Предконфликтное состояние – Профилактический этап (Предупреждение конфликта) – связан прежде всего с управленческой деятельностью руководства организации, направленной на создание и поддержание своеобразных условий, обеспечивающих бесконфликтное выполнение основных профессиональных задач членами трудового коллектива:
- постоянное изучение морально-психологического климата в коллективе;
-поддержание порядка и дисциплины на должном уровне;
- мотивирование профессиональной деятельности сотрудников, реализация принципа социальной справедливости в оценке их труда;
- контроль за выполнением обязанностей, соблюдением этических норм делового общения, условий труда и т.п.
№ | Этап конфликта | Содержание управления (вид деятельности) |
1. | Возникновение и развитие конфликтной ситуации | Прогнозирование Предупреждение (стимулирование) |
2. | Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников. | Предупреждение (стимулирование) |
3. | Начало открытого конфликтного взаимодействия | Регулирование |
4. | Развитие открытого конфликта | Регулирование |
5. | Разрешение конфликта | Разрешение |
Прогнозирование конфликта – один из важнейших видов деятельности руководителя, оно направлено на выявление причин конфликта и его развития.
|
|
Основным источником прогнозирования конфликтов является – изучение объективных и субъективных условий труда, факторов взаимодействия между людьми, а также их индивидуально-психологических особенностей. (например: такими условиями и факторами могут быть – стиль управления, уровень социальной напряженности, социально-психологический климат, лидерство и другие социально-психологические явления).
Особое место в прогнозировании конфликтов занимает постоянный анализ причин конфликта.
Предупреждение конфликта (профилактика) – вид деятельности с, направленный на недопущение возникновения конфликта.
Предупреждение конфликта основывается на прогнозировании.
В этом случае на основе полученной информации о причинах зреющего конфликта предпринимается активная деятельность по нейтрализации всех факторов, способствующих его возникновению.
Основными путями предупреждения конфликтов могут быть:
- постоянная забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;
- подбор и расстановка сотрудников с учетом их индивидуально-психологических особенностей;
- соблюдение принципа социальной справедливости в любых решениях;
- воспитание сотрудников, формирование у них высокой психолого-педагогической культуры общения и др.
Стимулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на провокацию, вызов конфликта.
|
|
Стимулирование оправдано по отношению к конструктивным конфликтам.
Средства стимулирования конфликтов могут быть самыми разными:
- вынесение любого проблемного вопроса для обсуждения на собрании, совещании;
- критика сложившейся ситуации на совещании;
- выступление с критическим материалом в средствах массовой информации.
Но при стимулировании того или иного конфликта руководитель должен быть готов к конструктивному управлению им. Это необходимое условие в управлении конфликтами, нарушение его, как правило приводит к печальным последствиям.
Регулирование конфликта – это вид деятельности, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.
Регулирование предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
1 этап. Признание реальности конфликтующими сторонами.
2 этап. Легитимизация конфликта, т.е достижение соглашения между конфликтующими сторонами конфликтного взаимодействия. (легитимность –согласие, чаще соглашение со властью – признание правомерности).
3 этап. Институциализация конфликта, т.е. создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать некоторые технологии.
Технологии регулирования конфликта.
Название | Основное содержание |
Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; Исключение из информационного поля ложной, искаженной информации (глухой телефон); Устранение слухов, сплетен. |
Коммуникативные | Организация общения между субъектами конфликта и их сторонниками; Обеспечение эффективного общения. |
Социально-психологические | Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; Снижение социальной напряженности и укрепление психологического климата в коллективе. |
Организационные | Решение кадровых вопросов; Использование методов поощрения и наакзания; Изменение условий взаимодействия сотрудников (разделение территориально различные отделы). |
Разрешение конфликта – вид деятельности, связанный с завершением конфликта.
Разрешение – это заключительный этап управления конфликтом.
Разрешение конфликта может быть полным и неполным.
Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций.
Неполное разрешение конфликта происходит тогда, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации. В таком случае неполное разрешение конфликта может быть этапом к новому конфликту.
В реальной практике по управлению конфликтами важно учитывать предпосылки, формы и способы их разрешения.
Предпосылки разрешения конфликта:
- достаточная зрелость конфликта;
- потребность субъектов конфликта в его разрешении;
- наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта.
Формы разрешения:
- уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);??????
- согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на новой основе (компромисс, консенсус);?????
- взаимное примерение конфликтующих сторон (уход);?????
- перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество).?????
Способы разрешения:
- административный (увольнение, перевод на другую работу, решение суда);
- педагогический (беседа, убеждение, просьба, разъяснение и т.п.).
Алгоритм деятельности руководителя в процессе управления конфликтами зависит от многих факторов – содержания самого конфликта, условий его возникновения и развития и многих других.
Поэтому универсальный алгоритм деятельности руководителя по управлению конфликтами предложить невозможно. Но какие-то основные, целесообразные шаги в таком алгоритме можно выделить.
|
|