Имя существительное

Слова, называющие предметы

Закрепив умение классифицировать слова на основании понимания их смысла и соответствующих грамматических вопросов,

учитель (примерно в конце 1-й четверти 1 класса) внимание учеников на слова, называющие предметы, другие (глаголы, прилагательные) как бы на втором плане материал для сравнения, оттеняющего главные признаки предметов.

Изучение имени существительного следует начинать с наблюдения слов, имеющих четко выраженное вещное значение. К ним легче ставить вопросы. Однако здесь существует одна особенность: ученики могут ставить смысловые вопросы ч т о? к т о?, спрашивая о конкретном предмете, который они видят перед собой или ясно себе представляют, и отвечать на них, также имея и вил образ конкретного предмета. Впоследствии, когда они столкнутся со словами, имеющими более или менее абстрактное значение например: народ, молодость, темнота, они не вызовут подобных, ассоциаций, и дети могут сказать, что вопросы к т о? ч т о? к ним не подходят.

Чтобы этого не произошло, надо соблюдать три правила.

П е р в о е — учить детей ставить вопрос не к конкретному предмету, который они видят, а к слову, которым этот предмет назы­вается. Для этого, как только прозвучит название, сам предмет или его изображение убирается из поля зрения и заменяется схе­мой слова, и ученики, работая, указывают на схему.

В т о р о е — нельзя, чтобы дети оказывались в условиях, когда они должны спрашивать про предмет, которого не видят или о котором не знают. Например, спрашивать ч т о?, глядя на закры­тую картинку или на изображение незнакомого им предмета. В этот случае вопрос, который задаст ученик, будет являться только смыс­ловым. Если предмет неизвестен детям, следует сначала его на­звать (например: это комод), а уже потом ставить вопрос к данно­му слову.

И т р е т ь е — с самого начала работы над любой частью речи необходимо обращать внимание учеников на конечные буквы cлов и учить четко проговаривать их, поскольку эти буквы (наряду вопросом) могут подсказать, к какой части речи слово относится (краснот а — красн ая — красн еть).

Выделение и анализ слов, называющих предметы, пелесой разно осуществлять в основном на фоне слов, называющих действия, и в меньшей степени слов, называющих признаки предметов.

Помимо использования вопросов кто? что? следует указать детям на «маленькие» слова он, она, оно, они, которыми можно заменить любое название предмета.

Впоследствии они помогут ученикам правильно классифицировать существительные, не имеющие явного вещного значения, типа общество, дуновение: - Оля почувствовала легкое дуновение. Оно было приятным.

-Вместо какого слова я сказала оно?Дуновение, оно, что? — Это относится к словам-предметам.

Как правило, подобные существительные не вызывают у младших школьников предметных ассоциаций, поэтому они отказываются ставить к ним вопрос что?, и таким образом он, из помощника превращается в источник дополнительных трудностей.

Введение местоимений поможет привлечь внимание учеников к окончаниям существительных, которые во многих словах стоят в безударной позиции и звучат нечетко, а потому нередко смеши­ваются, что приводит к неправильному определению рода и ошиб­кам при письме: зеркал\а\ — она, женский рол. А у личных местоимений окончания всегда ударные, значит, они могут служить проверочными словами.

В результате наблюдений ученики делают вывод: «Слова, кото­рые называют предметы, отвечают на вопросы кто? что? Любое слово-предмет всегда можно заменить словами он, она, оно, они.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Назовите предметы на картинках. Обозначьте каждое слово схемой.

Называя предметы, ученики чертят в тетрадях графические изображения слов: __.

Картинки можно демонстрировать либо по одной, либо группами по две-три, дополнительно закрепляя умение определять число слов в группе.

2. Рассмотрите картинку. Сколько слов, называющих предметы, вы можете принести?

Упражнение может проводиться в форме игры «Кто больше?».

Дети объединяются в группы и стараются набрать возможно большее число слов-предметов. Затем учитель спрашивает, сколько таких слов обнаружила каждая группа, и предлагает представителю той группы, которая набрала больше слов, назвать их. Члены других групп внимательно слушают отвечающего и, если ка­кой-либо предмет был забыт, добавляют его.

3. Подумайте и назовите по три слова, обозначающие предметы, на тему «Зима». Слова не должны повторяться.

4. Задумайте слово, которое отвечает на вопрос что? Ответьте на вопрос ч т о? Ответьте на учителя задуманным словом.

Например, задумано слово автобус. Учитель залает вопросы ч е м? ч е г о? ч е м у? и др. Ученики отвечают: автобусом, автобусу.? Если кто-то затрудняется с ответом, следует ему помочь, превратив грамматический вопрос в синтаксический, например: не нашел ч е г о?

5. Послушайте предложения. Повторите слова, которые называют предметы. Какие из них нужно изменить так, чтобы они отвечали на вопрос к т о? ч т о?

Собака помахивает хвостом. Ира пряталась под столом. По тропинке полз муравей.

Категория числа

Традиционно знакомство с категорией числа происходит, на чувственной основе в ходе сравнения слов, называющих один и несколько предметов. Однако, помня о том, что необходимо учить детей рассматривать объекты с разных сторон, видеть их сложность и многогранность, целесообразно дополнить эту работу наблюдением окончаний. Такое наблюдение формирует умение оперировать обобщенно-абстрактными знаками и, следовательно, содействует развитию абстрактно-логического мышления. Оно также становится основой для усвоения понятия «окончание слова». Подробно об этом см. § 2 главы V.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: