Имена собственные

Начинать усвоение имени собственного целесообразно с имен отчеств и фамилий людей и с кличек животных. Можно сразу, ввести и термин «имя собственное», подчеркивая тем самым «личный» характер таких слов. Эта личностная принадлежность, «собственность», внешне находит свое выражение в использовании прописной буквы, которая выделяет имя собственное в ряду других слов (на схеме обозначается уголком): ученик Артем Астафьев — ____ |___ |____, собака Жучка — ____ |____.

Как показывает практика, усвоение имени собственного у младших школьников не вызывает особых затруднений, они быстро понимают сущностный смысл этого понятия и правильно выделяют имена собственные из числа других слов, но не всегда обозначают их большой буквой, т.е. слабой оказывается связь между именем собственным и прописной буквой. Зная это, нужно уделить внимание более прочному закреплению этой связи.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Сравните предложение и его схему. Что вы можете о них сказать?

Первым прибежал саша лаптев. | _____==== |____ |____

2. Подберите к схемам слова, называющие предметы:

а) |____, _____, |____, _____.

б) Н_____, а_____, н_____, А_____, К_____, к_____.

3. Начертите схему предложения:

Собака вильнула хвостом и отошла.

После того как дети ее начертят: ____====____ __ ====, появляется Незнайка и начинает утверждать, что слово собака – это имя собственное, потому что обозначено большой буквой. Ученики должны доказать, что это не так, что большой буквой здесь обозначено первое слово в предложении. В качестве аргументов помимо толкования значений слов можно использовать их перестановку: Вильнула собака хвостом и отошла — или замену слова собака кличкой Норма или Юкка.

3. Посмотри, все ли здесь написано правильно. Если есть ошибки, исправьте их.

саша степанов сидел на стуле и смотрел на собаку сельму. старшая сестра саши светлана сделала для сельмы сапожки.

4. Прочитайте текст и подумайте, какие слова не надо писать с большой буквы. Напишите все предложения правильно.

Подле Пригорка Притулился Поселок Подгорный. По Переулкам Поселка После Полдника Прогуливался Петр Павлович Попов. По Пути Попался Петру Павловичу Попугай Прошка. Попугай Посмотрел на Петра и Поздоровался: «Привет!»

В процессе работы с именами собственными необходимо продолжать упражнения в постановке вопросов, в изменении формы слова на начальную. Ученики усваивают, что имена собственные также отвечают на вопросы к т о? к о г о? и др. Если программа, по которой работает учитель, обязывает знакомить школьников с географическими названиями, названиями магазинов, газет и пр., то устанавливается и соотношение имени собственного с вопросами ч т о? ч е г о? и др.

К этой теме следует вернуться в период изучения прилагатель­ных и показать ученикам имена собственные, имеющие форму прилагательного: пес Алый, катер «Быстрый», река Белая, Желтое море. В структуре предложения они будут являться единым членом предложен ия: На пограничной заставе жил песАлый. Иван Петрович служил на катере«Быстрый»]боцманом.

Знакомство с термином «имя существительное» 135

До наступления этого этапа технологического плана понятие «имя существительное» формировалось на чувственном уровне, поэтому в работе использовались слова с выраженным вещным значением, и для их обозначения дети пользовались смысловым заменителем — «слова, которые называют предметы (слова-предметы)». Закрепив этот уровень понимания, учитель переносит акценты на формально-логические признаки и переходит к знакомству с формальным термином. Переучивая детей при этом не происходит, поскольку признак предметности входит в определение имени существительного как его неотъемлемая часть.

Учитель вводит в работу слова, называющие предметы и ния, которые еще можно увидеть или почувствовать, но уже взять в руки как вещь, например: боль, свет, звезда, солнце и т. п., в составе сочетаний типа мчится ветер, вспыхнул свет.

Послушайте два слова. Какое-то из них называет действие, а какое-то — предмет. Повторите слово-предмет.

Если ученики ошибаются, учитель предлагает сначала найти слово-действие и при необходимости помогает вопросом. Второе слово, естественно, будет называть предмет, хотя ветер, свет - это вроде бы и не предметы, поскольку первое из них нельзя увидеть, второе нельзя потрогать и пр.

В процессе беседы выявляются формальные признаки имени существительного: вопрос ч т о? и возможность замены слова местоимением (чувствую боль, она сильная). Учитель уделяет некоторое время формированию обратной ассоциативной связи: если к слову можно поставить вопрос ч т о? или к т о? и заменить его маленьким словом он, она, оно или они, то это слово относится к словам-предметам. Детям предлагаются упражнения на постановку вопросов к словам и на классификацию слов по вопросам. После серии таких упражнений учитель сообщает, что слова, которые называют предметы и отвечают на вопросы к т о? ч т о?, называются именами существительными. Следует также напомнить, что имена существительные отвечают еще и на вопросы к о г о? ч е г о? к о м у? ч е м у? и но в определении для краткости упомянуты только вопросы начальной формы — к т о? ч т о?

Вводить новый термин «имя существительное» лучше не одномоментно, а постепенно, методом опосредованного усвоения, поскольку, как мы уже отмечали, в этом возрасте у детей хорошо работает непроизвольное запоминание. Этой особенностью младшего школьного возраста учителю нужно умело пользоваться, сначала создавая неосознанные ассоциативные связи между языковыми фактами или явлениями, а потом переводя эти связи на уровень осознания.

Познакомив учеников с новым термином, учитель некоторое время пользуется обоими — и смысловым («слово-предмет»), формальным («имя существительное»), причем смысловой пока будет стоять на первом месте: «Назовите слово-предмет (имя существительное)»; «Поставьте вопрос к слову, называющему предмет (к имени существительному)» и т. п. В своих ответах ученики могут использовать либо новый формальный термин, либо привычный термин-заменитель. Позже, когда большая часть детей начнет в ответах и высказываниях употреблять формальныйтермин, учитель выдвинет его на передний план и станет давать задания так: «Назовите имя существительное (слово-предмет)»; «Поставьте вопрос к имени существительному (слову, называющему предмет)».

Важно, чтобы учитель не запрещал каждому ученику пользоваться тем термином, который ему более понятен и близок. Перевод на постоянное употребление формального термина для каждого ребенка будет происходить по мере «созревания» нужных ас-социативных связей, их оформления и упрочения. Аналогичным образом достигается усвоение формальных обозначений всех частей речи, кроме предлога. 136

Глагол

Слова, называющие действие предмета

Со словами, называющими действия, первоклассники уже познакомились в начале 1-й четверти II класса при классификации слов по грамматическим значениям (см. технологический план на с. 114). В процессе наблюдения слов-предметов слова-действия использовались в работе для того, чтобы оттенить, подчеркнуть особенности и свойства слов-предметов. На данном этапе слова-действия становятся предметом рассмотрения, перемещаются на передний план, а слова-предметы отступают несколько в сторону. Только на первом уроке введения в новую тему учитель подчеркнуто акцентирует внимание на словах-действиях и напоминает, что при составлении схем словосочетаний или предложений они обозначаются двумя линиями =====. После этого работа ведется фактически со словами обоих грамматических классов.

Так же как и при знакомстве со словами-предметами, сначала в работе используются слова с ясно выраженным грамматическим значением: бегает, кидает, скачет, летит. Одновременно для равнения можно предлагать слова-предметы, но так, чтобы не Получалось предложения: радость — прыгаем, танцевать — ягоды.

Достаточно быстро от не связанных смыслом пар можно перейти к простым нераспространенным предложениям: Солнце под­нимается; Скачет кенгуру; Грохочет гром. Ученики упражняются в классификации слов, «пишут» графические диктанты, используя, указанные обозначения имен существительных и глаголов, ставят к словам вопросы. В ходе упражнений делается вывод: «Если слово действие предмета, то оно отвечает на вопросы ч т о д е л а е т? ч т о с д е л а е т? ч т о д е л а ю т? и др.

Учитель может обратить внимание детей на разнообразие глагольных вопросов как языковой факт, не поясняя пока его причину. Первые представления о причине разнообразия вопросов получают при знакомстве с формами единственного и множественного числа глаголов, когда видят специфические окончания, указывающие на число: пауки (что дела ют?) плет ут – паук (что дела ет?) плет ет, охотник след ит – охотники след ят. Для того чтобы больше подчеркнуть информацию, заложенную в окончании, можно предложить ученикам определить число в незнакомых словах типа стопорит — стопорят, оверлочит — о верлочат и поставить к ним соответствующие вопросы.

Здесь же можно понаблюдать за грамматической связью слов при помощи окончаний. Подробно об этом см. § 2 главы V.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ 137

I. Задумайте слово, отвечающее на вопрос кто? Назовите действия, которые этот предмет может выполнять. Начертите схемы слов-предметов и слов-действий. ____ ____ ____ ____

О б р а з е ц з а п и с и: _____ _____, _____, _____... (соловей летает, поет, свистит, прячется...).

2. Рассмотрите картинку. Назовите действие. Поставьте к слову-дей­ствию вопрос.

Примерный набор картинок: девочка танцует, экскаватор копает, спортсмен бежит, охотник целится, рыбак ловит (рыбу) и т.п.

3. Послушайте два слова. Назовите слово-действие. Поставьте к нему вопрос.

Последовательно предъявляются пары слов: а) не связанных междусобой по смыслу; б) объединенных смысловым содержанием.

а) Лопата — свистят, верчу — холодильник, ресницыкидаем, стучатьлепесток.

б) Лошадь — ржать, мчатьсяпоезд, Леначитать, ворко­вать — голубь, рыть — крот.

4. Рассмотрите картинки. Подумайте, к каким из них подойдет назва­ние в виде слова-действия, а к каким — в виде слона-предмета.

Набор предметных картинок: шляпа, ковер, чайник, аквариум, ложь

Набор картинок, изображающих предмет и действии: бегущий заяц, летящая птица, прыгающая девочка, смеющийся клоун.

5. Послушайте пары слов. Подумайте и скажите, какие действия м может выполнять один из названных предметов и не может другой.

Змея — кукушка; ворона — собака; лошадь — лиса.

6. Послушайте дна слова. Как вы думаете, какие одинаковые действия они могут выполнять?

Птица – человек, волк – гусеница, соловей – стол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: