного уровня после его завершения.
Хотя, противодействие оппонентов заканчивается, взаимная неприязнь и негативные эмоциональные состояния сохраняются.
Рис. 4 и 5 – графически свидетельствуют, что во время конфликта эффективность как индивидуальной, так и совместной деятельности оппонентов снижается, а после конфликта повышается примерно на 13% в индивидуальной деятельности и на 29% в коллективе.
Динамика развития конфликта.
Динамика конфликта отражается в двух понятиях - этапах конфликта и в фазах конфликта.
Этапы конфликта отражают развитие конфликта от его возникновения и до разрешения.