Разочарование в теории качеств усиливалось по мере того, как в теории менеджмента все больше усиливались позиции бихевиористской школы, и не удивительно, что второй подход к изучению лидерства был сосредоточен на поведении лидера. Согласно поведенческому подходу к лидерству его эффективность зависит не от личных качеств лидера, а, прежде всего, от его манеры поведения и отношений с подчиненными.
Поведенческий подход стал основой для классификации стилей лидерства или моделей поведения, сделавшей серьезный вклад в понимание сложностей лидерства.
Поведенческий подход сильно продвинул развитие теории лидерства, сосредоточив внимание на фактическом поведении лидера, благодаря которому он может побудить людей к достижению организационных целей, но он имел один серьезный недостаток: в его основе лежала предпосылка о существовании одного наилучшего стиля лидерства. Ранние теоретики бихевиоризма считали, что самыми эффективными в современных организациях будут демократичные лидеры, внимательно и чутко относящиеся к подчиненным. Однако, как утверждает группа авторов, обобщившая результаты разных исследований, "одного наилучшего стиля лидерства не существует. Судя по всему, эффективность стиля зависит от конкретной ситуации, и при изменении ситуации изменяется и наиболее эффективный стиль". Более поздние авторы и исследователи-бихевиористы, в общем, согласились в необходимости ситуативного подхода к лидерству, признав, что "наилучший" стиль зависит от ситуации.
|
|
В поведенческом подходе мы можем также выявить стили лидерства:
1. автократичное лидерство – менеджер действует авторитарно. Он обладает достаточной властью, чтобы навязывать свою волю последователям. Автократ обычно централизует власть, максимально структурирует всю работу и практически не привлекает их к принятию решений. Он жестко контролирует всю работу в сфере своей компетенции, может оказывать психологическое давление, например угрожать наказанием.
2. Демократический лидер – избегает навязывать подчиненным свою волю. Подчиненные активно участвуют в принятии решений и пользуются большой свободой действий. Т.к. демократический менеджер исходит из того, что людей мотивируют потребности более высокого уровня, он старается сделать обязанности подчиненных более трудными и интересными. Он налаживает двусторонние коммуникации и играет роль наставника. Помогает подчиненным вникать в суть проблемы, обеспечивает их всей необходимой информацией и учит оценивать альтернативные направления действий.
3. Либеральный лидер - предоставляет подчиненным практически полную свободу в выборе целей и контроле над их работой. Характеризуется минимальным участием руководителя, группе предоставляется полная свобода действий.