Послесловие к истории человечества 4 страница

[162] В 4 эклоге ярко выражено ожидание прихода Спасителя, охватившее весь мир, стихотворение дышит чувством близости свершения древних пророчеств.

«Снова пришла череда величия полных столетий:

Дева спускается в мир, близится царство Сатурна;

Время с высоких небес новым придти поколеньям.

Ты же рожденью младенца, что с веком железным покончит,

И возвестит всему миру века приход золотого,

Радуйся ныне, Луцина

(…)

Пусть при тебе преступления наши бесследно исчезнут,

Землю навеки избавив от бесконечного страха.

Жизнь получив от бессмертных, он удостоится видеть

Сонмы богов и героев, взорами сам их отмечен.

Будет он править над миром, отчей рукой усмиренным.

Ты же, дитя, от невинной природы прими подношенья:

(…)

"Пусть век скорей тот наступит", так Парки велят веретенам,

Хором вещая о том, что божественной воле угодно.

О величайший, приблизилось время, когда посетишь нас,

Отпрыск бесценный богов, Юпитера славный потомок!

Видишь, склоняется мир своим куполом перед тобою

С твердью земной, и с пространством морей, и с глубинами неба.

Видишь, исполнено радостью все в наступающем веке!

О, мне бы только продлить своей жизни последние годы,

Лишь бы дыханья достало деянья твои возвеличить!

(…)

Так начинай же малыш, узнавать свою мать, улыбаясь,

Десять месяцев долгих ее ожиданьем томили.

Так начинай же, малыш…»

(Римское имя верховного бога «Юпитер» этимологически значит: «Сияющий Отец»)

[163] Требовательный поэт перед смертью хотел уничтожить произведение, но друзья сохранили плод 11-летнего творчества, небывалую для античности поэму о будущем.

"Пусть другие тоньше выкуют дышащую бронзу, живыми выведут облики из мрамора, лучше будут говорить речи, тростью расчертят движенье небес и предскажут восходы светил, - ты же, римлянин, помни державно править народами, и будут искусства твои: налагать обычаи мира, щадить покоренных, а заносчивых смирять оружием".

По воззрениям христиан, Римское царство невидимо существует столько времени, сколько стоит мир, но в видимом мире его центры перемещаются. См. 1453

Христианская Римская империя, принявшая на себя ответственность за судьбы мира

[164] Отпрыск богов дорогой, Юпитера высшего племя!

Мир обозри, что плывет под громадою выгнутой свода,

Земли, просторы морей обозри и высокое небо.

Все обозри, что вокруг веселится грядущему веку,

Лишь бы последнюю часть не утратил я длительной жизни,

Лишь бы твои прославить дела мне достало дыханья

[165] От Рождества Христова человечество ведет счет лет. В чем величие этого события? Непостижимо странно и печально было бы, если бы Бог, Вечный и Всеведающий, создавший человека, дабы поделиться с ним Своей бесконечной любовью, оставался навсегда там, в абсолютной неприступности, а люди – навсегда здесь, темные, тленные и неполные без Бога, – словно прыщи на коже земли, через 70 лет лопающиеся и растекающиеся гноем! Но «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился»! – писали святые отцы. Человеку открылись врата в вечную любовь. Только невозможно ведь впихнуть человека в Царствие Божие насильно: не может быть поругана вложенная в человека богоподобная свобода – свобода любить Бога, либо замыкаться в ожесточенно-гордом самоутверждении. Кто отвергает любовь Божию – будь то человек, народ, или человечество, – не может удержать на высоте образ Божий, вложенный в существо человеческое. Образ грязнится, на нем пишутся хульные слова; противящийся Богу человек и человечество скатываются в осатанение и вместе с сатаной наследуют ад, который и есть бытие в ужасе безбожия. А жаждущие чистоты, любви и истины Божией наследуют Царство Божие, получая уже в земной жизни его верный залог и удостоверения.

[166] «С того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седьмина, а в половине седьмины прекратится жертва и приношение" (Дан.9.25-27)

Расчет из кн. Юрия Каныгина, ученого секретаря Новосибирского отделения АН СССР "Путь ариев": «повеление, с которого началось реальное восстановление Иерусалима, дано было царем Артаксерксом в 457 году до н.э. С этого времени до появления Христа Владыки согласно предсказанию должно пройти "семь седьмин и шестьдесят две седьмины, то есть 483 дня или столько же лет (в Библии пророческий день означает год). 483-457= 26, то есть событие относится к 26 г. н. э., а точнее к 27 г., так как известно, что приказ о восстановлении Иерусалима дан был осенью 457 года. Поэтому 483-й год от осени 257-го года до н. э. - это 27-й год нашей эры. Именно в этот год и был крещен Иисус Христос, и затем явился…как обещанный мессия. И сам Христос сказал в этом году: "Исполнилось время" (Мф. 1:15)". Далее в пророчестве сказано что, "предан будет смерти Христос" "в половине седьмины", то есть в середине последней из семидесяти седьмин, определенных для народа иудейского. Так и произошло. Он умер на Голгофе весной 31 года, через три с половиной года после крещения, состоявшегося в 27 году… вскоре, в 70 году н.э., был вновь до основания разрушен Иерусалим, как и предсказано в пророчестве Даниила».

[167] Был наставником и советником Нерона, удерживал его от жестокостей. По наущениям врагов примешан к заговору Пизона против Нерона, кончил жизнь самоубийством. «Не было еще гения без некоторой доли безумия». «Равенство прав не в том, что все ими пользуются, а в том, что они всем предоставлены». «Трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». «Глупо строить планы на всю жизнь, не будучи господином даже завтрашнего дня».

Щадя преступников, вредят честным людям.

[168] Погиб при извержении Везувия, разрушившего Геркуланум и Помпеи. "Естественная история" в 37 томах (ок. 20 000 фактов по широкому кругу вопросов от математики до искусствоведения, ссылки на работы ок. 400 авторов). «Ничего нет более жалкого и более великолепного, чем человек». «Нет худа без добра». «Истинная слава состоит в том, чтобы делать то, что достойно быть описанным, и писать то, что достойно быть прочитанным»

[169] Римский оратор, теоретик ораторского искусства (трактат "Об образовании оратора" в 12 книгах). «Уничтожь деньги и уничтожишь войны».

[170] В Дельфах был жрецом Аполлона Пифийского. Был в Египте, Италии. "Сравнительные жизнеописания" содержат 50 биографий. "Моралии". «Можно, правда, найти города без стен, без литературы, без царей, без домов, без сокровищ, без денег, без театров, но никто никогда не видел города без святилища и божества, и этого никто никогда не увидит». «Я не нуждаюсь в друге, который повторяет каждый мой жест: это проделывает гораздо лучше моя тень». «Хотя мальчишки побивают лягушек камнями ради забавы, но лягушки умирают по-настоящему». «Медицина заставляет нас умирать продолжительнее и мучительнее».

[171] «Чем ближе государство к падению, тем многочисленнее его законы».

[172] Прохаживаясь в цветущем саду с учителем, спросил его: "Учитель, — сказал он, — покажи мне Бога... живого Бога!" – "Траян, прошу тебя только об одном. Посмотри несколько секунд на солнце в лазурном небе". Был солнечный, чудный день. "Как я могу смотреть на солнце без темного стекла? Яркий свет ослепляет меня", — ответил молодой император. "Как же ты можешь взглянуть на Бога, сотворившего солнце?" — благоговейно сказал учитель.

[173] Ввел налог на уборные. В ответ на упреки предложил понюхать полученные деньги и спросил: пахнут ли они. На отрицательный ответ сказал: «И все-таки они из мочи». Отсюда выражение «деньги не пахнут».

[174] «К музыке дожно прибегать для украшения и образования нравов. Должна быть отвергнута музыка чрезмерная, надламливающая душу, вдающаяся в разнообразие, то плачущая, то неуержимая и страстная, то неистовая и безумная» (Строматы, VI, 11). «Мелодии мы должны выбирать проникнутые бесстрастностью и целомудрием; мелодии же, разнеживающие и расслабляющие душу, не могут гармонировать с нашим мужественным и великодушным образом мыслей и расположений… Нужно предоставить хроматические гармонии беззастенчивым попойкам и музыке гетер с букетами» (Педагог, II,4)

[175] У талмудистов была пословица: «Бог создал семь озер в земле Ханаанской, но только одно — озеро Галилейское — Он избрал Для Себя Самого». В этих дивных местах проходило служение Господа. Здесь, в Кане Галилейской Господь сотворил свое первое чудо (претворение воды в вино)

[176] «И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас…» (Мф. 5:2-12).

[177] Отрывок из Истории: «Лакедемоняне угрожали Аттике тяжелой войной, и Пифийский бог дал совет: «Одолеет та из сторон, вождь которой будет убит врагом». Кодр, сняв царское одеяние и приняв облик пастуха, проник в лагерь врага, с преднамеренной неосторожностью затеяв ссору, и был убит. Себе Кодр снискал смертью вечную славу, а афинянам добыл победу. Кто не удивится человеку, который теми же уловками добился смерти, какими малодушные обычно добиваются жизни?»

[178] Евангелие распространиться по всей земле (Мк. 10, Деян. 1:8). Врата ада не одолеют Церковь, она будет существовать до скончания века (Мк. 16:18, 28:20).

[179] Пророку видится удивительный способ явления Мессии: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий,

сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9). Именно так свято, чисто, невинно, без колесниц, царских одежд и трубных гласов, является Господь в непостижимом нравственном величии, самим Своим видом свидетельствуя о том, в чем состоит открывающееся Царство Божие. Не случаен и выбранный день открытого явления Господа как Мессии: в этот день в каждом семействе избирался агнец для Пасхи. Господь показывает нам, что вступает в город как как жертва, уготовляемая на заклание, ибо знает: избранный народ распнет своего долгожданного Мессию, отвергнет предназначенный для него блаженный жребий провозвестника Царствия. При виде открывшегося города Господь «заплакал о нем и сказал: о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего. (Лк. 19:41-43) Народ меж тем, не зная своей немощи, радостно приветствовал Господа, крича «Осанна». «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу, ради врагов Твоих, дабы сделать безмолвным врага и мстителя» (Пс. 8:3).

[180] Господь, сказав: «Се, оставляется вам дом ваш пуст», больше не приходил в храм. Если ж Бог навсегда покинул Храм, что толку в камнях? Решительность Божественного приговора оправдалась делом в 70 году (см.). Попытки восстановить храм пресекались волей Божией. В конце времен на краткий срок будет попущено восстановление храма, в котором воссядет сын погибели, антихрист.

[181]

[182] Страшные землетрясения, разрушившие города в Вифинии и Кампании в 37,55, 61 и 66 годах описаны у Светония (жизн. Нерона, § 48) Тацита (летоп. XII,58, XIV,27, XV, 22) и др.

[183]

[184] Самым практически важным пророчеством было то, что второе пришествие оно не случится вслед за разрушением Храма. От этих неправильных ожиданий, которые могли бы повлечь за собой неправильные действия, Господь заранее оградил христиан. Более того, притча о десяти девах, задремавших от слишком долгого ожидания Жениха, дает уразуметь, что история развития христианской жизни на земле будет достаточно долгой. Приход жениха случится в полночь. В эту полночь мировой истории многие забудут о цели истории и явление Жениха будет внезапным.

[185] «Вообще образ суда над Иисусом Христом со всею точностью выражает, как премудро Промысл управляет деяниями человеческими; как он, не нарушая свободы человеческой, приводить в исполнение свои судьбы посредством тех самых лиц, кои противятся сему исполнению. По-видимому, все происходило случайно; каждый действовал по своей воле, даже по страстям, самым противоположным: сребролюбивый Иуда получает сребренники, честолюбивый Синедрион отмщает за оскорбленную гордость, прихотливый Ирод хочет видеть чудо, человекоугодливый Пилат страшится Кесаря, грубые воины предаются насмешкам: между тем запечатлеваются видения и пророки, приводится правда вечная, истребляется помазание, град и святилище Иудейское предобручаются разрушению (Дан.9:24-26) — св. Иннокентий Херсонский. Последние дни земной жизни Господа нашего, Иисуса Христа)

«Нет! не человеки здесь ругаются Божию величеству, Божий Промысл посмевается буйству человеческому, без нарушения свободы, заставляя его служить высочайшей своей премуд­рости. Не лукавые рабы прехитряют Господа; всеблагий Отец не щадит Сына, дабы не погубить рабов лукавых. Не вражда земная уязвляет любовь небесную; небесная любовь скрывается во вражду земную, дабы смертию любви убить вражду, и распространить свет и жизнь любви сквозь тьму и сень смертную. Бог возлюби мир, и Сына Своего Единородного дал есть, да всяк, веруяй ее онь, не погибнет, но имать животвечный!» (Поуч. слова Преосвященного Филарета, 1821, с.100)

[186] «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. (Ин. 6:51)

[187] Предательство от друга: человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту (Пс 40:10); названа цена предательства: и скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою <...> и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников (Зах 11:12); оставление учениками: порази пастыря, и рассеются овцы! (Зах 13:7); ложные обвинения: восстали на меня свидетели лживые и дышат злобою (Пс 26:12), отверзлись на меня уста нечестивые и уста коварные; говорят со мною языком лживым (Пс 108:2); молчание перед обвинителями: а я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих (Пс 37:14); насмешки и издевательства: все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: "Он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему" (Пс 21:8-9); бичевание, избиение и оплевание: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поругания и опле-вания (Ис 50:6) и у Михея ~ тростью будут бить по ланите судью Израилева (Мих 5:1); мельчайшие детали самого распятия: псы окружили меня, скопище злых обступлю меня, пронзили руки мои и ноги мои (Пс 21:17), и дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Пс 68:22), делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий (Пс 21:19), можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище (Пс 21:18), за любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь (Пс 108:4): "Боже мой! Боже мой! для чего Ты оставил меня?" (Пс 21:2); смерть со злодеямипредал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен (Ис 53:12), свидетельства неба — солнечным затмением — и будет в тот день, говорит Господь Бог: произведу закат солнца в полдень' и омрачу землю среди светлого дня (Ам 8:9), солнце и луна померкнут и звезды потеряют блеск свой (Иоил 3:15), лишь в вечернее время явится свет (Зах 14:7); пронзение сердца и скорбь учеников: и сердце мое уязвлено во мне (Пс 108:22), воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце (Зах 12:10); погребение у богатого —- Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого (Ис 53:9).

[188] Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что Он "был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина)";

  • Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса позором христианства. настаивает, обращаясь к христианам: "вы, конечно, нс должны говорить того, что Он только нечестивым людям казался переносящим все эти страдания, на самом деле Он и нс страдал; нет вы уж прямо сознайтесь, что Он страдал", и в другом месте он говорит "о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке";
  • Марк Корнелий Фронтон (140 г.): "Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста";
  • Вавилонский Талмуд, Санхедрин (II в.): "Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета", и в другом месте: "Валаам Хромой (то есть Иисус) был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (то есть Понтий Пилат) убил его... Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника"';
  • Книги Сивилл. В пятой песне говорится:

Муж на землю с небес сойдет. Кому равных не будет,
Руки раскинет Свои на древе, обильном плодами.
Лучший среди Иудеев, Он солнца бег остановит
Речью прекрасной, что с губ Его безупречных польется

· рабби Акиба бен Иосиф (125 г.) также писал о Христе, относя Его смерть к кануну Пасхи;

· Публий Корнелий Тацит (115 г.): "виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом (Анналы, 15 кн.; 4 гл.)";

· рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате;

· Иосиф Флавий (93 г.): "В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти па кресте. И те, кто стал Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него спое имя, живо и до сего дня (Древности 18.ЗЗ)";

· сириец Мара Бар Серапион (73 г.) в своем "Письме к сыну" пишет: "что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Ибо по правде отметило Божество <...> иудеи, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Не навеки погиб мудрый Царь — Он продолжает жить в Своем учении".

[189] Историк Флегопа (I в.) пишет в "Хрониках": "во время правления императора Тиверия солнечное затмение совпало с полнолунием"', а также упоминает о тогдашнем же землетрясении. Как известно, Христос был распят при Тиверии во время пасхального полнолуния, и во время распятия померкло солнце (Лк 23:45), земля потряслась (Мф 27:51), и в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (Мк 15:33). Языческий историк Флегонт, чьи слова приводятся Евсевием, Оригеном и Юлием Африканским, свидетельствует о том же шестом часе (3 часа пополудни по нашему), когда случилось помрачение солнца. Тертуллиан в доказательство Божественности христианской религии ссылался пред лицем Сената и народа Римского на публичные архивы, где хранились описания подобных явлений.

[190] Бог не оставил людей без поучения. В ужасе от содеянного удавился Иуда. Каиафа низложен. Ирод умер в позоре. Пилат лишился прокураторства; гонимый несчастиями, погиб от самоубийства. Дом Анны поколение спустя разрушен чернью, которая с бичеваниями волокла его сына по улицам до самого места убийства. «Нет у нас царя кроме кесаря», — вопил народ. Так и стало, кесарь же потопил народ в крови. Принудили римлян распять Христа, заверяя, что «Кровь Его на нас и на детях наших». И тысячами были распинаемы на тех же римских крестах, так что не хватало даже на них и леса. В тридцать сребреников оценили Бога иудеи («Высокая цена, в какую оценили Меня», — с иронией говорит Бог через пророка — Зах.11:13). Ныне евреев продавали за бесценок в рабство в таком множестве, что никто не хотел покупать. Вместе с тем кровь Христа пролита за жизнь всего мира. Просматриваемые ныне контуры мирового водительства, замешанного, как и тогда, на алчности, спеси, фарисейства, властолюбии, откроют и уже открывают многим глаза на Того, Кого распяли. И ради Христа не примут они того, кто придет «во имя свое» (Ин. 5:43) О них, запечатленных печатью Божией, говорится в Откровении: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых». И соединятся они с «великим множеством людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков» (Откр. 7:4,9).

[191] «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис 53:4-5).

[192] Честь и право первоначального свидетельства об истине Воскресения Господь предоставил Своим последователям. А позже история сразила даже и врагов веры новыми открытиями. Пораженный каппадокийскими открытиями, Фр. Энгельс в конце жизни писал: «Новые документы, покоряющие скептиков своей убедительностью, говорят в пользу наибольшего из чудес в истории – о возвращении к жизни Того, Кто был лишен ее на Голгофе». Далее последовалоо множество новых открытий, числом 230. Например, свидетельства известнейшего сирийского врача, лекаря Пилата, его официального биографа грека Гермидия, казначея Синедриона Миферканта, выдавшего 30 сребренников Иуде.

[193] Оно открыло неземное величие лика Спасителя и в мельчайших подробностях совпадает с тем, о чем рассказывают Евангелия. Плащаница (гробные пелены) ста­ла святыней для учеников Христа. Долгое время хранилась в Константинополе, после крестовых походов вывезена на Запад, шесть веков пребывает в Турине (Италия). Плащаница породила науку синдологию (от гречес­кого «синдон» — плащаница). На ней нет следов крася­щих веществ. Изо­бражение, подобное изображению на фотонегативе, могло появиться при воздействии потока света внутри Плащаницы, более сильного, чем при ядер­ном взрыве в Хиросиме, но притом не повредившего ткань. На ней сохранилась пыльца растений, произрастающих только в Палестине; ткань изготовлена утраченным способом, применявшимся тогда на Ближнем Востоке. Плащаница побывала в пожарах, оставивших на ней следы.

Раны на теле не могут принадлежать никакому другому человеку (следы от тернового венца, пробитое копьем межреберье). Ис­следования говорят о жестокости истязаний. Бичевали двое, бичи имели метал­лические окончания, раздиравшие спину, грудь, ноги. Шипы тернового венца прокололи сосуды на голове, кровь обильно струилась по волосам и лицу. Обессиливший Спасителя падал под тяжестью креста и разбил колени.

Плащаница свидетельствует и о воскресении Христа.В момент исхождения Тела в свете оно находилось в состоянии невесомости (сосуды не прижаты давлением тела)!

В 1997 г. точная копия Туринской Плаща­ницы передана в Московский центр по изучению Плащаницы. Святейший Патриарх Мос­ковский и всея Руси Алексий в московском Сре­тенском монастыре освятил изображение Плащаницы как Нерукотворный образ Спасителя.

[194] В первые минуты огнем можно умываться, он не обжигает лицо, не подпаляет волосы.

[195] Историк Флегопа (I в.) пишет в своих "Хрониках": "во время правления императора Тиверия солнечное затмение совпало с полнолунием"', упоминает о тогдашнем же землетрясении. Как известно, Христос был распят при Тиверии во время пасхального полнолуния, и во время распятия померкло солнце (Лк 23:45), земля потряслась (Мф 27:51), и в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (Мк 15:33). Луна во время полнолуния находится в противоположном от Солнца участке своей орбиты, и потому не могла служить причиной помрачения солнца, которое временно померкло «само», как померкнет и в конце времен. Очень вероятно и то, что найденный в Назарете документ I в., в котором император — либо Клавдий, либо Тиверий — выражает недовольство дошедшими до него слухами о похищении тел из могил и даже грозит за это смертной казнью, является отголоском послания в Рим доклада о распятии одного из заключенных, тело которого пропало потом из могилы. Особенно вероятным это становится, если вспомнить, что, согласно историку Светонию ("Жизнь Клавдия", 120 г.) и апостолу Луке (Деяк 18:2; 57-62 гг.), император Клавдий приказал изгнать из Рима всех иудеев, сильно возмущаемых спорами о Христе, и что, согласно Евангелию (Мф 28:12-15), иудеи распространяли слухи, будто тело казненного за то, что делал Себя равным кесарю (Ин 19:12), Его ученики выкрали из могилы.

[196] «При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).

[197] Воскресший Христос даровал всем верующим благодать Духа Святого. Вначале она сошла на учеников Господа, простых рыбаков и мытарей, дала им неземную мудрость, некнижным – дала возможность говорить на языках мира, из боязливых соделала бесстрашных. «Бог избрал немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира избрал Бог, чтобы посрамить сильное» (1 Кор. 1:27). А через апостолов, разошедшихся по миру, благодать Духа Святого пролилась на всех верующих. Открылся людям путь обожения. Радость обновленного бытия пронизала вселенную. “Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое (2 Кор. 5:17). “Христос Царь Небесный… возделав душу древом креста, насадил в ней прекраснейший духовный сад… Он пришел верующих в Него соделать новым умом, новою душою, новыми очами, новым слухом, новым языком духовным, одним словом – новыми людьми” “Когда душа взойдет к совершенству Духа… тогда делается она вся светом, вся оком, вся духом, вся радостью, вся упокоением, вся радованием, вся любовью, вся милосердием, вся благостью и добротою” (Святой Макарий Великий. Наставления о христианской жизни. – М., 1998, с. 36-37, 188). “Все прежнее изменено... Новая благодать Божия все плотское переменила на духовное, отерши так сказать Евангелием своим всю древность как бы губкою” (Тертуллиан.Творения, т.2, с. 30)

[198] Господь сравнивает Царство Небесное с малой закваской, которая сквашивает все тесто, с зерном горчичным, которое меньше всех семян, но когда всходит, то «становится больше всех злаков, и пускает большие ветви, так что под тенью его могут укрываться птицы небесные» (Мк. 4:32). Так христианство преобразило лик мира.

«Великие последствия дела Христова и истории человечества неоспоримы даже для невера. Оно изгнало жестокость, обуздало страсти, заклеймило позором самоубийство, наказало и подавило отвратительное детоубийство, постыдные пороки язычества заставило укрыться в сродный им мрак…Оно избавило гладиатора, освободило раба, защитило пленника, дало уход больному, приют сироте, возвысило женщину и ореолом священной невинности октужило нежные годы ребенка… Считавшееся пороком сострадание оно обратило в добродетель, Бедность оно возвело от проклятия на степень блаженства. Оно облагородило труд… Оно освятило брак… Оно развило идею о человечестве как общем братстве… Свидетельство истории о Христе есть свидетельство неотразимое… Такого свидетельства история и никому еще не давала, кроме Него… Но даже если и невер не может не видеть того, какое значение имеет для мира жизнь и смерть Иисуса Христа, то для верующего они имеют еще более глубокое значение: для него они — воскресение из мертвых В кресте Христовом он видит нечто такое, что превосходит его историческое значение. Он видит в нем как исполнение всех пророчеств, так и завершение всякой истории; он видит в нем объяснение тайны рождения и победу над тайной смерти» (Фаррар)

[199] Закваска святости воспитывает мир. Но свобода — богозданное основание души — не насилуется Богом. Меч Слова Божия отделяет боголюбивых от себялюбивых. Отсюда фундаментальная неоднородность истории: чрез каждую точку физического времени истории пробиваются два невидимых потока истории — пшеницы и плевел (Мф.13:25-30, 36-43); история домостроительства Божией благодати (Еф.3:2; Еф. 3:9, Кол. 1:25) — и история апостасии, отступления от Бога, тайны беззакония (2 Фес.2:3,7), ведущей к воцарению беззаконника. Тут же откроется истинная вершина истории — пришествие Господа во славе. Его признаки сбываются. Корень апостасии, отступления человечества от Бога (2Фес. 2:3) — потеря веры. «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лк. 18:8). Беззаконие нечестия убило главное: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» (Мф. 24:12). Озверение назвало себя «постхристианством». Это тоже возвещено заблаговременно. «Знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели» (2 Пет. 3:3). Апостасийный глобализм готовит мир к встрече антихриста. Придет ли он положить жизнь за людей во исполнении воли Божией, которая есть Любовь? Нет, он эгоистически «придет во имя свое, его примете» (Ин. 5:43).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: