Послесловие к истории человечества 3 страница

[88] «Была на мне рука Господа, и Господь вывел меня духом и поставил меня среди поля, и оно было полно костей, и обвел меня кругом около них, и вот весьма много их на поверхности поля, и вот они весьма сухи. И сказал мне: сын человеческий! оживут ли кости сии? Я сказал: Господи Боже! Ты знаешь это. И сказал мне: изреки пророчество на кости сии и скажи им: `кости сухие! слушайте слово Господне!' Так говорит Господь Бог костям сим: вот, Я введу дух в вас, и оживете. И обложу вас жилами, и выращу на вас плоть, и покрою вас кожею, и введу в вас дух, и оживете, и узнаете, что Я Господь. Я изрек пророчество, как повелено было мне; и когда я пророчествовал, произошел шум, и вот движение, и стали сближаться кости, кость с костью своею. И видел я: и вот, жилы были на них, и плоть выросла, и кожа покрыла их сверху, а духа не было в них. Тогда сказал Он мне: изреки пророчество духу, изреки пророчество, сын человеческий, и скажи духу: так говорит Господь Бог: от четырех ветров приди, дух, и дохни на этих убитых, и они оживут. И я изрек пророчество, как Он повелел мне, и вошел в них дух, и они ожили, и стали на ноги свои - весьма, весьма великое полчище» (Иез. 37:1-10)

[89] «Ликейские книги» говорят о некоей эпохе, во время которой все восстановится в своем первоначальном блеске. Это будет сделано неким героем, носящим имя Суй-Сей, что значит «пастырь» и «властитель», которому они дают имена «святейший», «учитель» и «властительная истина». Эти китайские книги говорят также о страданиях Сун-Сея, которыми он смоет преступления людей.

[90] Молитва царя: «Превечный владыко, вседержитель. Подай, чтобы имя царя, которого ты возлюбил, которого имя ты возвестил, преуспевало, согласно воле твоей. Направи его на путь истинный. Я – государь, покорный тебе, создание рук твоих. Ты сотворил меня и доверил мне власть над любьми. По милости Твоей, Господи, всех обнимающей, да будет твое высокое владычество милосердным. Страх перед божеством твоим вложи в сердце мое. Подай мне то, что благоугодно тебе, ибо ты – создавший жизнь мою». (Надпись на камне в Брит. Музее). Из молитвы видно, что царь молится богу благочестиво, признавая его творцом, вседержителем, всеобнимающим и всемилостивым; испрашивает у него страха божия и смиренного следования воли божией. Имя Навуходоносора 123 раза упоминается в Библии. Рукою Навуходоносора Господь наказал нечестивых царей израильских и народ за растление, через пророка Иеремию повелел жителям предаться воле Божией и покориться завоевателям (Иер. 21:9). Но когда Навуходоносор превознесся, Господь смирил его, наведя на него безумие. “Еще речь сия была в устах царя, как был с неба голос: `тебе говорят, царь Навуходоносор: царство отошло от тебя! И отлучат тебя от людей, и будет обитание твое с полевыми зверями; травою будут кормить тебя, как вола, и семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!' Тотчас и исполнилось это слово над Навуходоносором, и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы. По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: `что Ты сделал?' В то время возвратился ко мне разум мой, и к славе царства моего возвратились ко мне сановитость и прежний вид мой; тогда взыскали меня советники мои и вельможи мои, и я восстановлен на царство мое, и величие мое еще более возвысилось. Ныне я, Навуходоносор, славлю, превозношу и величаю Царя Небесного, Которого все дела истинны и пути праведны, и Который силен смирить ходящих гордо” (Даниил 4:28-34).

[91] Восстановленный через 70 лет, в царствование Кира, город разрушен вторично в 335 году Александром Македонским.

[92] «И дам им сердце единое, и дух новый вложу в них, и возьму из плоти их сердце каменное, и дам им сердце плотяное, чтобы они ходили по заповедям Моим, и соблюдали уставы Мои, и выполняли их; и будут Моим народом, а Я буду их Богом» (Иез. 11:19-20)

«Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших…» (Иез. 33:11)

[93] «Называть счастливым человека при жизни, пока он еще подвержен опасностям… это дело неверное, лишенное всякого смысла». Эти слова, сказанные однажды Солоном Крезу, величайшему богачу античности, последний вспоминал в 547 году, когда его связанного возвели на костер, к которому приговорил его Кир. «О Солон!» – трижды воскликнул тогда Крез. Удивленный Кир послал узнать о причине горестных воздыханий Креза. Так узнали о ней и мы.

[94] Библия сообщает о пире Валтасара: в разгар веселья таинственная рука начертала на стене таинственные слова "мене, мене, текел, упарсин". Пророк Даниил объяснил значение этих слов, предсказавших гибель Валтасара и раздел вавилонского царства между персами и мидянами, что вскоре и сбылось.

[95] Кир пожалел прекрасный город, но его разрушил персидский царь Артаксеркс. В 331 году Александр Македонский решил восстановить город. Внезапная смерть не позволила осуществиться замыслу. При Селевкусе Никаноре (312-280), царе Сирии, камни Вавилона перенесены в Тир для строительства города Селевкии.

[96] «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра, не заселится никогда, и в роды родов не будет жителей в нем; не раскинет Аравитянин шатра своего, и пастухи со стадами не будут отдыхать там. Но будут обитать в нем звери пустыни, и домы наполнятся филинами; и страусы поселятся, и косматые будут скакать там. Шакалы будут выть в чертогах их, и гиены - в увеселительных домах» (Ис. 13:19-22). «И восстану на них, говорит Господь Саваоф, и истреблю имя Вавилона и весь остаток, и сына и внука, говорит Господь. И сделаю его владением ежей и болотом, и вымету его метлою истребительною, говорит Господь Саваоф. С клятвою говорит Господь Саваоф: как Я помыслил, так и будет; как Я определил, так и состоится» (Ис. 14:22-24).

[97] «И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею. И совершу над тою землею все слова Мои, которые Я произнес на нее, все написанное в сей книге, что Иеремия пророчески изрек на все народы» (Иерем. 25:12-13). «Меч на Халдеев, говорит Господь, и на жителей Вавилона, и на князей его, и на мудрых его; меч на обаятелей, и они обезумеют; меч на воинов его, и они оробеют; меч на коней его и на колесницы его и на все разноплеменные народы среди него, и они будут как женщины; меч на сокровища его, и они будут расхищены; засуха на воды его, и они иссякнут; ибо это земля истуканов, и они обезумеют от идольских страшилищ. И поселятся там степные звери с шакалами, и будут жить на ней страусы, и не будет обитаема во веки и населяема в роды родов. Как ниспровержены Богом Содом и Гоморра и соседние города их, говорит Господь, так и тут ни один человек не будет жить, и сын

человеческий не будет останавливаться (Иереем. 50:35-40)

[98] «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Захария 9:9)

[99] «И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, - не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. И сказал мне Господь: брось их в церковное хранилище, - высокая цена, в какую они оценили Меня! И взял Я тридцать сребренников и бросил их в дом Господень для горшечника» (Зах. 11:12-13)

[100] «О, меч! поднимись на пастыря Моего и на ближнего Моего, говорит Господь Саваоф: порази пастыря, и рассеются овцы!» (Зах.13:7)

[101] «День этот будет единственный, ведомый только Господу: ни день, ни ночь; лишь в вечернее время явится свет. И будет в тот день, живые воды потекут из Иерусалима» (Зах. 14:7-8)

[102] «Один бог, наивеличайший среди богов и людей, не похожий на смертных ни телом, ни разумом». «Он весь целиком видит, весь целиком мыслит, весь целиком слышит», правит миром «силой ума» и вечно пребывает неподвижным. «чтобы узнать мудреца, надо быть им»

[103] «Живопись – немая музыка, а поэзия – говорящая живопись». «Я часто раскаивался в том, что говорил, но никогда - в том, что молчал»

[104] «Если наставлять приказами и насаждать порядок наказаниями, то люди будут стараться обойти запреты и потеряют чувство стыда. Если наставлять добродетелью и поддерживать порядок посредством ритуала, люди будут знать, что такое стыд и будут вести себя пристойно». «Когда верхи чтят ритуал, никто из простолюдинов не посмеет быть непочтительным; когда верхи чтят долг, никто из простолюдинов не посмеет быть непокорным; когда верхи любят доверие, никто из простолюдинов не посмеет быть нечестным». «Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности; когда в стране царит гармония, то народ не будет малочислен; когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя». «Не беспокойся о том, что не занимаешь высокий пост. Беспокойся о том, хорошо ли служишь на том месте, где находишься. Не беспокойся о том, что тебя не знают. Беспокойся о том, достоин ли ты того, чтобы тебя знали». «Великий человек держится существенного и оставляет ничтожное. Он все делает по правде, но никогда не будет опираться на законы». «Великая страсть иссушает, непоколебимая решимость наполняет силой. Великая страсть делает тебя слабым, непоколебимая решимость - могучим. Великая страсть калечит, непоколебимая решимость возвышает дух. Великая страсть завладевает тобой, непоколебимая решимость делает тебя свободным. В словах этих заключен сокровенный свет». «кто противостоит нападению, должным образом настроив свой дух, перенесет все невзгоды и потери - и победит!» «Лишь уступая и отказываясь, можно измениться». «Тот, кто лишь пытается начать, никогда не начнет... кто считает себя правым, не может стать лучше… кто жалеет себя, не может совершенствоваться». «Действие Неба свободно от личных пристрастий и оно всегда содействует истинному человеку».

[105] «Будьте внимательны к своим мыслям, - они начало поступков». «Знать много и не выставлять себя знающим есть нравственная высота. Знать мало и выставлять себя знающим есть болезнь. Только понимая эту болезнь, мы можем избавиться от нее». «Причина, по которой реки и моря получают дань от сотни горных потоков, заключается в том, что они находятся ниже последних. Благодаря этому они в состоянии господствовать над всеми горными потоками. Точно так же и мудрец, желающий быть выше людей, ставит себя ниже их». «Мое учение легко для понимания и делания; и все же в мире нет ни одного человека, который мог бы его понять и применить в жизни. Потому что в основу моих учений положен принцип естественности, который вытекает из понимания целостности мира. Такое учение трудно понять, поэтому я не известен.

[106] "Все человеческие законы питаются одним Божественным законом". «Все течет все изменяется дважды в одну и ту же реку войти невозможно». “Границ души не найдешь, хотя бы исходивши все дороги, – столь глубок в ней разум». «Сердце получает то, чего оно желает, ценою души». «Все случается по воле Логоса, но люди живут так, будто не слышали, о чем я им говорил».

[107] Левкипп и его ученик Демокрит впервые высказали атомистическую гипотезу

[108] «Нет большего несчастья, чем незнание границ своей страсти»

[109] «Человек есть мера всех вещей» (на самом деле Богочеловек Христос есть мера всех вещей)

[110] Увеличил морское могущество Афин, украсил город знаменитыми постройками (Парфенон, Пропилеи и др.). Греция при Перикле достигла высшей степени развития (Периклов век). Был в дружеских отношениях со скульптором Фидием и трагиком Софоклом. Умер во время эпидемии чумы в 429. Жизнеописание Перикла приводит Плутарх.

[111] По Ксенофонту (в “Воспоминаниях о Сократе”), Продик рассказал аллегорию о Геркулесе на распутье, который должен был выбрать одно из двух: Изнеженность или Добродетель.

[112] «Король должен помнить три вещи: что он управляет людьми, что он обязан управлять ими согласно с законами, что он не вечно будет управлять». «Когда бог хочет наказать человека, он прежде всего лишает его рассудка».

[113] В сфере политической теории — предшественник легизма (для осуществления преобразований недостаточно обычаев — нужны правила в форме законов. Правила связаны не только с ритуалом “ ли”, но и с наказанием “ син” и законом “ фа”).

[114] «Не стремись знать все, чтобы не стать во всем невеждой». «Привычки отцов… превращаются в пороки детей». «Не слово, а несчастье есть учитель глупцов».

[115] «Я полагаю, что для граждан гораздо полезнее, когда все государство процветает, чем когда отдельные лица живут в довольстве, целое же разрушается»

[116] "Ахарняне" (425), "Всадники" (424), "Облака" (423), "Осы" (422), "Мир" (421), "Птицы" (414), "Женщины на празднике Фесмофорий" и "Лисистрата" (411), "Лягушки" (405), "Женщины в народном собрании" (392), "Плутос" (388). В комедии “Богатство” утверждал, будто “Родина – всякая страна, где человеку хорошо”.

[117] Как рассказывает Цицерон в «Тускуланских беседах», Дионисий, желая проучить льстеца Дамокла, называвшего его счастливейшим из людей, приказал во время пира посадить его на свое место, предварительно прикрепив к потолку над этим местом меч, висевший на конском волосе, — как символ постоянных опасностей, угрожающих властителю.

[118] «А в первый год Кира, царя Персидского, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, возбудил Господь дух Кира, царя Персидского, и он велел объявить по всему царству своему, словесно и письменно, и сказать: так говорит Кир, царь Персидский: все царства земли дал мне Господь Бог небесный, и Он повелел мне построить Ему дом в Иерусалиме, что в Иудее. Кто есть из вас - из всего народа Его, [да будет] Господь Бог его с ним, и пусть он туда идет. (2 Пар. 36:22-23)

[119]Сократ: "Ты тронул Своим лучом мою грязную душу и она ус­тремилась к Тебе, Неведомый, чье имя — тайна. Я искал Тебя, потому что Ты в истине, я стремился к Тебе, потому что Ты в справедливости, я любил Тебя, потому что Ты в любви... Ты — источник жизни." «Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить». «Мы живем не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить». «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Сократ говорил: «Большинство никогда не право».

[120] «Жизнь коротка, искусство долговечно». «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств». «Наша пища должна быть нашим лекарством, а наши лекарства должны быть нашей пищей». «Врач - философ; ведь нет большой разницы между мудростью и медициной». «Не навреди!» «Осмотр тела - целое дело: он требует знания, слуха, обоняния, осязания, языка, рассуждения». Из «Клятвы»: «я не вручу никакой женщине абортивного пессария».

[121] Из спартанского декрета (приведен у Боэция) против нововведений Тимофея: «Поскольку Тимофей Милетский, прибыв в наше государство, пренебрег древней музыкой и, отклонясь от игры на 7-струнной кифаре и вводя многозвучие, портит слух юношей, из-за многозвучия и новизны мелоса делает музу неблагородной и сложной, вместо простого, упорядоченного и энгармонического устанавливает строение мелоса хроматическим и слагает его беспорядочно вместо соответствия с антистрофой, а вызванный на соревнование в честь элевсинской Деметры, сочинил произведение, не соответствующее содержанию мифа о родах Семелы, и неправильно обучал молодежь, — было постановле6но в добрый час: царю и эфорам выразить порицание Тимофею и заставить его из 11 струн отрезать лишние, оставив 7, чтобы каждый, видя строгость государства, остерегался вносить в Спарту что-либо не прекрасное, чтобы никоим образом не нарушалась слава состязаний»

[122] «Нравственный облик государства всегда схож с характером правителя»

[123] Платон в 347 г. до н. э. писал: "Мы будем ждать Его, будь Он Богом или исполненный Божественного Духа че­ловек, Который нас научит исполнять наши религиозные обязанности и устранит тьму от глаз наших". «Нет сильнее желания, чем стать лучше» (Кратил, 434b) «Самая лучшая победа для человека - это покорить себя самого: быть же покоренным собою постыднее и ниже всего». Называя демократию извращением государственного устройства, Платон пророчествует о нас: “Наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность — свободою, распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством”… “Именно из этого правления… и вырастает…. Тирания» (Собр. соч М., 1994. Т. 3. С. 352)

[124] Почитая дом роскошью, жил, по преданию, в бочке (“Бочка Диогена”). Однажды днем, с зажженным фонарем ходил по улицам со словами: “Я ищу человека” (“Фонарь Диогена”). «Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им».

[125] В труде «Книга правителя области Шан» положил начало легизму в политической мысли Китая. Шан Ян констатирует: народ распустился, стремится к удовольствиям, забывает свое основное занятие – земледелие. Общие призывы не помогают. Ради наведения порядка следует ввести нормы, определяющие все сферы жизни, обязательные для всех и обеспеченные наказанием “ фа”, а не ритуалом “ ли”. Латинизированное название школы (“ фа” – порядок) – ”легизм”. В трудах “легистов” государство рассматривалось, как самодовлеющий институт, смысл и цель существования общества.

[126] «Начало есть более чем половина всего». «Хотя Платон и истина мне дороги, однако священный долг велит отдать предпочтение истине». «Преступление нуждается лишь в предлоге». «Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем сделать плохо в десять раз более». «Низменная страсть корыстолюбия правителей, постоянно побуждавшая их уменьшать свое число, повлекла к усилению народной массы, так что последняя обрушилась на них и установила демократию. А так как государства увеличились, то, пожалуй, теперь уже нелегко возникнуть другому государственному устройству, помимо демократии». (Соч. М., 1984. Т. 4.С. 479). «Кто двигается вперёд в науках, но отстает в нравственности, тот более идёт назад, чем вперёд».

[127] “Время – врач всех неизбежных зол”

[128] «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. (Мал. 3:1) «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Мал. 4:2). Солнцем правды Церковь, вслед за пророком, именует Христа.

[129] «Насколько нелегко найти Отца и Создателя всех вещей, настолько невозможно, найдя Его, объявить о Нем всем»

[130] В этой комедии высмеян социализм.

[131] «Медицина поистине есть самое благородное из всех искусств. Но по невежеству тех, которые занимаются ею, и тех, которые с легкомысленной снисходительностью судят их, она далеко ниже теперь всех искусств».

[132] «…должно… перенести мудрость в медицину, а медицину в мудрость. Ведь врач-философ равен богу. Да и немного в самом деле различия между мудростью и медициной, и все, что ищется для мудрости, все это есть и в медицине, а именно: презрение к деньгам, совестливость, скромность, простота в одежде, уважение, суждение, решительность, опрятность, изобилие мыслей, знание всего того, что полезно и необходимо для жизни, отвращение к пороку, отрицание суеверного страха перед богами, божественное превосходство. То, что они имеют, они имеют против невоздержанности, против корыстолюбивой и грязной профессии, против непомерной жажды приобретения, против алчности, против хищения, против бесстыдства… В особенности внедрено в его ум знание богов, ибо в различных страданиях и случаях медицина расположена почтительно относиться к богам. Врачи склоняются перед богами, ибо в медицине нет чрезвычайного могущества.

[133] Сжег из тщеславия и честолюбия, дабы затесаться в историю. Отсюда выражения: “Геростратова слава”, “лавры Герострата”

[134] Демосфен видел в Филиппе коварного деспота, Исократ — вождя греков, Теопомп — величайшего европейца.

[135] «И восстанет царь могущественный, который будет владычествовать с великою властью, и будет действовать по своей воле…царство его разрушится и разделится по четырем ветрам небесным, и не к его потомкам перейдет, и не с тою властью, с какою он владычествовал …» (Даниил 11:3-4)

[136] Когда этому самому нетребовательному человеку самый могущественный на тогдашней земле человек — Александр Македонский — предложил исполнить любое его желание, Диоген попросил того чуть отклониться в сторону, чтобы не загораживать лучей солнца, в которых грелся философ. Одновременная смерть уравняла их.

[137] «Все хорошее — от удивления»

[138] "Самое важное в музыке — гармония и согласованность, следование советам духов прежних мудрецов и подчинение Воле Неба, выражающейся в естественных законах мироздания…" "Когда … мелодии печальны и мягки, но не серьёзны, веселы, но не спокойны, свободны, но ритмически хаотичны, то может дойти до того, что совершенно забудется коренная цель музыки"."Люди, обладающие познанием-мастерством, должны … распространять музыку, осуществлять цель — просвещение общества". "Изменения в чувствах, выражаемых музыкой, и изменения в политике тесно связаны. <…> Если внимательно слушать музыку, … можно узнать плюсы и минусы политики настоящего времени…" "В эпоху, когда государство стабильно, а народ живёт в мире и благоденствии, музыка спокойная и весёлая, а в политике верхи и низы ведут себя смирно. <…> Музыка той эпохи, когда страна стоит перед угрозой Хаоса, когда народ терпит невыносимые лишения, напротив, преисполнена возмутительного чувства ненависти, политика идёт наперекор здравому смыслу. Музыка того времени, когда страна на краю гибели, преисполнена тоски, народ оказывается ввергнутым в пучину трудностей и лишений. <…> Музыка государств Чжэн и Вэй — это музыка смутного времени, близится расхлябанность и дикий хаос. Музыка местностей среди тутов и на <реке> Бу — это музыка гибнущих государств, их политика упадочна, в народе поветрия самовольно уходить, люди добиваются личных выгод, традиция обманывать вышестоящих дошла до неискоренимости. <…> Если в обществе нет людей, которые поднимали бы смуты…, народ не испытывает страданий, Сын Неба не гневается, это значит, что музыка достигла своей цели". "Только те люди, которые понимают смысл музыки, могут участвовать в творческой деятельности; а те люди, которые понимают только формы выражения музыки, только и могут брать на себя объяснение деятельности»

(Пер. А.Сканави)

[139] События истории излагает сходно с Библией (о потопе, о 10 допотопных царях – библейских патриархах. По мнению Иосифа Флавия говорит и об Аврааме, не называя его имени.

[140] Автор трактата "Сюнь-цзы". «Если не знаешь, каковы твои дети, посмотри на их друзей». «Нужно учиться до старости и смерти, когда учение прекращается само».

[141] Основная мысль: закон, власть и политическое искусство – залог эффективного управления государством

[142] «Человек человеку волк». «Не заставляй себя ждать».

[143] Сюжет комедии "Близнецы" лег в основу "Комедии ошибок" Шекспира.

[144] Этот математический шедевр свел воедино результаты многих греческих математиков. Из немногих проницательно отобранных аксиом Евклид вывел около 500 теорем, охвативших все наиболее важные результаты классического периода. Сочинение открывается определением терминов «прямая», «угол», «окружность». Далее сформулированы десять самоочевидных истин (аксиом), таких, как «целое больше любой из частей». Из них Евклид смог вывести все теоремы. Для математиков текст Начал Евклида долгое время служил образцом строгости, пока в 19 в. не обнаружилось, что в нем имеются серьезные недостатки, такие как неосознанное использование несформулированных в явном виде допущений.

[145] В ХХ веке пифагоровские «несоизмеримые» числа назвали «иррациональными» («неразумными» — это человек-то пытается определить разумно или неразумно мироздание?!)

[146] «Истоки музыкального звука чрезвычайно далеки-глубоки. Он рождается с той высотой-интенсивностью, которая уходит в неявленное великое единое Дао…Музыка — это тонкое ци — воздушная материя, отмечающая ритм возрастания и убывания неба и земли, поэтому только мудрец способен придать ей качество гармоничности. Такова основа музыки

[147] Ввел термин «этимология». По мысли стоиков, как и Платона, древние слова фиксировали сущность вещей. К ней и должна восходить этимология (учение об истине, спрятанной в слове: этимон — истина).

[148] «Я - человек, и ничто человеческое мне не чуждо».

В комедии “Самоистязатель” высказал мысль: cognoscere ignoscere Все понять – все простить

[149] Математик, механик. Изобрел устройства на основе винта и рычага; катапульту, абордажный крюк. Разработал методы нахождения площадей поверхностей и объемов различных фигур и тел. «Дайте мне точку опоры, и я сдвину землю». «Любовь - теорема, которую надо доказывать каждый день!»

[150] «Хитрые и наглые обманщики утверждают: человек счастлив, когда удовлетворяются его желания. Это ложь». «Отделяя пользу от нравственной красоты, люди извращают то, что составляет основы природы». «Фортуна не только слепа, но и любимцев своих ослепляет». В «Парадоксах стоиков» приводит выражение Бианта, одного из “семи мудрецов”, — “Все свое ношу с собою”.

[151] В сорока книгах «Исторической библиотеки» впервые поставил цель описать всю мировую историю, как и сам об этом говорит: «Мало же таких, которые, начав от древних времен до нынешних, о делах, общих всем народам, писать старались» (Историческая библиотека, СПб,1774, т.1, с.6). Сообщает, что египетские жрецы из священных записей утверждают, что у них были Орфей (вывез в Грецию таинственные обряды и «баснь о преисподних»), Мусей, Меламид, Дедал, Гомер, Ликург, Солон, Платон, Пифагор (взял «священную речь», геометрию, метампсихоз), Евдокс математик, Демокрит. (с.153-154)

[152] Смиренный поэт-затворник, бегавший от людской славы, мечтавший бросить поэзию и заняться философией, работал ежедневно: поутру слагал и диктовал писцу сразу много стихов, в течение всего дня их отделывал, оттачивал, сокращал. «Выбирая богов, мы выбираем свою судьбу». Виргилий, умерший за девятнадцать лет до Рождества Христова, говорил о пророчестве Сивиллы, верно предсказывавшей (в четвертой Eclogue), что мессия "сойдет с небес", родится от Девы и что с него начнется эпоха, когда "очистятся все пятна нашей прошлой худости"; все это произойдет во время правления консула Поллио, друга Виргилия.

[153] «Что значат законы без нравов, что значат нравы без веры?»

[154] «Всякого одобрения достоин тот, кто соединил приятное с полезным». «Владей своими страстями, которые властвуют, если не подчиняются». «Гнев есть кратковременное безумие».

[155] «Благое вижу, хвалю, но к дурному влекусь». «Сказано – сделано». «Запретный плод сладок». «Искусство заключается в том, чтобы в произведении искусства его не было заметно».

[156] Смерть Ирода была между мартом 750 и мартом 751 года от основания Рима. Исходя из этого, современная наука уточняет время Рождества Христова, определяя его на 4 года ранее нашего летоисчисления, исчисленного ученым 6 века Дионисием Малым.

Великий злодеяниями Ирод, истребил невинных младенцев Вифлиема. В их числе оказался и собственный сын Ирода; Макробий в связи с этим передает каламбур Августа: лучше быть Иродовой свиньей, чем сыном (свинья и сын по-гречески звучат сходно). Ирод, распухший от болезни, покрытый язвами, точимый червями, палимый внутренним огнем, умирал в страшных муках, с попыткой самоубийства, за 5 дней до смерти умертвил своего сына Антипатра, как и его братьев до того. Призраки задушенной им страстно любимой жены и убитого сына преследовали его. Многочисленное его потомство погибло от болезней и насилий; род его прекратился.

[157] Ману — легендарный составитель законов. «Царю надо назначить семь или восемь сановников, наследственных знатоков предписаний и законов, храбрых, опытных в военном деле, родовитых, испытанных. Вместе с ними ему следует постоянно обдумывать обычные дела, мир, войну, взимание налогов, охрану страны и обеспечение приобретенного. В судебных делах должны допускаться свидетели, достойные доверия, из всех варн, знающие всю “ дхарму ”, чуждые жадности».

[158] «Юридически значимые действия, совершенные с применением силы или обмана, царь должен объявить недействительными»

[159] Выступая в Сенате Катилина говорил: «Римский народ — тело крепкое, но без головы; я буду этой головой»

[160] «Двадцать три года, и ничего не сделано для бессмертия» - слова Дона Карлоса из Шиллера, повторяют мысль Юлия Цезаря. Христиане ищут вместо тщеславия вечной жизни с Богом.

[161] был в дни жизни Спасителя Духовная истинность чудесно подтверждается: благодатным огнем, нетленностью Великой Агиасмы, облаком на Фаворе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: