Послесловие к истории человечества 5 страница

«Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4). Такой порядок истории — дабы плоть не гордилась. Спесивое бесо-человечество возрукоплещет беззаконику. Убьет его слово уст Божиих, а смиренное богочеловечество войдет в радость победы.

[200] Христианство преобразило естественные языки — опору мышления и жизнечувствия. Преображение семантической системы языка коснулось прежде всего коренных понятий. Языческая хищно-похотливая «любовь» Венер, Астарт, Афродит ушла в тень светоносной Божественной жертвенной любви. Пятница, Friday, Freitag — день Фрайи, Венеры, Афродиты и прочих языческих богинь «любви» — стал днем обнаружения непостижимо прекрасной любви Божией. Воскресенье, «день солнца» (Sunday, Sonntag), — открыло человечеству восход «Солнца правды», как пророчески именует Христа Библия (Мал. 4:2). Воскресенье стало почитаться «малой Пасхой». Аскеза — «упражнение»У Платона «аскесис» — прежде всего физические упражнения для совершенства тела. Христианская аскеза — подвиг жизни ради обожения, достижения христианского совершенства, достигаемого самоотречением, борьбой со страстями, покаянием, молитвой, послушанием, воздержанием.

Одновременно обновилась интонационная основа языка и всей культуры. В преображенную христианством жизнь с Неба спустилась новая благодатная интонация церковного ангелогласного пения, которая тут же принялась терпеливо, столетиями и тысячелетиями, разными способами воспитывать бытовую и народную музыку (на вершине духовного бытия русского народа родилась протяжная песня, необыкновенно сосредоточенная и глубокая).

На Западе из храма вышла серьезная светская музыка, сохранив дух сосредоточенности и возвышенной красоты, устремленной в небесное, хотя стала вбирать в себя и реалии земной жизни.

[201] Господь, заповедав ждать Его пришествия, в притче о десяти девах предупредил: не вскорости оно будет. Случится в полночь; от долгого ожидания, утомившись, задремлют и целомудренные. Ночь в масштабе истории — это наше время: миллиарды спящих в растленном сне, где все понятия перевернуты. «Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким!» (Ис. 5:20). Как же важны бдящие! Господь призывает внимать знамениям времени. В мнимом хаосе проступил план богоборческих сил, готовящих приход мирового правителя. «Мир готов двигаться навстречу созданию мирового правительства» (Д.Рокфеллер, 1991)

Апостасийная глобализация — дьявольская пародия на Домостроительство Божие. Претензия на управление миром, рычаги воздействия, начиная от растлительной информационной войны против человечества до персонального тотального контроля за жизнедеятельностью каждого человека через вживленный чип — такого ли внешнего единения человечества в насилии и зле хочет Бог?

«Надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18:7). Нужно не спасаться врассыпную, а соборно готовиться к встрече со Спасителем; защищать от растления детей, помня об ответственности России (кому много дано, с того и спросится много).

Подготовка души к приходу Господа — тональность правильного мирочувствия. В ней бодренный прилив сил, мужество, духовная отвага. «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше» (Лк. 21:28). «Маранафа!», «Ей, гряди, Господи Иисусе!» Святые отцы желали жить в последнее время истории — время исповедничества и встречи Господа.

[202] О том, что Пилат сам сообщил римским властям о событиях в Иерусалиме, писали многие авторы: Тертуллиан, Евсевий Кесарийский, Епифаний и др. О письме Пилата к Тиберию сообщает распространенный апокрифический памятник «Деяния Пилата», сохранившийся на сирийском, греческом и иных языках. См. также «Деяния Аддая апостола». Но Пилат успел выполнить свое обещание: если Христос – Сын Божий и воскреснет, то он, Пилат, откажется от чеканки своего изображения на монетах, что подтверждено нумизматикой.

[203] «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя.

Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян.9:1-9)

[204] «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения. (2 Фес.2:3-10)

[205] Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч?.. Я уверился, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни вы­сота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8, 35-39)

[206] Мощи в Абхазии, на Новом Афоне возле водопада. Там же пещера Симона Кананита.

[207] «Бог, сотворивший мир …от одной крови Он произвел весь род человеческий для

обитания по всему лицу земли… дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя

Он и недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деяния 17:24-28)

[208] В Еф. 2:14 мы читаем о «преграде» между евреями и язычниками, разрушенной Христом. Она имела и буквальный смысл. Об этом упоминают Деяния: во время последнего визита Павла в Иерусалим в храме возникли беспорядки из-за молвы, будто он осквернил святилище, проведя в него язычников (Деян. 21:27 и далее). Римские власти были настолько сильно обеспокоены религиозным фанатизмом иудеев, что даже санкционировали казнь римских граждан за это нарушение. Чтобы никто не игнорировал этот закон, на барьере, отделявшем внешний двор от храма, были написаны предупреждения на греческом и латинском языках, говорившие о том, что наказанием за ослушание будет смерть. Одна из таких надписей, ныне хранящаяся в Стамбуле, была найдена в Иерусалиме К. С. Клермон-Ганно. На ней написано следующее: «Чужеземец не может обходить барьер и заходить за ограду, окружающую храм. Пойманный же за этим занятием, сможет поблагодарить лишь самого себя за смерть, которая последует за этим».

[209] «Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное» (Лк. 21:20-22)

[210]

«Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся. Таковых удаляйся» (2 Тим. 3:1-5).

[211] Здесь, в двухстах метрах от моря, он своими руками построил храм. Массовые обращения в христианство возбудили зависть индуистского брахмана, нанявшего воинов убить его. Тело его было погребено под выстроенным им храмом. Это место описывается в записках МаркоПоло (XII в.), позже Васко да Гамо вспоминает, что как святого чтили апостола Фому мусульмане Мадраса. Сейчас на месте храма — католическая базилика святого апостола Фомы.. Мощи святого разошлись по всему миру. Ныне в базилике есть только частичка мощей (также и каменный крест, вырезанный апостолом, перед которым он молился), в музее при базилике хранится копье, которым пронзили апостола. Показательно, что волна цунами, принесшая гигантские разрушения по всему побережью, смиренно остановилась перед базиликой апостола. Это было явное чудо. (См. 2004 г.)

[212] «Придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Лк. 19:43-44)

[213] Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено — Мф. 24:2 (Также — Мк.13:2, Лк. 21:6)

[214] Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его: тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него, потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников (Лк. 21:20-24)

[215] «Я не могу думать иначе, как то, что Бог осудил этот город на разрушение, как город нечестивый… те, которые назадолго перед тем носили священнические одежды, стояли во главе общественного богослужения и были высокочтимы всеми обитающими на земле, теперь были нагими выбрасываемы вон, и тела их делались пищею собак и диких зверей».

[216] Равви Иоханан Бен Закай, глава тайного религиозного ордена «Хабура» («Товарищества») бежит из осажденного Иерусалима, предает римлянам храмовую печать в обмен на право основать в г. Явне (Ямнии) новый Синедрион. Синедрион в Явне вводит новый порядок богослужения, снимает запрет с письменной передачи толкований Писания, произносит проклятие над христианскими книгами и христианами, вносит изменения в Писание (отвергнуты и впоследствии систематически уничтожались 14 книг Ветхого Завета, по этой причине дошедшие только в переводах)

[217] Знаменитый археолог мира Уильям Рамсэй писал: «Не так давно мне пришлось соприкоснуться с Деяниями Апостолов в качестве источника сведений по топографии, памятникам древности и обществу Малой Азии. Постепенно я всё больше и больше убеждался в восхитительной истинности этого повествования по отношению к мельчайшим подробностям. Начав с убеждения, что эта книга была в основном написана во II веке, и не может служить свидетельством условий жизни I века, я постепенно нашёл в ней верного союзника во многих трудных исследованиях, где испытывался недостаток данных".

После 30 лет работы Рамсэй заявлял: "Лука является первоклассным историком; мы говорим не только о том, что все его фактические свидетельства достойны доверия... этот автор заслуживает того, чтобы быть поставленным в ряд с величайшими историками мира"; "Историческая работа Луки не имеет себе равных по достоверности". Во всех упоминаниях внешних фактов автор Деяний был столь тщателен и точен, как может быть только современник.

[218] Критики уверяли, что в то время не было переписей, что Квириний в те годы не был правителем Сирии, и что жители не должны были возвращаться к месту своего рождения. Археологические открытия показывают, что римляне вели постоянный учёт налогоплательщиков, каждые 14 лет проводили переписи населения, начатые ещё при императоре Августе (либо в 23-22 г., либо в 9-8 г. до Р.Х.). Именно эту последнюю упоминает Лука. О том, что Квириний был правителем Сирии в 7 г. до Р.Х, говорится в надписи, обнаруженной в Антиохии. Занимал он этот пост дважды - вначале в 7 г. до Р.Х., а затем в 6 г. по Р.Х. (эту дату упоминает Иосиф Флавий). В папирусе из Египта есть инструкция по проведению переписей: "В связи с предстоящей переписью населения необходимо, чтобы все, кто по той или иной причине живёт вне собственного дома, были готовы немедленно вернуться под власть своих правительств, чтобы всей семьёй зарегистрироваться для переписи и сохранить за собой возделываемые земли, принадлежащие им". Археологи вначале сомневались в местоположении Иконии, которая по Луке не была расположена в Ликаонии (Деян. 14:6), как считал Цицерон. Однако в 1910 году У. Рамсэй обнаружил памятник, из которого явствовало, что Икония была фригийским городом. Эта находка была подтверждена дальнейшими открытиями. Среди других исторических ссылок в книгах Луки - упоминание Лисания, который был четвертовластником в Авилении в начале служения Иоанна Крестителя в 27 г. по Р.Х. (Лук-. 3:1). Единственный Лисаний, известный историкам, был убит в 36 г. до Р.Х. Однако в надписи, обнаруженной близ Дамаска, говорится о "вольноотпущеннике Лисания четвертовластника". Эта надпись относится к периоду 14 и 29 годом.

[219] Лука пишет о мятеже в Ефесе и о народном собрании "на зрелище", т.е. в открытом театре (Деян. 19:23-40). Факты соответствуют его рассказу. В одной из найденных надписей говорится о серебряных статуях Артемиды (Дианы), которые должны быть установлены "в театре во время всеобщего народного собрания". Раскопки обнаружили, что в Ефесе действительно имелся открытый театр на 25 тысяч мест. Лука пишет также о мятеже, вспыхнувшем в Иерусалиме, когда Павел якобы ввёл не-иудея в синагогу (Деян. 21:28). В обнаруженных надписях на латинском и греческом языках говорится, что "ни один иностранец не должен заходить за барьер, ограждающий синагогу и окружающую её землю. Кто же будет пойман за этим, сам навлечёт на себя свою смерть". Лука вновь оказывается прав.

[220] Это мнение Э.М.Блэйклока, профессора классической филологии в Оклендском университете. Луку обвиняли в неточном употреблении многих слов: он не должен был называть правителей Филипп "преторами", ибо этот город управляется двумя "дуумвирами". Но археологические открытия показали, что управители римских колоний носили именно титул "преторов". Выбор слова "проконсул" для Галлиона (Деян. 18:12) подтверждается найденной в Дельфах надписью, где упоминается "Люций Юний Галлион, мой друг и проконсул Ахайи..." Правителя Мальты Публия апостол Лука называет "начальником острова", буквально по-гречески- "первым мужем острова". Точно так он именуется и в некоторых обнаруженных при раскопках надписях. Слово "политарх" (в русском переводе "городской начальник"), которым называет Лука представителей городских властей в Фессалониках, не встречаться в классической литературе. Это словоупотребление также считали ошибкой Луки, покуда не были обнаружены многочисленные надписи (на сегодняшний день 19), где упоминается этот титул. В 5 из них речь идёт именно о Фессалониках. В 1945 году близ Иерусалима было обнаружено два оссуария (хранилища для костей), с надписями, которые их открыватель Э.Л.Сукеник назвал "первыми упоминаниями о христианстве". Оссуарии были обнаружены в гробнице, использованной до 50 г. по Р.Х. Помимо этих греческих надписей, "иесоус иоу" и "иесоус алоф", на них было начертано четыре креста. По-видимому, первая надпись - это молитва Христу о помощи, а вторая - о воскресении человека, чьи кости покоились в оссуарии. Гаввафа. Так по-еврейски назывался суд, где Пилат судил Христа (Иоан. 19:13). По-русски это слово означает "мощёное место", ("Каменный помост"). В течение веков не удавалось обнаружить документов, где упоминался бы этот суд. Уильям Ф.Олбрайт в книге "Археология Палестины" показал, что речь идёт о суде в башне Антонии, где размещалось римское военное командование в Иерусалиме. Эта башня, погребенная во время перестройки города при Адриане, была обнаружена лишь сравнительно недавно. Водоём в Вифезде - ещё одно место, упоминающееся лишь в Новом Завете - также было в конце концов обнаружено. "С достаточной уверенностью можно говорить, что этот водоём был расположен в северо-восточной части Старого Города (называвшейся Безета, или "Новая Лужайка") в первом веке по Р.Х. Остатки его были обнаружены близ церкви Св. Анны при раскопках в 1888 г."

[221] Вопреки сенату получил неограниченную власть, претендуя быть «Господином и богом». «На лице высокомерие, в глазах – внезапный гнев» (Плиний Младший). Виновник второго гонения христиан. Евсевий заимствует у еврея Егезиппа рассказ, что Домициан, встревоженный возрастающим могуществом имени Христа, повелел истребить всех потомков дома Давида.

[222] По свидетельству Светония, Калигула был свиреп и порочен, в юности он «с жадным любопытством присутствовал при пытках и казнях. Всеми ненавидимый, Калигула окончил жизнь под кинжалами заговорщиков. По «закону об осужении памяти» все его портреты должны были быть уничножены. Те, что сохранились, это «производящие неприятное впечатление памятники больному человеку, бывшему римским императором» (Г.Хафнер).

[223] Так же попавший под закон об осуждении памяти.

[224] "В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти па кресте. И те, кто стал Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него спое имя, живо и до сего дня (Древности 18.ЗЗ)"

[225] «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах» «Можно, правда, найти города без стен, без литературы, без царей, без домов, без сокровищ, без денег, без театров, но никто никогда не видел города без святилища и божества, и этого никто никогда не увидит».

[226] “Рок дает царства рабам, доставляет пленным триумфы,

Впрочем, счастливец такой реже белой вороны (7 сатира)

[227] «Мир сей, получив бытие от Истинной Красоты, в устройстве своих частей отражает следы духовной красоты». «Народы добровольно отпали от прямого пути, ведущего к Богу, по самолюбию, гордости и безрассудному почитанию вещей, в которых они думали находить Божество». – Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии. – СПб., 1995. (На основании сходства трактатов, подписанных именем Дионисия, с сочинениями Прокла принято считать их автором человека, жившего во второй половине 5 века. С духовной точки зрения, по мнению о. Павла Флоренского, нельзя исключить возможность приятия автором Ареопагитик смысла не книжным путем, а через откровение)

[228] «Познай самого себя, познаешь и ближнего своего»

[229] Ученик ап. Иоанна, соч. дошли в цитатах и пересказе

[230] «Кому Церковь не мать, тому Бог не Отец».

[231] Ученик Иустина Философа. После смерти учителя возглавил гностическую секту энкратитов («воздержников»). Апология «Слово к эллинам», автор первой еванг.гармонии (Диатессарон), широко распространенной в древней Церкви.

[232] Ученик св. Поликарпа Смирнского, с 178 епископ Лугдуна (ныне Лион во Франции). Лучшее сочинение — «Обличение и опровержение лжеименного знания». Принял мученическую смерть в гонение императора Септимия Севера. «Если бы некоторые по природе были добры, а другие злы, то ни добрые бы не заслуживали похвалы, ибо они таковыми устроены, ни те не были бы достойны порицания, ибо они так созданы. Но поскольку все одной и той же природы и могут и соблюдать, и делать доброе, а с другой стороны — могут опускать и не делать его, то, справедливо, у людей, пользующихся благими законами, тем более у Бога, одни восхваляются и получают достойное одобрение и пребывание в нем, а другие порицаются и подвергаются достойному осуждению за отвержение доброго и благого… Все это показывает, что человек имеет свободу и что Бог внушает совет, увещевая нас к покорности и отклоняя от неповиновения Ему, но не принуждая». Первый из христианских Отцов и Учителей Церкви ясно высказал мысль об обожении человека: Сын Божий становится Сыном Человеческим, чтобы сын человеческий стал сыном Божиим.

[233] «Благородный образ жизни, плод христианского воспитания, собою обуславливает красоту желаний и стремлений» (Педагог, с.101). Климент изучал античную философию в Афинах и Александрии. С 190 г. – наставник александрийского огласительного училища – в сане пресвитера; в 202 г. от гонений Септимия Севера удаляется в Каппадокию. В «Увещевание язычников», «Наставник» и «Строматы» (греч. — смесь, разное) соединяет понятия христианского вероучения с элементами неоплатонической и стоической философии: учение о Логосе – творческой энергии Бога, источнике откровений в Ветхом Завете и в эллинистической философии, который отожествлялся с Христом. Вера – источник и достаточное условие спасения и в то же время – фундамент познания Бога как бесконечного процесса уподобления Ему = единство веры и знания.

[234] Климент сопоставляет еврейскую музыку с дорическим напевом, кот. лег в основу нашего 1 гласа (Скабалланович,с.7). Пение диатоническое. Сопрано («по девичьи») – радость, низкие – скорбь. Псалмы восхождения – от низких к громким верхним

[235] Это – предисловие к Евангелиям (2 пол. IIв.). против Маркиона, отсекавшего ВЗавет от Нового, ставившего под сомнение апостольский авторитет Евангелий, кроме Лк.

[236] Философы в отличие от богословов «проводят жизнь в поисках убедительного, а не достоверного». «Поиск самого Бога отличается от исследований «о Боге». «Разумное …восприятие базируется на вере». «Обладающий здоровыми глазами видит свет. Аналогично, имеющий веру естественным путем достигает знания».

[237] «Свидетельство Иисусово есть дух пророчества» (Откр. 19:10)

[238] Утоплен в Херсонесе (Севастополь). Св. братья Кирилл и Мефодий в Херсонесе же обрели его мощи, у мощей совершили перевод священных текстов на славянский язык, с мощами отправились в Рим испрашивать благословения на евангельскую проповедь среди славян. Таким образом, благодатная сила от мощей второго римского епископа исходной единой православной Церкви послужила закваской для великой русской культуры. В Херсонасе же, на этом же крохотном отрезке благословенной земли Таврической (Крымом назвали Тавриду большевики) принял крещение, а затем и венчался равноапостольный князь Владимир. Позже Таврида в результате русско-турецкой войны войдет в состав Российской державы.

[239] Осужденный на съедение зверям, следовал из Сирии в Рим. В пути написал 7 посланий. Упоминает Евангелие от Иоанна. «В общем собрании да будет у вас одна молитва, одно прошение, один ум, одна надежда» (Еф.10). «Составьте любовию хор и воспойте хвалебную песнь Отцу во Христе Иисусе» (Рим.2).

[240] «составляйте вы из себя все до единого хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа (Еф.4)

[241] Перед казнью свидетельствовал: "Есть только один врач, телесный и духовный, рожденный и нерожденный, Бог во плоти <...> Господь наш Иисус Христос".

[242] «В день же солнца мы все вообще делаем собрание, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивши мрак и вещество, сотворил мир, И Иисус Христос, Спаситель наш, в тот же день воскрес из мертвых»

[243] «…самое покаяние, ты думаешь, не есть великий разум?» «Где обитает Господь, там много разума; поэтому прилепись к Господу, и все поймешь и уразумеешь»

[244] «Три книги к Автолику. О вере христианской»: «мир, если бы не имел закона Божия и пророков, из которых истекают сладость, милосердие, правда и учение святых заповедей Божиих, давно погиб бы вследствие злобы и умножающихся в нем грехов». «Прекрасно было само по себе дерево познания, прекрасен был и его плод. Ибо не оно, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди».Бог сотворил человека «ни смертным, ни бессмертным, но способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом… ибо Бог создал человека свободным и самовластным».

[245] «ничто так не ободряет, как явленное в нравах живущих рядом людей воплощение доблестей, особенно когда они случатся вместе. Вот почему стоит держать их под рукой».

«Приучись, что бы кто ни делал, по возможности спрашивать себя: куда ж он метит? А начинай с себя, и прежде всех себя изучай. Помни: приводящее в движение -- это то, спрятанное внутри; это там убедительное слово, там жизнь, там, скажем прямо, человек. Никогда не мысли заодно с ним облекающий его сосуд и эти прилепленные к нему орудия -- они вполне похожи на

тесала; то и отличие, что приросли. Потому что вне причины, управляющей их движением или покоем, эти доли много ли ценнее, чем игла ткачихи, тростинка писца или кнут возницы?

[246] Из «Апологии»: (астрологи)… «показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо, судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки — порождения той же судьбы… Вот каковы демоны. Они-то и изобрели судьбу… Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного». «Прекрасно устроен мир, но худо живут в нем». «Что вы разделяете время, называя одно прошедшим, другое настоящим, а иное будущим? Каким образом будущее может настать, когда существует настоящее? Но как плаватели на море, когда корабль несется по водам, по неопытности думают, что горы бегут (а не корабль их), так и вы не замечаете, что вы сами проходите, а век стоит, пока угодно Сотворившему его»

[247] «Если мир есть орган благозвучный и стройный: то я поклоняюсь не органу, а тому, кто настроил его и извлекает звуки и производит согласную песнь. И на состязаниях распорядители игр не увенчивают цитр, минуя художников, играющих на них. Если мир, как говорит Платон, есть художественное произведение Божие: то удивляясь его красоте, я возношусь к его Художнику… Или пусть кто признает части мира силами Божиими. Мы будем воздавать служение не этим силам, а их Творцу и Владыке».

[248] «Тот, кто быстро пишет, не научится писать хорошо; но тот, кто пишет хорошо, научится писать быстро»

[249] Толкования – начало христианской аллегорической экзегезы.

[250] «Душа по природе христианка». «Все прежнее изменено…Новая благодать Божия все плотское переменила на духовное, отерши, так сказать, Евангелием своим всю древность как бы губкою». «Все, что не происходит от Бога, не может не быть безнравственно». «Люди не родятся христианами: они становятся ими». «То, чему она (душа) от Христа научилась, не к тому клонилось, чтобы она знала свой вид или форму, но — свое спасение». «Человек зол, потому что не хочет принять на себя труда быть добрым». «Из любви к временным вещам человек унижает душу свою, сотворенную единственно для благ небесных». «Человек предшествует философу и поэту». «Презирать Бога, когда мы удостоились получить от Него истинное познание добра и зла — значит издеваться над собственным разумом, то есть над даром Божиим. Отвергать дар — то же, что оскорблять даятеля». «Не безрассудно ли и справедливо ли мечтать, что все наши проступки могут быть прощаемы без покаяния? Ты не хочешь заплатить цены, и простираешь руку, чтобы получить товар. Покаяние есть цена прощения: оно составляет существенное условие ненаказанности».

«Посмотрите на народ, поспешающий вне себя к тому месту, где происходить будет зрелище, посмотрите не него, в каком находится он смятении, волнении, одурении, выжидая нетерпеливо, кто останется победителем… Но какой пользы зрители могут ожидать для себя, когда вне себя находятся?» «Похоть становится тем ненасытнее, чем обширнее бывает обладание вещами»

«Все народы — один человек»

[251] Царь Тиридат мучил Григория, велел облить его оловом и бросить в ров с ядовитыми гадами. Господь хранил его, а Тиридат сошел с ума. Когда Григория извлекли из рва, он исцелил, а затем и крестил царя, сам же стал первым епископом Армении.

[252] «Ученик Сократа Ксенофонт говорил, что образ бытия истинного Бога для нас недоступен и что посему не должно стараться его познать. Аристон Хиосский учил, что Бог непостижим. Оба они чувствовали величие Божие в самом отчаянии понять Его… И большая часть из вас знают, что сами демоны признаются в этом всякий раз, когда мы изгоняем их из тел заклинательными словами и жаром наших молитв. Сатурн, Серапис и Юпитер и прочие обожаемые вами демоны, удручаемые скорбью, высказывают, что такое они, даже в присутствии некоторых из вас, и не осмеливаются солгать для прикрытия своего бесславия… заклинаемые именем единого истинного Бога…». «Не удивляйся, что не видишь Бога… Как можешь видеть Самого Творца солнца, источник света, когда ты отворачиваешься от блеска солнца, прячешься от его огненных лучей. Ты хочешь плотскими глазами видеть Бога, когда не можешь собственную душу, через которую живешь и говоришь, ни видеть, ни осязать!» «Что бы ни делала судьба, у человека душа свободна и в нем судится его действие, а не внешнее положение». Бог «наказывает не по такому или иному рождению, а по свойству нравственных расположений»… «силы душевные и телесные расслабляются, если не упражняются в подвиге».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: