Типология акцентуаций характера

Формирование представлений об особенностях характера у подростков

Особенности характера, выходящие за пределы так назы­ваемой «нормы», но не достигающие степени психопатии (расстройства личности), давно привлекают внимание психи­атров и клинических психологов.

В. М. Бехтерев (1886) писал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием», П. Б. Ганнушкин (1933) — о «латентных психопатиях», О В. Кербиков (1961) — о «предпсихопатиях», Г. К. Ушаков (1973) — о «крайних вариантах нормального характера», Leonhard (1968) — об «акцентуированных личностях», А. Е. Личко (1977) — об «акцентуациях характера».

В книге «Акцентуированные личности» Leonhard (1976) не­однократно подчеркивает, что личности, обозначенные им как акцентуированные, не являются патологическими, и провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуирован­ную личность, и чертами, определяющими вариации индивиду­альности среднего, нормального человека, не всегда легко.

А. Е. Личко (1977) считает, что в случаях, описанных Leonhard, правильнее говорить не об «акцентуированных личностях», а об «акцентуациях характера», так как понятие «личность» помимо характера включает в себя интеллект, способности, мировоззрение и т. д.

Типология акцентуаций характера

Под акцентуациями характера А. Е. Личко (1985) пони­мает «крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнару­живается избирательная уязвимость в отношении определен­ного рода психогенных воздействий при хорошей и даже по­вышенной устойчивости к другим».

По мнению А. Е. Личко, акцентуации характера отличают­ся от психопатий тем, что:

1) проявляются не всегда и не везде, а лишь в тех случаях, когда трудные жизненные ситуации предъявляют по­вышенные требования к «месту наименьшего сопро­тивления» в характере данной личности;

2) не препятствуют удовлетворительной социальной адаптации личности (или нарушения адаптации носят временный, преходящий характер);

3) в определенных жизненных ситуациях могут даже спо­собствовать социальной адаптации личности (шизоид­ный подросток лучше переносит одиночество; гипер-тимный — обстановку, требующую повышенной активности и быстроты реакции; истероидный хорошо чувствует себя на сцене и т. п.).

А. Е. Личко (1977, 1999) применительно к подростковому возрасту выделяет 11 типов акцентуаций характера: гипертимный, циклоидный (циклотимный), лабильный, астено-невротический, сенситивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый, конформный. Кроме этого, автор выделяет еще 14 подтипов (гипертимно-неустойчивый, гипертимно-истероидный, истероидно-неус-тойчивый, лабильно-истероидный, лабильно-неустойчивый, сенситивно-лабильный, конформно-гипертимный и т. д.) и смешанные типы, которые, по мнению автора, составляют почти половину явных акцентуаций характера.

Сложность такой классификации, с одной стороны, оп­равдана, поскольку крайне трудно втиснуть в какие-либо рамки все многообразие проявлений характера. С другой стороны, вероятно, следует согласиться с мнением В. В. Ковалева (1979), который к основным недостаткам предложенной А. Е. Личко систематики относит «громозд­кость и терминологические недочеты», что, несомненно, затрудняет ее использование в повседневной работе прак­тического врача.

Систематика особенностей (акцентуаций) характера в подростковом возрасте, предложенная В. Т. Кондратенко (1988), включает в себя следующие типы: эксплозивный, эпи­лептоидный, шизоидный, психастенический, сенситивный,

астенический, истероидный, неустойчивый, эмоционально-лабильный и гипертимный.

В данной классификации, по сравнению с классификаци­ей А. Е. Личко, не описаны конформный и циклоидный типы и дополнительно включен эксплозивный тип.

По мнению В. Т. Кондратенко (1988), конформный тип акцентуации характера в качестве самостоятельного практи­чески не встречается (хотя психологическая диагностика уровня конформности как черты характера является весьма актуальной задачей). Конформность, т. е. тенденция лично­сти изменять свое поведение таким образом, чтобы оно соот­ветствовало поведению и требованию других людей, проявля­ется в тех случаях, когда между собственным мнением индивида и позицией социальной группы существуют расхо­ждения, возникает конфликт, решение которого осуществля­ется путем соглашательства и примиренчества в пользу мне­ния группы.

Существует три способа реагирования личности на груп­повое «давление»: внушаемость (бессознательное и бескон­фликтное принятие мнения группы), конформность и кол­лективистическое самоопределение (сознательная солидарность личности с социальной группой). При этом коллективистическое самоопределение выступает как альтер­натива внушаемости и конформности.

Типичные, по мнению А. Е. Личко, для конформного ти­па акцентуации черты — подражательство, желание жить «как все», поступать «как все», равно как и повышенная вну­шаемость, присущи вообще подростковому возрасту, а в ут­рированном виде нередко встречаются при различных типах акцентуации, особенно часто при неустойчивом и истероид-ном типах.

Циклоидный (циклотимный) тип акцентуации, характе­ризующийся сменой повышенной активности и периодов сниженного настроения (с пессимистическим восприятием окружающего, падением работоспособности, склонностью к уединению), на наш взгляд, не является однородным. Еще П. Б. Ганнушкин относил к «группе циклоидов» эмоциональ­но-лабильный (подробное описание см. на с. 84) конститу­ционально-депрессивный, конституционально-возбудимый

(см. с. 86) и циклотимический типы. В то же время эксплозив­ный тип аномалии характера давно выделяется в детской и подростковой психиатрии (Г. Е. Сухарева, 1958; В. В. Кова­лев, 1981). Особенно часто эксплозивный тип встречается в старшем подростковом возрасте (Л. И. Спивак, 1979).

Ниже приводится описание основных типов особенностей характера у подростков.

3.2.1. Эксплозивный (возбудимый) тип. Встречается ча­ще у мальчиков и выражается в общей повышенной возбуди­мости, склонности к бурным аффективным и двигательным реакциям. Такие черты характера проявляются довольно ра­но. У детей это прежде всего реакции активного или пассив­ного протеста. В ответ на запреты, замечания, наказания дети с эксплозивным типом особенностей характера быстро возбу­ждаются, становятся злобными и даже агрессивными, однако такое состояние вскоре проходит, они успокаиваются и не помнят об обиде.

Э. Кречмер (Е. Kretschmer, 1927) рассматривал эксплозив­ные реакции как тип реагирования, при котором «сильные аффекты разряжаются без задержки размышлением».

Наиболее часто эксплозивный тип особенностей характе­ра встречается в старшем подростковом и юношеском возрас­те. Основные его проявления — вспыльчивость и с трудом сдерживаемое волнение. Малейший повод вызывает у таких подростков аффективные реакции, которые сопровождаются вегетососудистой неустойчивостью (игра вазомоторов лица, груди, неустойчивость артериального давления (АД), тахи­кардия), расширением зрачков, учащением дыхания и т. п. Типично двигательно-речевое возбуждение, сопровождаю­щееся криками, плачем, заиканием, склонностью к агрессии и аутоагрессии.

После аффективной реакции подростки сожалеют о про­исшедшем, но новая малозначительная причина приводит к новой вспышке возбуждения. Вследствие этого они кон­фликтны, требовательны к окружающим, однако эмоцио­нальное напряжение у подростков с эксплозивным типом, в отличие от эпилептоидов, легко разряжается.

Такие подростки не переносят одиночества, тянутся в компа­нию, но в то же время в ней трудно уживаются. Они не терпят,

если им противоречат, не выносят критических замечаний в свой адрес, не могут спокойно относиться к любой кон­фликтной ситуации, тотчас же вмешиваются, принимая обыч­но сторону «несправедливо» обиженных. Они непоседливы, с трудом выполняют работу, требующую терпения, а любое ожидание вызывает у них активный протест. Помимо аффек­тивной неустойчивости такие подростки отличаются узостью интересов, легкомыслием, незрелостью желаний, склонно­стью к хвастовству, лживости, болтливости, сосредоточенно­стью на сексуальных переживаниях. Нередко на передний план выступают черты демонстративности, склонность к «оригинальничанью». Подростки с эксплозивным типом осо­бенностей характера эгоистичны, циничны, грубы, но вместе с тем трусливы и легко внушаемы; склонны игнорировать лю­бые порядки и нередко являются инициаторами скандалов и драк. Реакции эмансипации выражены резко и протекают тя­жело. Подростки рано начинают требовать от родителей «пол­ной свободы», не терпят противоречий и ограничений, но, в отличие от эпилептоидов, не зацикливаются на этих реакци­ях, быстро забывают о конфликтах. Неустойчивость настрое­ния, повышенная внушаемость и снижение волевой активно­сти способствуют легкому возникновению у них влечения к алкоголю, наркотикам и других вредных привычек.

3.2.2. Эпилептоидный (инертно-импульсивный) тип бли­зок к эксплозивному, имеет ряд общих с ним признаков, та­ких как эмоциональная напряженность, несдержанность, гневливость, аффективная неустойчивость, конфликтность, требовательность, агрессивность. Поэтому эпилептоидный и эксплозивный типы часто рассматриваются в общих рамках возбудимых психопатий. Отличительными, характерными только для эпилептоидного типа признаками являются инертность эмоций, зацикливание на обидах, мстительность, жестокость, отсутствие душевной гибкости, упрямство, бо­лезненно обостренная настойчивость в достижении цели, длительные, продолжающиеся иногда сутками, дисфории.

П. Б. Ганнушкин (1933,1964) самыми характерными свой­ствами эпилептоидов считал: 1) крайнюю раздражитель­ность, доходящую до приступов неудержимой ярости; 2) при­ступы расстройства настроения, окрашенного тоской,

страхом, гневом и 3) моральные дефекты (антисоциальные установки).

Подростков с эпилептоидными особенностями характера отличает мрачно-угрюмый фон настроения, недоброжела­тельность в отношениях с окружающими. Привычная обста­новка вызывает немотивированное раздражение. В голову приходят воспоминания о старых обидах, конфликтах, все становится «противным», вызывает ненависть и отвраще­ние. Злоба и гнев нарастают медленно и могут внезапно вы­плеснуться на первого встречного. А. Е. Личко (1983) образ­но сравнивает аффективные разряды эпилептоида со взрывом парового котла, который прежде долго и постепен­но закипал.

Аффекты отличаются силой, продолжительностью, а так­же жестокостью, циничностью, обнаженностью инстинктив­ных побуждений. В состоянии аффекта подростки иногда ка­жутся бесстрашными, поскольку не могут соразмерить свои силы с силами соперника. В любом случае поступки их опре­деляются не столько рассудком, сколько влечениями. Такие подростки не прислушиваются к чужому мнению, совершен­но не терпят, если им противоречат, не выносят критических замечаний в свой адрес. Они крайне себялюбивы, эгоистич­ны, властны и вместе с тем подозрительны, обидчивы, мелоч­ны и придирчивы. Любое неповиновение приводит их в ярость, а затаив злобу, они могут месяцами «выслеживать» жертву, чтобы отомстить ей. Эти качества позволяют таким подросткам подчинить себе более сильных и старших по воз­расту, в том числе и родителей.

В группе сверстников эпилептоиды всегда стремятся за­нять лидирующие позиции, и всякая попытка лишить их «власти» сильно бьет по самолюбию, не дает покоя, побужда­ет отстаивать лидерство любыми путями.

В школе или в группе со строгим дисциплинарным режи­мом такие подростки склонны к доносам, наушничеству и де­лают это не по моральным убеждениям, а ради того, чтобы по­смотреть, как будет мучиться, «жариться на сковородке» жертва его доноса. Чтобы добиться для себя привилегий или власти над сверстниками, они угодничают, льстят учителям или воспитателям.

В семье подростки эпилептоидного типа — деспоты, пол­ностью игнорирующие существующий порядок, семейные традиции и требующие для себя особых привилегий. Не по­вышая голоса, они могут довести родителей до «белого кале­ния», а потом уйти из дому и не возвращаться часами. Злопа­мятные и циничные, они не желают считаться даже с минимальными требованиями окружающих. Эпилептоиды способны из-за пустяка нагрубить, просто «из интереса» ис­портить настроение близким. Если же при этом они встреча­ют отпор, становятся злобными и агрессивными.

Еще П. Б. Ганнушкин (1933) говорил, что эпилептоиды «люди инстинктов и примитивных влечений <...> они ни в чем не знают меры: ни в безумной храбрости, ни в актах жес­токости, ни в проявлениях любовной страсти».

Интенсивное половое влечение, склонность к сексуаль­ным эксцессам у эпилептоидов могут сочетаться с садистски­ми и мазохистскими наклонностями. Будучи неразборчивы­ми в половых связях, они тем не менее не стремятся к быстрой смене партнера, и не потому, что хранят верность, а просто привыкают к нему и с ним более полно удовлетворя­ют свой половой инстинкт.

Интенсивность влечений проявляется стремлением к пьянству и употреблению наркотиков. Пьют такие подрост­ки обычно много, предпочитая крепкие напитки. В состоянии опьянения бывают злобными, жестокими, агрессивными.

Аномальность влечений нередко выражается в склонности к немотивированным побегам, бродяжничестве, стойкой суи­цидальной настроенности. Правонарушения таких подрост­ков отличаются импульсивностью, бездушием, жестокостью.

Среди увлечений превалируют азартные игры, коллекцио­нирование и виды спорта, которые позволяют «взять верх» над окружающими (самбо, каратэ, бокс). Иногда в сфере увлечений могут оказаться манипуляции и поделки, занятия, отвлекаю­щие, успокаивающие или приносящие материальную выгоду. Один наш пациент увлекался тем, что делал из спичек дворцы. Это занятие, требующее большого терпения, снимало эмоцио­нальное напряжение, «зло проходило», он успокаивался.

С возрастом у многих таких подростков вырабатываются педантизм, утрированная аккуратность, исполнительность.

Некоторые из них становятся ярыми борцами за «правду» и «справедливость». Эти черты характера расцениваются как вторично-компенсаторные. Однако, по наблюдениям А. Е. Личко (1983), подобная «гиперсоциальность» чаще все­го бывает односторонней: будучи подчеркнуто «правильны­ми» в одной микросреде (в школе, на производстве), они об­наруживают крайнее себялюбие, злобность и жестокость в другой (например, в кругу близких, в семье).

Мышление эпилептоидов отличается вязкостью и тугоподвижностью, движения — угловатостью и медлительностью. Им чаще всего чужд истинный смысл таких понятий, как гра­жданский долг, честь, милосердие, коллективизм, хотя они и любят бравировать ими. Они крайне эгоистичны, очень бес­покоятся о состоянии своего здоровья, и вся их энергия на­правлена в основном на удовлетворение своих прихотей.

Азартность, необузданность, злобность, интенсивность примитивных влечений наряду с низкими моральными каче­ствами создают у таких подростков предпосылки для различ­ных форм девиантного поведения.

3.2.3. Шизоидный тип. Подростки шизоидного типа отли­чаются замкнутостью и отгороженностью от реального мира, однако одиночество их не тяготит. Внутренний мир их напол­нен фантазиями и увлечениями, но доступ туда закрыт для окружающих.

Kretschmer (1921) образно сравнивал шизоидов с лишен­ными украшений римскими домами, ставни которых закрыты от яркого света, но в сумерках внутренних покоев справляют­ся пиры. Им присуща парадоксальность эмоциональной жиз­ни и поведения. Будучи замкнутыми и отчужденными, они могут совершенно неожиданно раскрыться перед малознако­мыми, случайными людьми или проявить нежность и заботу там, где она не очень уместна. Для них характерны недостаток интуиции, неумение улавливать оттенки в поступках и словах окружающих, общую ситуацию, в которой они находятся. «Окружающий мир,— писал о шизоидах П. Б. Ганнушкин (1933, 1964), — как будто отражается для них в кривом зерка­ле: все отдельные его части шизоид видит отчетливо, но отно­шения и пропорции между этими частями в его представле­нии почти всегда искажены».

Шизоиды не обладают чувством «психологической дис­танции», могут не вовремя заговорить или неожиданно встать и уйти, поэтому в глазах окружающих они часто выглядят чу­даками, невоспитанными, а то и бестактными людьми. Одна­ко, как точно подметил П. Б. Ганнушкин, шизоиды «редко чу­дачат, чтобы обратить на себя внимание», а обусловлены их поступки прежде всего тем, что у них «отсутствует непосред­ственное чутье действительности».

Шизоидам чуждо сопереживание или, точнее, то состоя­ние, которое Kretschmer (1921) назвал «аффективным резо­нансом» к чужим переживаниям. Такой подросток может умиляться распустившемуся цветку, плакать над трупом слу­чайно погибшей птицы, но оставаться совершенно равнодуш­ным к горю и радости близких ему людей.

Моторика шизоидов чаще всего лишена естественности и гармоничности. Они обычно неуклюжи, ходят ссутулившись или, наоборот, неестественно прямо. Иногда можно отметить несоответствие между содержанием речи и ее интонацией, мимикой, жестами.

У одних подростков с шизоидными особенностями харак­тера выявляется аутичность, обидчивость, ранимость, повы­шенная настороженность к окружающим («сенситивные ши­зоиды»); у других — склонность к рассуждательству на отвлеченные темы, настойчивость и упорство в достижении своих, подчас не понятных другим, целей («экспансивные шизоиды»).

Чаще всего такие подростки проявляют недостаток ини­циативы. Они проводят время в одиночестве, занятые своим делом, оставаясь крайне нелюдимыми, необщительными, от­гороженными в своих переживаниях от реальной действи­тельности.

Окружающий мир шизоиды обычно оценивают, исходя не из реальных условий, а сквозь призму своих фантазий, схем и отвлеченных построений.

Характерные для подросткового возраста сочетания таких полярных качеств психики, как чувствительность и черст­вость, застенчивость и развязность, борьба с авторитетами и обожествление кумиров,— все это у шизоидов представлено в утрированном, карикатурном виде.

Недоступность внутреннего мира, сочетание полярных психических качеств, «причудливая парадоксальность эмо­циональной жизни и поведения» — все это делает поступки шизоидов неожиданными и, что более важно, малопонятны­ми для окружающих. Это ведет к нарушению контактов: ши­зоиду одинаково трудно как понять окружающих его людей, так и быть понятым ими. Реакции эмансипации у подростков с шизоидными чертами характера выражаются своеобразно. Они могут долго терпеть и даже не замечать гиперопеку и в то же время бурно реагировать на малейшую попытку вторг­нуться без дозволения в их внутренний мир. Иногда реакция эмансипации проявляется прямолинейными и неадекватны­ми ситуации высказываниями против существующих соци­альных норм и уставов, участием в кружках «инакомысля­щих» и т. п.

Еще П. Б. Ганнушкин (1933,1964) подметил, что шизоиды маловнушаемы, более того, они упрямы и негативистичны, «однако в отдельных случаях они <...> обнаруживают порази­тельно легкую подчиняемость и легковерие; непонятное со­единение упрямства и податливости иногда характеризует их поведение». Это в асоциальном плане делает их нередко до­бычей личностей более стеничных и целеустремленных.

Реакции группирования выражены слабо, стремления к лидерству обычно нет, но благодаря своей независимости, оригинальности мышления и поведения такие подростки мо­гут иногда занимать в группе особое положение.

Увлечения отличаются постоянством и оригинальностью. Среди шизоидов немало коллекционеров, утонченных эсте­тов, людей, увлекающихся философией и редкими языками.

Достаточно выражены реакции, связанные с формирова­нием самосознания, особенно реакции, обусловленные повы­шенным вниманием к своему внутреннему миру (рефлексио-реакции). Часто это ведет к построению собственной «схемы» понимания мира, и тогда подросток в своих взаимоотношени­ях с окружающими исходит не из реальных условий, а руко­водствуется своими, подчас только ему одному понятными принципами.

Несоответствие выработанных подростком «схем» и «принципов» с нормами реальной жизни нередко приводит

его к мысли о «нецелесообразности» существования. По мне­нию некоторых авторов (А. Е. Личко, 1983; и др.), суицидаль­ное поведение мало свойственно шизоидам. Однако, по на­шим данным, примерно 30 % всех подростков, покончивших с собой и покушавшихся на самоубийство, имели шизоидные черты характера (В. Т. Кондрашенко, 1988).

Среди шизоидов немало убежденных в своей правоте бро­дяг и тунеядцев, которые, по словам П. Б. Ганнушкина, «вы­брали этот образ жизни из неумения и нежелания втиснуть свою оригинальную и с трудом выдерживающую подчинение личность в узкие рамки упорядоченной культурной жизни».

Пьяниц и алкоголиков среди шизоидов почти не бывает, так как опьянение не вызывает у них чувства «психического комфорта», однако иногда потребность в алкоголизации воз­никает как стремление облегчить контакты с окружающими.

Свое половое влечение шизоиды обычно таят и в половом отношении внешне выглядят холодными, с презрением отно­сятся к «нежностям» влюбленных. Однако их внутренние пе­реживания наполнены фантазиями эротического характера. Неумение наладить контакты с половым партнером они ком­пенсируют цинизмом, изнуряющим онанизмом, случайными половыми связями, сексуальными девиациями.

Правонарушения шизоиды совершают обычно в одиноч­ку, при этом криминальные акты отличаются оригинально­стью, вычурностью и тщательностью подготовки. Иногда ши­зоиды совершают достаточно серьезные правонарушения «во имя идеи», в борьбе «за справедливость» или для признания «своим» в группе сверстников.

3.2.4. Психастенический тип. Основные черты характера подростка психастенического (ананкастного) типа — тревож­ная мнительность, нерешительность, боязливость, склон­ность к бесконечным сомнениям и самоанализу.

Психастенические черты характера проявляются с ранне­го детского возраста, но особенно отчетливыми они становят­ся с началом занятий в школе, когда у ребенка появляются ре­альные обязанности, ответственность за порученное дело.

Нередко родители возлагают слишком большие надежды на своего маленького кумира, ждут от него «исключительных» успехов не только в учебе, но и в музыке, спорте, изучении

языков. Ребенок с тревожно-мнительными чертами характера не остается безучастным к этим, чаще всего завышенным, на­деждам своих родителей, у него появляется страх, что он не оправдает их доверия, сомнения в своих способностях, неуве­ренность в своих силах.

Неуверенность и сомнения, сопровождающиеся тревогой, относятся прежде всего к собственным поступкам: правильно ли вел себя в той или иной ситуации, так ли решил задачу, не сделал ли ошибки в письменной работе, верно ли ответил учителю. Иногда сомнения приобретают характер навязчи­вых состояний. Навязчивыми могут быть не только мысли, но и движения, поступки, страхи. Психастеники понимают бес­смысленность своих навязчивых состояний, мучительно пе­реживают их, борются с ними, но поделать с собой ничего не могут.

Страшит не столько реальное и знакомое, сколько неизве­данное и предполагаемое. Они боятся за своих близких: как бы с ними чего-нибудь не случилось, как бы они не заболели, как бы не попали в катастрофу.

Характерны боязливость, пугливость, чрезмерная совест­ливость и застенчивость. Они редко испытывают чувство ра­дости, а беззаботное веселье им почти недоступно.

Психастеники нерешительны и робки. Постоянно взве­шивая все обстоятельства «за» и «против», они утопают в бесконечных сомнениях. Поэтому всякая инициатива для них затруднительна, а принятие окончательного решения — мучительно. Но уж если решение принято, оно должно быть исполнено немедленно, так как любые ожидания представля­ют не меньшую муку, чем сам процесс принятия решения. Страшась неудач и возможных трудностей, при выполнении задуманного такие подростки становятся нетерпеливыми, настойчивыми, требовательными. Внешне это иногда выгля­дит как необоснованный, лишенный душевной мягкости формализм.

С возрастом вырабатывается компенсаторный педантизм как форма защиты от различного рода случайностей и неожи­данностей.

Подростки с психастеническими чертами характера плохо переносят любые нарушения привычного жизненного уклада.

Всякая смена обстановки делает их еще более неуверенными ъ себе, у них нарастает тревога, боязнь не справиться с новы­ми трудностями.

В противоположность истероидам, психастеники не любят находиться в центре внимания. Они знают урок, но отказы­ваются отвечать, потому что боятся неудачи; нужно извинить­ся — они не решаются; нужно поблагодарить — они стес­няются. Нерешительность и робость часто проявляются в невозможности противопоставить свое мнение чужой воле. Подростки с психастеническими особенностями характера со­вершают асоциальные поступки чаще всего не потому, что склонны к ним, а «за компанию», так как им «неудобно отка­зать» своим более настойчивым и инициативным сверстникам.

Нерешительность, застенчивость и склонность к постоян­ным сомнениям нередко компенсируются напускной само­уверенностью, нарочитой решительностью, развязностью и даже грубостью.

Подростки с психастеническими чертами характера слы­вут интеллектуалами, мечтателями, теоретиками, и в этой об­ласти они действительно сильны, но в принятии решения, в обычных житейских делах они полностью несостоятельны и беспомощны.

Такие подростки мягки, деликатны, уступчивы, исполни­тельны, однако постоянные сомнения, неуверенность в себе, тревога за близких и боязнь не выполнить порученное делают их порой надоедливыми, «занудливыми».

Реакции эмансипации у психастеников выражены слабо. Наоборот, в силу нерешительности и беззащитности они по­стоянно ищут поддержку у окружающих и чрезмерно привя­заны к родным и близким. Слабо выражены у них и реакции группирования. Они тянутся к сверстникам, но общению ме­шает робость и низкая коммуникабельность. Они чувствуют себя хорошо только в компании себе же подобных, а в нефор­мальных подростковых группах чаще всего выполняют роль «шестерок», хотя иногда им доверяют должность «хранителя традиций».

В вопросах секса такие подростки нерешительны. Для них целое событие — пригласить девушку на танцы, а тем более поцеловать ее. Поэтому рано возникающее половое влечение

часто трансформируется в изнурительный онанизм или тран-зиторные сексуальные девиации.

Реакции, связанные с формированием самосознания, про­являются прежде всего в усиленном внимании к своему внут­реннему миру. Повышенная мнительность и неуверенность способствуют тому, что подростки с психастеническими осо­бенностями характера постоянно «копаются» в своих мыслях и чувствах, оценивают и переоценивают свои интеллектуаль­ные возможности и душевные качества. «Собственная психи­ка является для него,— писал П. Б. Ганнушкин (1933, 1964) о психастенике,— как бы театром, где разыгрывается сцена ка­кой-то идеологической комедии, на представлении которой он сам присутствует в качестве далеко не безучастного зрите­ля». Собственное мироощущение, накопившийся жизненный опыт позволяют подросткам все более часто сравнивать себя со взрослыми, пытаясь найти свое место в их мире Они уси­ленно ищут ответ на вечный вопрос о «смысле жизни», стара­ются разобраться в таких категориях, как честь, справедли­вость, человеколюбие и т. п. С этой целью штудируют книги, особенно по биологии и философии. Не находя в них готово­го ответа на свои вопросы, увлекаются «модными» теориями, впадают в мистику или вступают в кружки «инакомысля­щих». Обычно замкнутые и нерешительные, в узком кругу единомышленников такие подростки склонны «пофилософ­ствовать», однако потом тяжело переживают, что в минуты откровения «наговорили лишнего».

Рассуждения о смысле жизни, осмысление ее конечности, сравнение идеалов и действительности, открытие существую­щей «несправедливости» нередко приводят подростка к вы­воду о бессмысленности существования. Суицидальные дей­ствия, совершаемые психастениками, обычно заранее продуманы и не рассчитаны на зрителя.

Страдая от своей нерешительности, неловкости в общении с окружающими, такие подростки нередко прибегают к алко­голю или наркотику как к средству, помогающему преодолеть эти трудности. В состоянии опьянения они становятся смелы­ми, решительными, уверенными в себе, легко вступают в кон­такт с окружающими. Состояние похмелья у таких людей очень тяжелое Наутро после выпивки их терзают угрызения

совести, они вспоминают подробности «похождении», анали­зируют каждое сказанное слово, казнят себя за это Но вече­ром, чтобы обрести душевный покой и восстановить контак­ты, они снова прибегают к вину. Появляется патологическая зависимость от алкоголя. Теперь уже без «допинга» подрос­ток не может поддерживать обычные связи со сверстниками, быть в их компании. И вот скромный, застенчивый, нереши­тельный юноша становится завсегдатаем застолий, а в пья­ном виде бравирует дерзостью, циничностью, половой распу­щенностью.

3.2.5. Сенситивный тип. Формируется в старшем подрост­ковом возрасте (16-18 лет), когда молодой человек вступает в самостоятельную жизнь.

Основные черты характера подростков этого типа — чрез­мерная впечатлительность и выраженное чувство собствен­ной неполноценности. Робкие, застенчивые и в то же время себялюбивые, такие подростки крайне ранимы и обидчивы. Это, как писал П. Б. Ганнушкин, «нежные, тонко чувствую­щие натуры, страдающие от всякого грубого прикосновения».

Мимозоподобность их проявляется в повышенной чувст­вительности ко всякого рода внешним раздражителям Они вздрагивают при внезапном звуке, не переносят боли, боятся темноты, теряют сознание только при одном виде крови, из­бегают острых ощущений, шумных компаний, публичных вы­ступлений. Из-за боязни показаться неуклюжими сторонятся эстрады, спортивных состязаний, не любят заниматься обще­ственной работой. У них рано развивается чувство граждан­ского долга, чести, человеческого достоинства Лгать и изво­рачиваться подростки с сенситивными чертами характера не умеют, даже если из-за этого у них возникнут дополнитель­ные трудности. Им чуждо стремление к авантюрам и приклю­чениям сомнительного характера. Они предъявляют высокие моральные требования к себе, но требуют того же и от окру­жающих. Всякое столкновение с ложью, грубостью, циниз­мом, несправедливостью глубоко ранит их и надолго выводит из равновесия.

Самооценка у лиц с сенситивными чертами характера, как правило, занижена- они считают себя людьми, «далеки­ми от идеалов». В то же время любая насмешка в их адрес,

малейшая подозрительность в нечестности, в неблаговидно­сти их поступков воспринимаются как обида, переживаются долго и тяжело.

Несоответствие между завышенными требованиями, предъявляемыми к себе, к жизни, и реальным положением ве­щей создает цепь психотравмирующих ситуаций, под воздей­ствием которых сенситивные подростки легко впадают в со­стояние уныния, тревоги, страха, а нередко приводит к длительным субдепрессивным состояниям.

Чтобы как-то скрыть чувство собственной неполноценно­сти и легкую ранимость, многие подростки с сенситивными чертами характера склонны надевать на себя маску развязно­сти, грубости, нарочитой веселости. Однако первая же ситуа­ция, бьющая по самолюбию, легко разрушает эту хрупкую компенсаторную конструкцию.

Реакция гиперкомпенсации нередко проявляется в выборе видов спорта, требующих силы, смелости, ловкости. Мальчи­ки увлекаются борьбой, автогонками; девочки — альпиниз­мом, прыжками с парашютом. Они пытаются самоутвердиться именно в тех ситуациях, где чувствуют свою неполноценность, и нередко добиваются выдающихся результатов.

Реакция эмансипации выражена слабо и часто уступает место конформности, реакции имитации. Робкие и малоза­метные в семье и обществе, они послушно выполняют чужую волю и редко отвечают на насмешки и упреки. Однако посто­янно накапливающаяся обида может неожиданно для окру­жающих выплеснуться наружу, спровоцированная очередной грубостью. Такая реакция доведенного до отчаяния подрост­ка может сопровождаться плачем, бранью, уходами из дому, агрессией в адрес обидчика или попыткой самоубийства.

Подростки с сенситивными чертами характера не отгора­живаются от товарищей, у них, в отличие от шизоидов, хоро­шо развиты интуиция, чувство сострадания и сопереживания, но в силу повышенной стеснительности и легкой ранимости они предпочитают группе сверстников одного-двух близких друзей, с которыми делятся своими заветными мечтами и ко­торым всегда готовы прийти на помощь.

Сексуальное влечение всегда связано с обостренным чувст­вом собственной неполноценности, «непривлекательности» и

нередко проявляется онанизмом или транзиторными сексу­альными девиациями.

Особенно частыми и выраженными бывают реакции, свя­занные с повышенным вниманием к своей внешности (дис-морфореакции). Предметом переживаний могут быть «некра­сивое» лицо, угреватая кожа, маленький или «чересчур» большой рост, «чрезмерная» худоба или полнота, «недоразви­тые» половые органы и т. п.

Гипертрофированное чувство собственной неполноценно­сти усиливает эти переживания и делает и без того нескладно­го, неуклюжего в этом возрасте подростка особенно ранимым, чувствительным ко всяким замечаниям и насмешкам, касаю­щимся его внешности. Такие подростки начинают сторонить­ся общества, перестают ходить в спортзал и на пляж, избегают свиданий и нередко приходят к мысли, что жить «таким уро­дом» не имеет смысла. Суицидальные действия сенситивных подростков лишены демонстративное™, нарочитости и часто бывают полной неожиданностью для окружающих.

3.2.6. Астенический (астено-невротический) тип. Харак­теризуется в основном повышенной раздражительностью, быстрой истощаемостью и склонностью к ипохондрическим образованиям.

Астенические черты характера проявляются уже в детском возрасте, но окончательное их «структуирование» происхо­дит только к концу пубертатного периода (Г. Е. Сухарева, 1959; М. И. Буянов, 1968; В. А. Гурьева, 1971). В детском воз­расте астенические черты обычно недифференцированы, но чем старше подросток, тем отчетливее проступает неоднород­ность астенического синдрома, лежащего в основе этого типа особенностей характера.

Мы выделяем два варианта типов астенических особенно­стей характера: гиперстенический и гипостенический. Основ­ным критерием такого разделения явилось преобладание в структуре того или иного варианта повышенной раздражи­тельности или истощаемости.

Следует отметить, что такая постановка вопроса не нова. На неоднородность группы «астеников» обращали внимание Е.А.Попов (1958), Б. С. Бамдас (1961), Н. И. Фелинская (1975), Schneider (1923) и др.

П. Б. Ганнушкин (1933) от «вялого типа неврастеника — ипохондрика» отличал лиц с повышенной раздражительно­стью и вспыльчивостью, у которых наряду с истощаемостью отмечается «резко выраженная склонность к увлечению той или иной работой, теми или другими интересами».

Гиперстенический вариант. На первый план выступает повышенная раздражительность, несдержанность, склон­ность к аффективным реакциям. Вспышки возбуждения непродолжительны, но часто повторяются. Аффект не дости­гает большой силы (в отличие от аффекта у лиц с эксплозив­ным типом) и не всегда направлен по адресу. Характерно «смещение аффекта» по типу «реакции мимо», когда вспыш­ка гнева направлена не на «обидчиков», а на случайных людей (Н. И. Фелинская, 1975).

К своим поступкам, в том числе и вспышкам раздражения, такие лица относятся достаточно критично и в последующем сожалеют о них. Они суетливы, не могут спокойно усидеть на месте, все время куда-то спешат, торопятся, у них ни на что не хватает времени. Деятельность их в короткий промежуток времени может быть весьма продуктивной, но они скоро устают, отвлекаются и, не окончив работу, бросают ее. При за­нятиях умственным трудом гиперстеникам трудно сосредото­чить внимание, что проявляется повышенной отвлекаемо-стью, рассеянностью и плохим запоминанием. Неудачи в работе вызывают недовольство собой и окружающими. Подчас их «выводят из себя» такие обычные, легко переноси­мые другими раздражители, как присутствие «посторонних», негромкий разговор и т. п. Раздражительность усиливается, если подросток в этот момент читает, готовит уроки или ста­рается заснуть.

Повышенная возбудимость и быстрая истощаемость часто проявляются чувством голода, но стоит подростку начать есть, как аппетит исчезает. Для таких лиц характерны бы­строе и легкое половое возбуждение, непродолжительная эрекция и быстрая эякуляция.

Гипостенический вариант. Проявляется прежде всего по­вышенной психической истощаемостью, быстро возникаю­щим чувством усталости, отсутствием душевной и физиче­ской бодрости.

Круг интересов таких подростков ограничен анализом собственных болезненных ощущений. Они пассивны и сторонятся сверстников. Их легко обидеть, они часто и по малейшему поводу плачут, но не так, как гиперстеники — навзрыд и с бранью, а тихо, отвернувшись лицом к стенке. Трудоспособность гипостеников снижена, они быст­ро утомляются, а потому стараются избегать всяких меро­приятий, связанных с психическим напряжением или интен­сивной физической нагрузкой. Быстрая истощаемость порождает чувство неуверенности в себе. Все новое кажется трудным или непосильным, а поэтому такие подростки стара­ются не менять привычной для них обстановки. Сон, несмот­ря на внешнюю заторможенность, нарушен. Аппетит и поло­вое влечение снижены.

Характерная черта подростков с астеническими чертами — склонность к ипохондризации. Опасаясь различных заболева­ний, они постоянно прислушиваются к своим телесным ощу­щениям, охотно обследуются и лечатся. Малейшие нарушения функции внутренних органов расцениваются ими как призна­ки «тяжелой» болезни, а постоянные мысли об этом способст­вуют усилению вегетативной неустойчивости. В этих случаях любое неосторожное слово, особенно из уст медицинского ра­ботника, может привести к развитию невроза. Нередко мысли о болезни и забота о своем здоровье становятся доминирую­щими и определяют все поведение подростка.

Компенсаторные характерологические особенности выра­жаются преимущественно в утрированной добросовестности, исполнительности и добровольном отказе от многих развле­чений, связанных с повышенным психическим и физическим напряжением.

Реакции эмансипации, группирования, а также сексуальная активность выражены слабо. В то же время реакции, связанные с формированием самосознания, по частоте и силе проявления приближаются к таковым у подростков с психастеническими и сенситивными типами особенностей характера.

3.2.7. Истероидный (демонстративно-гиперкомпенсаторный) тип. Относительно чаще встречается у девочек. Наибо­лее характерные черты — стремление быть в центре внимания, демонстративность, театральность, потребность постоянно

вызывать удивление и восхищение, склонность к позерству. Для этого используются все возможные средства: экстрава­гантная одежда, сверхмодная прическа, эстрада, необычные виды спорта, специальности, где можно быть все время «на ви­ду» (официантки, продавщицы, манекенщицы и т. п.). Претен­зии истероидных подростков почти всегда превышают реаль­ные возможности. «Стремление казаться больше, чем это есть на самом деле» Jaspers считал главным стимулом всего пове­дения истероидной личности. Равнодушие и пренебрежение для таких подростков хуже, чем презрение. Иногда они сами создают «скандальные» ситуации только для того, чтобы на них обратили внимание. Они озлобляются, если окружающие не замечают их «выдающихся качеств» или в их присутствии кого-то хвалят, ставят в пример. Для них враг любой, кто иг­норирует их признание, и, наоборот, они мягки, заботливы и ласковы по отношению к тем, кто восхищается ими, популя­ризирует их «незаурядность» и успехи.

Поведение истероидного подростка неестественно, наро­чито и всегда рассчитано на зрителя. Он может даже совер­шить красивый, сопряженный с опасностью поступок, но для этого должен знать, что на него смотрят, им любуются и вос­торгаются. Такие подростки легко внушаемы, конформны, но только в том случае, если это соответствует их потребности произвести впечатление, быть героем дня.

Чтобы выставить себя в лучшем свете, истероидные под­ростки склонны лгать и фантазировать. В своих рассказах они любят разыгрывать роль смелых путешественников, сыщи­ков, людей с необычайными, «сверхъестественными» воз­можностями. Чаще всего фантазии истероидов имеют аль­труистическое содержание, но иногда могут носить и криминальную асоциальную окраску. Самооговоры среди подростков с истероидными чертами характера — явление до­вольно частое.

Стремление казаться «интересным», «нестандартным» за­ставляет их почти все время разыгрывать какую-либо роль: то они напускают на себя вид разочарованного, отрешенного от мира человека, и тогда даже в минуты опасности лицо их вы­ражает скуку или хладнокровие, то, наоборот, изображают «хохотушку», «рубаху-парня», чувственную натуру.

При конфликтах с окружающими такие подростки часто рыдают, закатывают глаза, падают на пол, судорожно подер­гиваются... Однако подобные реакции носят характер теат­ральности, наигранности: падают они обычно не на пол, а на ковер и обязательно в присутствии зрителей. Если зрителей нет, реакция сразу же прекращается. Такое поведение помога­ет подростку «выйти» из конфликтной ситуации, а иногда яв­ляется средством шантажа и вымогательства. Нередко исте­рические реакции могут выражаться в демонстрации самоубийства. При этом чаще других способов используются поверхностные порезы вен, «отравление» малоядовитыми ле­карствами. Обычно они пишут «предсмертные» записки с указанием места и времени самоубийства, а также условий, на которых они согласны остаться жить.

Обращает на себя внимание слабость абстрактного и пре­обладание конкретного чувственно-образного мышления. Истероидные подростки легко усваивают все новое, но глуби­ны знаний, так же как и глубины чувств, у них нет. Эмоцио­нальная незрелость проявляется в неустойчивости и поверх­ностности интересов, привязанностей симпатий и антипатий.

По мнению Г. Е. Сухаревой (1959), основу формирова­ния истероидной личности составляет дисгармонический инфантилизм.

В группе сверстников подростки с истероидными чертами характера обычно претендуют на лидерство, но, не обладая ни упорством эпилептоида, ни энергией гипертима, оказываются не на высоте положения и, как только замечают, что интерес и доверие окружающих к ним ослабевают, отказываются от лидерства или стремятся сменить группу.

Элемент театральности присутствует почти всегда и в сек­суальном поведении: юноши любят прихвастнуть своими «победами»; девочки часто занимаются самооговорами, же­лая предстать в глазах окружающих опытными, «неотрази­мыми» дамами.

Стремление быть объектом внимания, театральность представляют собой благоприятную почву для пьянства. Подростки с истероидными чертами характера стремятся к «экстравагантным» напиткам (шампанское, импортные ви­на), редким наркотикам. Они склонны преувеличивать свою

приверженность к алкоголю, однако, бравируя, могут дово­дить себя до тяжелой степени опьянения.

3.2.8. Неустойчивый тип характеризуется прежде всего психической незрелостью, которая проявляется поверхност­ностью суждений, поспешностью выводов и в итоге приводит к легкомысленным поступкам.

Основные черты неустойчивого типа характера - слабово­лие, повышенная внушаемость и пассивная подчиняемость, отсюда невозможность выработать постоянные стойкие фор­мы реагирования. Типично отсутствие устойчивых побужде­ний, влечений, желаний, стремлений.

Такие подростки непослушны, непоседливы, с трудом ус­ваивают правила поведения. Их поступки определяются обычно не внутренней убежденностью, а случайными внеш­ними обстоятельствами. Чаще всего стойких интересов и собственного мнения у них нет. Они склонны к случайным знакомствам, любят «побалдеть» под гитару и громкую му­зыку. Обидчивы, любят похвалу, но и то, и другое быстро за­бывают. Подростки с неустойчивым типом характера просто­душны, доверчивы, общительны, но привязанности их нестойки и поверхностны. Не переносят трудностей, не лю­бят преодолевать препятствий, поэтому ищут сиюминутных легких удовольствий. Чаще всего они равнодушны к своему будущему, по крайней мере, не думают о нем и живут «сего­дняшним днем». Такие подростки трусливы, боятся наказа­ния родителей, но не могут устоять перед соблазном новых легких удовольствий и идут «на поводу» у более инициатив­ных и целеустремленных сверстников. Они легко поддаются влиянию окружающей их микросреды и плывут по течению, подражая большинству. В социально благоприятной среде они неплохо адаптируются и мало чем отличаются от окру­жающих. В асоциальной группе быстро усваивают ее нравы, «законы», забрасывают учебу, часами болтаются без дела по улицам, ведут распущенный образ жизни, совершают право­нарушения.

Длительное волевое напряжение для них невозможно, лю­бой труд, требующий упорства и устойчивости интересов, бы­стро надоедает. Поэтому подростки с неустойчивым типом ха­рактера не любят учиться, не достигают высоких спортивных

результатов. Поведение их требует постоянного надзора, а труд — понуканий и контроля.

Такие подростки склонны к подражательству, конформно­сти. Они неинициативны, внушаемы и легко поддаются мне­нию большинства.

Реакция эмансипации у неустойчивых подростков форми­руется рано, но не отличается силой и стойкостью. Они плохо переносят мелочную опеку, но быстро сникают перед волевой личностью или мнением коллектива.

Самое страшное для таких подростков — одиночество. Ос­таваясь наедине с собой, они не знают, что делать, как посту­пить, чем занять себя. Поэтому у них достаточно выражена реакция группирования. Однако в неформальной группе эти подростки в силу своей слабохарактерности почти всегда иг­рают второстепенную роль исполнителей чужих желаний.

Сексуальные влечения не отличаются большой силой и часто служат источником развлечений. На глубокое чувство, настоящую любовь, как и на преданную дружбу, такие подро­стки обычно не способны.

Попадая под влияние асоциальной компании, они рано на­чинают половую жизнь, легко склоняются к половым извра­щениям.

Реакции, обусловленные формированием самосознания (дисморфореакции, рефлексиореакции), для неустойчивых подростков не характерны. У них рано появляется тяга к праздным развлечениям и асоциальному образу жизни. Но и здесь нет постоянства и целеустремленности. Правонару­шения они совершают, чтобы «поразвлечься», машины угоня­ют, чтобы «покататься», бродяжничают, чтобы «убить вре­мя». Не случайно еще классик немецкой психиатрии Эмиль Крепелин (Kraepelin, 1915) писал о «нецелеустремленной криминальности неустойчивых».

Суицидальное поведение для неустойчивых подростков нетипично, но иногда они могут совершить самоубийство «за компанию», под влиянием сильной личности.

В поисках удовольствий и развлечений такие подростки нередко прибегают к алкоголю и наркотикам. Приобщаются к выпивкам рано (с 12-13 лет), обычно в семье или компании с асоциальными тенденциями. Для них важно не столько само

опьянение, сколько ритуал выпивки, возможность поразв­лечься, покуражиться в кругу сверстников. Предпочитаются не очень глубокие стадии опьянения, а поэтому вино привле­кает больше, чем водка. Несмотря на это, алкоголизм у них формируется достаточно быстро.

3.2.9. Эмоционально-лабильный тип входит в состав бо­лее обширной группы, которую Э. Кречмер (1921), а затем П. Б. Ганнушкин (1933) назвали «циклоидами».

По нашим наблюдениям, в подростковом возрасте наи­более часто встречаются два типа особенностей характера аффективного круга: эмоционально-лабильный («эмотив-но-лабильный») и гипертимный («конституционально-возбудимый»). Диагностические критерии эмоционально-лабильного типа близки к таковым для «циклоидного типа» по А. Е. Личко (см. приложение 1).

Для личностей с эмоционально-лабильными чертами характерна частая смена настроения по малейшему, неза­метному для постороннего глаза поводу. Иногда настрое­ние меняется по нескольку раз в течение дня и колеб­лется от «безудержного веселья до приступов полного отчаяния».

Беззаботно-веселый, жизнерадостный, бодрый, энергич­ный подросток «вдруг» становится унылым, печальным, гру­стным, подавленным. Какое-то время он может блистать ост­роумием, веселить всех, быть «заводилой», а затем при незначительной неприятности сникнуть и с печальной улыб­кой смотреть на веселье, душой которого он был минуту на­зад. Иногда веселье и оптимизм сменяются раздражительно­стью, несдержанностью, неуверенностью в себе, тревогой, и тогда подросток начинает грубить окружающим или пытает­ся уединиться.

Порог эмоциональной выносливости таких подростков очень невысок. Они чрезвычайно чувствительны к похвалам, вниманию, поощрениям и тогда готовы «горы свернуть», но малейшая обида, насмешка, наказание тут же повергают их в уныние.

Частая смена настроения не исключает глубины чувств и переживаний. Такие подростки способны искренне и предан­но любить, сопереживать чужому горю, испытывать чувство

привязанности к близким и друзьям, но только в том случае, если пользуются взаимностью.

У эмоционально-лабильных подростков нередко отмеча­ются хронические вялотекущие соматические заболевания, склонность к аллергическим реакциям, вегетативно-сосуди­стая неустойчивость.

Реакции эмансипации выражены в неблагоприятной среде и отсутствуют там, где подросток окружен теплом, внимани­ем, не встречает резкой оппозиции своим быстрым перепадам настроения.

Тяга к группированию сохранена, но быстрая смена со­стояний от гипертимических до дистимических препятствует установлению устойчивого контакта со сверстниками.

Реакции, обусловленные половым формированием, про­являются достаточно рано, но сексуальное влечение крайне неустойчиво, зависит от смены настроения. Половые эксцес­сы и сексуальные девиации встречаются редко.

Реакции, связанные с формированием самосознания, мо­гут быть выраженными, но всегда непродолжительны. В пе­риоды плохого настроения подростки склонны к рефлексии, самокопанию во внутреннем мире, скептически относятся к своим физическим и духовным возможностям, но нередко уже через несколько часов фон настроения повышается, и весь мир представляется в радужных тонах.

Делинквентное поведение для таких подростков нехарак­терно, но в период дистимии они бывают несдержанны, утра­чивают чувство меры. В таком состоянии они могут поругать­ся с родителями, нагрубить учителю, уйти из школы, бросить начатую работу, но вскоре пожалеть об этом.

Суицидальные мысли возникают внезапно и быстро реа­лизуются, но чаще всего попытки к самоубийству носят «не­серьезный», демонстративный характер.

Поведение таких подростков крайне трудно прогнозиро­вать. Это люди настроения: «по настроению» они могут ввя­заться в драку и совершить правонарушение, напиться и за­вести любовную интрижку, нагрубить старшим и уйти из дому, но стойкой тенденции к девиантному поведению у них нет. Может быть, именно поэтому они сравнительно редко попадают в поле зрения психиатров.

3.2.10. Гипертимный (конституционально-возбудимый) тип. Главная черта лиц с гипертимным типом особенностей характера — постоянно повышенный фон настроения. Такие подростки всегда преисполнены безудержного оптимизма и беззаботного веселья. Они энергичны и предприимчивы. У них всегда цветущий, жизнерадостный вид. Мимика их жи-1 вая и выразительная, движения быстрые и целеустремленные.

Они отличаются неугомонностью, шумливостью, непо­слушностью. Им всегда и до всего есть дело, они ловки и из­воротливы, но очень плохо переносят любой режим и дисци­плину. Общительны, любят находиться в кругу сверстников, нередко являются заводилами различного рода «приключе­ний». Уже с детского возраста они склонны к риску и авантю­ре. Им постоянно нужны новые впечатления: новые люди, предметы, игры, ситуации. Для них мучительны монотон­ность и однообразие.

Гипертимы плохо переносят любую гиперопеку, не терпят нотаций и нравоучений, бурно реагируют на запреты и огра­ничения, но не злопамятны и легко прощают обиды.

Такие подростки не могут соблюдать дистанцию в отноше­ниях со взрослыми, свою беззастенчивость и прямолиней­ность любят выдавать за смелость и самостоятельность. Они, как точно подметил П. Б. Ганнушкин, «просто просматрива­ют границу между дозволенным и запретным».

Им чужды скромность и угрызения совести. Самомнение у них гипертрофировано, а поэтому любая критика только вызывает раздражение.

Инициативность и энергичность чаще всего сочетаются с изменчивостью и поверхностностью интересов; предприим­чивость — с отсутствием целеустремленности; хорошие спо­собности — с недостаточной выдержкой и легкомыслием. По­этому вся жизнь их состоит из взлетов и падений. Учатся они неровно. Легко добиваются успехов, но тут же все теряют. Блестяще начинают интересное дело, однако редко доводят его до конца.

Гипертимы склонны ко лжи и хвастовству, которые на­правлены обычно на утверждение их авторитета. «Хлестаков­щина» — характерная их черта. Рассказывают они обычно ин­тересно, одухотворенно, но не терпят возражений и слушают

только себя. На окружающий мир смотрят сквозь «розовые очки», а будущее представляется им безоблачным и полным радужных перспектив.

Реакции эмансипации у гипертимных подростков возни­кают часто, но не отличаются ни глубиной, ни продолжитель­ностью. Неумение подчиняться и считаться с чужим мнением способствует раннему стремлению уйти из-под опеки стар­ших, но самостоятельности хватает ненадолго.

В группе сверстников такие подростки стараются занять лидирующее положение, и на какое-то время, благодаря ки­пучей энергии и беззастенчивости, им это удается. Однако не­устойчивость интересов, легкомыслие, высокомерие мешают длительно удерживаться в этой роли. Особенно трудно адап­тируются гипертимы в коллективах, где правилами и инст­рукциями регламентируются не только труд, но и досуг (шко­лы-интернаты, служба в вооруженных силах и т. п.).

Реакции увлечения у таких подростков отличаются богат­ством и разнообразием, но в то же время и крайней непосто­янностью. Все, что требует усидчивости, аккуратности, терпе­ния, им не под силу.

В вопросах любви и морали подростки с гипертимным ти­пом характера неразборчивы, нещепетильны и стремятся как можно скорее реализовать свои сексуальные влечения. Для них не имеет большого значения, с кем они вступают в поло­вую связь, их не волнует, что за этим последует, как на это по­смотрят окружающие, лишь бы это было скорее. Они легко влюбляются, но на постоянную, преданную любовь не спо­собны. Если объект влюбленности не уступает, они бросают его и находят другой. Выраженной склонности к сексуальным девиациям такие подростки не имеют, но онанизм и промис­куитет среди них распространены довольно широко.

Реакции, связанные с формированием самосознания, для подростков с гипертимными чертами не характерны.

Нетерпимость к гиперопеке, выраженное стремление к не­зависимости, ненасытная жажда деятельности и острых ощу­щений нередко толкают таких подростков к побегам из дому и бродяжничеству. Убегают они обычно летом, после очередно­го конфликта, чаще, чтобы просто «покататься», «посмотреть свет». Иногда умудряются проникать на корабли или ездят

«зайцем» на поездах и автобусах. Чтобы в пути не было скучно выбирают себе попутчика. В дороге легко устанавливают контакт с незнакомыми людьми проявляют незаурядную смекалку и выносливость. Они быстро забывают причину из за которой «ушли из дому» их интересует сам процесс путешествия смена мест и впечатлений а после того как «все надоест» без большого зазрения совести возвращаются домой.

Гипертимные подростки любят выпить и «побалдеть» в веселой компании участвовать в рискованных «делах». В правонарушениях их привлекает в первую очередь не нажи­ва а стремление к приключениям пьянящее ощущение опасности желание выглядеть героем» в глазах асоциальных сверстников. Жестокость агрессивность равно как и аутоагрессивные действия для подростков с гипертимными черта­ми характера не типичны.

Популярная методика психологической диагностики акцентуированных черт характера у подростков — «Патохарактерологический диагностический опросник» (ПДО) (А Е Личко 1983 1999) представлена в приложении 1.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: