Методологически в едином промыслительном Божественном действии можно различать две составляющих:
а) мирохранение, то есть поддержание всего существующего в бытии: "По определениям Твоим все стоит доныне..." (Пс. 118,41); "... все Им стоит" (Кол. 1,17).
Свт. Кирилл Александрийский отмечает, что "иначе и не могут быть соблюдены и удержаны в бытии существа, приявшие начало свое из ничего: иначе они вдруг обратились бы в свое естество, то есть в ничтожество "(135).
б) мироправление, то есть направление всех событий, имеющих место в мире, к предназначенным Творцом целям.
"Через Него все успешно достигает своего назначения... " (Сир. 43,28).
По словам св. Иоанна Дамаскина, "Промышление есть воля Божия, которой все существующее надлежащим образом управляется"(136).
Виды Промысла Божня
Предметами Божественного Промысла являются как весь мир в совокупности, так и каждая его мельчайшая частица. Афинагор Афинский (сер. II в.) писал: "надобно знать, что ни на земле, ни на небе ничто не остается без попечения и без промысла; но попечение Творца равно простирается на все невидимое и видимое, малое и великое... "(137).
Таким образом, различают общий Промысл, который объемлет весь мир, как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами, и частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.
Образы Божественного Промысла
Различают два образа Божественного промышления о мире:
а) естественный, когда бытие и силы тварей поддерживаются в бытии Богом посредством дарованных сили законов, и судьбы Божий приходят в исполнение по естественному течению вещей, от Бога установленному, но под промыслительным надзором Божиим. "Ты поставил землю, и она стоит" (Пс. 118,90).
В Свщ. Писании о всехродах существ сказано, что Бог "поставил их на веки и веки; дал у став, который не прейдет" (Пс. 148, 6).
б) сверхъестественный, когда управление миром совершается посредством чудес, т.е. действий или событий, имеющих истинную причину вне естественных сил и законов природы, в сверхъестественном действии Божием, совершаемых Богом для достижения важных религиозных целей.