Диалоги с коллегами 261

интимного чувствования. Если ребенок ходил в Филармонию не­сколько раз, что-то запомнил, он потом нет-нет, да и купит диск с серьезной музыкой, вставит в плеер и сидит, слушает. Это как чте­ние, которое отличается от компьютерной информации. Это под­сознательное взбудораживание чувств. Это очень интимный про­цесс. А у ребенка, который этого не слышит, — его нельзя назвать бесчувственным, — чувства грубые и агрессивные. И однозначные. Они реагируют на зомбирующий ритм сегодняшнего музыкального

мира.

В.Ф. Правильно ли я вас понимаю? Быть музыкальным означа­ет не просто откликаться на заводящий физиологический ритм, но читать музыку чувствами, в интимной обстановке?

Ю.В. Совершенно верно. Именно это я подразумеваю под раз­витием рефлекса. И если в танце эта способность обнаруживается... Одна наша коллега с кафедры заметила, что студенты сделали ры­вок в танце, потому что занимались классическим тренажем. Но ведь не только поэтому! А потому, что они классическим тренажем занимались в контексте актерского мастерства первого семестра, где им была предложена серьезная музыка, ее слушание и свобод­ные реакции инстинктивного уровня познания своего тела. И они пытались раскрыть мышечные возможности своего тела. Помни­те — хороводный материал? Он тоже позволяет себя почувство­вать. Зато потом, когда они встали к палке, мне было гораздо легче поставить им руки и попросить приподнять свое тело, почувство­вать его вертикальность... Они отличаются атлетичпостью, не вы­глядят сопливыми подражателями балетной эстетики. Это, мне ка­жется, то, чего нужно было добиться. И еще. Больше всего говорилось о том, что все движения — батман тандю, плие и так да­лее — отклики на музыку. И здесь мы подошли к теме свободы.

В.Ф. До этого важного разговора я скажу еще одну вещь. Для меня это чрезвычайно важно. Иногда у движущегося, танцующего артиста в какой-то момент остается только танец и ритм. Это мне напоминает ситуацию, когда драматический артист остается на сце­не только с движением и текстом. А что же теряется в обоих случа­ях? Выпадает воображение. У драматического артиста есть опас­ность во время пребывания на сцене отключить воображение. Текст идет — воображение отключается. Наверное, то же самое и в

вашем случае.

Ю.В. Не просто воображение, отключается рефлексия. Реакция

на то, что происходит рядом, на музыку.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: