Вениамин Фильштинский. Открытая педагогика. приятие жизни. Я в связи с этим даже подумал о тестах при набо­ре — они не новые

приятие жизни. Я в связи с этим даже подумал о тестах при набо­ре — они не новые. Например, мы просим абитуриента ходить под музыку, но в это время включаем музыку высокого класса. И про­сим просто прогуливаться под нее. Как он слушает, как повернется, какой у него шаг будет, куда потянет это слушание... Мы увидим, как потянется тело за звуком, как сожмется, расслабится... В этом тесте можно обнаружить врожденные способности. Второе зада­ние — импровизация. Это уже на народном материале. Здесь вся­кая неловкость и неумение могут оказаться выражением безуслов­ных рефлексов, которые в своей нескладности будут органичны. Эти рефлексы говорят нам о способности пластического восприя­тия. Домашние заготовки нам покажут другую сторону: условные рефлексы, которые выработались у юноши или девушки в течение жизни. Занимался ли он аэробикой, спортом, ходил ли в кружок. В выученных танцах это сразу скажется. И можно выявить соотно­шение рефлексов на импровизации и условных. Здесь и обнаружи­вается способность к восприятию. Я думаю, что тело актера — не просто инструмент, как мы его обычно воспринимаем. Мейерхольд обращает внимание на рефлексы. И если мы оставляем традицион­но танец в ряду других пластических дисциплин, он поневоле ста­новится прикладным. Но если мы относим его к художественным предметам и рефлексы перекладываем на тренинги актерского мас­терства, — танец становится близок актерскому мастерству.

В.Ф. Вы говорите прекрасное слово — рефлекс. Речь идет о рефлексе на музыку? Как рефлекс может быть на текст, за кото­рым обстоятельства, так может быть и на музыку, за которой об­стоятельства. Какое интересное содержание оказывается в понятии «музыкальность актера», которой так часто не хватает! Если в тес­тах актер не будет откликаться импровизацией на музыку, то по­том есть опасность, как и в разучивании текста, — механического, без связи с обстоятельствами, восприятия. У наших студентов все время не хватает музыкальности — канала, впускающего в актера музыку.

Ю.В. Что значит музыкальность? Я не случайно заговорил о рефлексах. Может быть, это вычурно звучит, научно, но так мы мо­жем называть реакцию на жизнь, на обстоятельства. Мы сразу об­наруживаем: ребенка воспитывали в семье, где делались прививки хорошей музыки или нет, имеет он представление об инструмента­льной музыке, этнической, симфонической, оперной, или ребенок был окружен дискотечными ритмами. Это очень важно: рефлексы первого будут очень отличаться от рефлексов второго. Это опыт


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: