Лекция – I

Местное самоуправление РФ.

Местное самоуправление в его современном понимании стало формироваться во 2 половине XIX века в ходе муниципальных реформ, проводимых в различных европейских государствах: в Польше, Франции, Германии, России(1864-1870 земская городская реформа). В этом период провозглашаются идеи о независимости государственного и местного управления.

Под местным самоуправлением понималась система решения вопросов на местном уровне по реализации потребностей населения самим же населением, поэтому данный субъект наделялся соответствующими полномочиями.

-В 1990 году принимается закон СССР " Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР"

-Принимается следующий закон в РСФСР

-1993 год принятие Конституции РФ

- 28 августа 1995 года был принят ФЗ № 154 " Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ"

-6 октября 1993 года был принят ФЗ № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

☀Статья 3 Конституции РФ провозглашает местное самоуправление, как одну из форм реализации народом, принадлежащий ему власти, который вправе осуществлять власть непосредственно через активное или пассивное избирательное право, через равный доступ к муниципальной службе, через право на создание объединений, через право обращения в органы и к должностным лицам.

Статья 12 Конституции РФ провозглашает децентрализацию в системе управления, т.е органы местного самоуправления автономны и самостоятельны от органов государственной власти. Самостоятельность и автономность предполагают возможность населения решать собственные вопросы, принимать в пределах своих полномочий нормативные акты - с одной стороны, а с другой ОГВ не вправе вмешиваться в деятельность органов местного самоуправления.

Статья 8 Конституции РФ обеспечивает экономическую самостоятельность местного самоуправления, признавая наличие муниципальной собственности.

Статьи 130-133 Конституции РФ определяют, прежде всего, субъект, компетенцию (как собственную, так и делегированную), территорию осуществления местного самоуправления, гарантии.

Тем не менее, Конституция РФ достаточно поверхностно регламентирует местное самоуправление.Положения Конституции раскрываются в законодательстве и решении КС.

(Постановление КС от 30 ноября 2000 года по делу о проверке положений устава Курской области, в уставе была предусмотрено возможность населения самостоятельно и добровольно через референдум отказаться от реализации права на организацию местного самоуправления, тогда на данной территории власть будут осуществлять ОГВ. КС в своей правовой позиции выразил точку зрения о невозможности отказа от местного самоуправления, т.к это право возникает на основании Конституции и закона, а не на основании волеизъявлении граждан. Местное самоуправление - это элемент народовластия, осуществляемый на всей территории РФ и от которого НЕЛЬЗЯ отказаться).

☀Европейская хартия местного самоуправления была подписана в октябре 1985 года, Россия ратифицировала ее 11 апреля 1998 года, а вступила в силу с 1 сентября 1998 года.

Согласно Европейской Хартии, Местное самоуправление - это право и реальная возможность органов местного самоуправления брать на себя часть публичных дел, управлять ими, действуя в рамках закона под свою ответственность в интересах местного населения.

Субъект: Местное самоуправление

Объект: публичные дела

Признаки: с учетом традиции, с учетом интересов местного сообщества.

Согласно ФЗ №131, Местное самоуправление - это форма осуществления народом своей власти, признаваемое и гарантируемое Конституцией право населения непосредственно, либо через органы местного самоуправления решать вопросы местного значения самостоятельно и под свою ответственность в интересах населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Таким образом, местное самоуправление в соответствии с Конституции и законодательным определением выступает:

1. Как Конституционный принцип, лежащий в основе построения государства и общества.

2. Коллективное право местных сообществ на властную самоорганизацию.

3. Социально-политический институт, включающий в себя различные организационно-правовые формы самоуправленческой деятельности жителей по реализации потребностей населения (глава 5 ФЗ №131).

4.Правотвореческая и правореализационная деятельность субъектов местного самоуправления (ОМС наделены полномочиями и правом принятия нормативных актов).

Признаки местного самоуправления:

1.Самостоятельность (не носит абсолютного характера, оно может быть ограничена ч.3 ст.55 Конституции РФ; местное самоуправление осуществляется в пределах собственных полномочий, определенных законодательством, ФЗ № 131 ст.14-16)

2.Под свою ответственность

может проявляться в 3 формах:

-перед населением

-перед государством

-перед физ. и юр. лицами (глава 10 ФЗ №131)

3.Призанаваемое и гарантируемое Конституцией право (Государство признает существование местного самоуправления, соглашаясь с его самостоятельностью. Гарантируемая означает защиту со стороны государства местного самоуправления).

4.Содержание местного самоуправления составляют вопросы местного значения

ВМЗ касаются, непосредственно, обеспечения жизнедеятельности населения МО. Они определены в ФЗ №131 (гл.3 ст.14-16) в зависимости от территории, в пределах которой они осуществляются; ст.132 Конституции.

5.Пространственные рамки осуществления МС (ч.1 ст.131 Конституции).

Местное самоуправление осуществляется в пределах муниципального образования в соответствии законом.

Муниципальным образованием признается городское поселение, сельское поселение, муниципальный район и городской округ, а также внутригородское муниципальное образование.

Термин МО был введен впервые в ГК 1994 год.

Отличительные признаки МО:

1)Наличие единой территории

2)Наличие населения

3)Осуществление в рамках территории местного самоуправления

4)Наличие собственности

5)Наличие местного бюджета

6)Наличие органом местного самоуправления

7)Наличие Устава МО (ст.43 ФЗ № 131)

6.Субъект осуществления местного самоуправления

Первичный субъект: население, которое делегирует свои полномочия на второй уровень отдельным жителям МО = органы местного самоуправления.

7. Учет исторических и иным местных традиции.

Принципы местного самоуправления:

1.Организационная - обособленность местного самоуправления(ОМС не входят в систему ОГВ, наделяются собственными полномочиями, выборные органы формируются населением МО, ОМС издают нормативные акты; Должностные лица МС не являются государственными служащими, представительный орган местного самоуправления вправе обращаться с законодательной инициативой в законодательный орган субъекта, ОГВ не могут отменять акты ОМС, но есть исключения).

2.Территориальный принцип (МС осуществляется на всей территории РФ, но в границах МО).

3.Принцип экономической самостоятельности (проявляется в возможности формирования бюджета и в возможности управлять муниципальной собственностью, согласно ст.132 Конституции РФ).

4.Принцип ответственности (ФЗ № 131 гл.10)

5.Принцип законности (ч.2 ст.15 Конституции провозглашает обязанность соблюдать законодательство, а с другой стороны, ОМС должны принимать акты, не противоречащие законодательству РФ).

6.Принцип судебной защиты (ст.133 Конституции).

7.Принцип гарантий.

8.Принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

9,Принцип гласности.

10.Многообразие форм осуществления МС (-прямая, -представительная).

Гарантии - это условия и средства, обеспечивающие реализацию и защиту МС.

Общие гарантии:

-экономические (разнообразие форм собственности, конкуренция)

-политические (принцип разделения властей, разграничение полномочий)

-духовные (менталитет народа)

Специальные гарантии (установлены не только на государственном, но и на уровне МО):

Правовые:

· запрет на ограничение прав МС

· обязательность решений ОМС

· судебная зашита МС

· прокурорский надзор

Организационные:

· наделение собственной компетенцией

· самостоятельное определение структуры ОМС

· взаимное делегирование полномочий между ОМС

Материально-финансовые:

· признание муниципальной собственности

· право ОМС создавать предприятия и учреждения для хозяйственной деятельности

· формирование местного бюджета, со стороны ОГВ обеспечивается минимальный бюджет

· возможность осуществления внешнеэкономической деятельности, если это делегировано ОГВ.

Система МС - это совокупность организационно-правовых форм, посредством которых население решает вопросы местного значения.

Формы осуществления местным сообществом своих функций:

1. ОМС и должностные лица.

2. Жители, обладающие статусом избирателя.

3. Граждане имеют право быть участниками референдумов, сходов, собраний.

4. Жители осуществляют данные функции по месту проживания.

5. С помощью органов ТОСов (территориальное общественное самоуправление).

6. Муниципальные предприятия, учреждения, организации, расположенные в границах МО участвующие в развитии инфраструктуры и уплате налогов.

7. Формы прямой демократии: обращение, правотворческая инициатива, опрос.

Функции МС - это направления муниципальной деятельности, которые проявляются через полномочия органов:

1. Управление муниципальной собственностью, формирование местного бюджета.

2. Развитие муниципальной демократии (ОМС должны создавать условия для реализации гражданами их прав на собрания, конференции, ТОСы).

3. Развитие территории МО через различные программы.

4. Обеспечение законности и правопорядка на территории МО.

5. Оказание услуг населению в коммунальных, социальных и иных сферах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: