Человеку необходимо знать, каким образом чрезмерный стресс может приводить к развитию определенных заболеваний.
1. Четвертый – состоит в том, чтобы заставить человека развить осознание того, как у него проявляется стрессовая реакция, какие характерные симптомы чрезмерного стресса имеются. При обучении человек должен научиться отличать эустресс от дистресса.
5. Пятый компонент – человек должен развить у себя способность самоанализа, для того чтобы идентифицировать характерные для него стрессоры. Важно помнить, что стрессоры у каждого человека носят присущий только ему характер. Если человек может идентифицировать свои источники стресса, то становится возможным предпринять конструктивные шаги с целью избегания стрессоров или, по крайне мере, для лучшей подготовки и столкновению с ними.
Наконец, шестой компонент состоит в том, что обучающий, воздерживаясь от всяких суждений оценочного характера, сообщает о той активной роли, которую сам человек играет в развитии и лечении чрезмерного стресса.
|
|
Очень важную роль в преодолении чрезмерного стресса играет психотерапия – лечение психологическими средствами (словом, внушением и т.д.).
Назовем лишь несколько распространенных методов психотерапии:
· групповой метод – для разрешения трудностей в общении, самопознании, приобретении автономной самооценки и т.д.;
· семейный метод – для гармонизации супружеских взаимоотношений, воспитания детей;
· аутотренинг – для волевого воздействия на вегетативные проявления; музыкотерапия и многое другое.
Характер питания может оказывать влияние на стрессовую реакцию, поэтому выработаны рекомендации по диетотерапии стрессовых состояний. Хорошо сбалансированное питание играет важную роль для сохранения как физического, так и психического здоровья человека.Это борьба с избыточным весом, сокращение потребления сахара, насыщенных жиров и холестерина, ограничение потребления соли. Следует не пропускать утреннего завтрака и питаться в течение дня равномерно.
Важную роль при лечении стрессовых состояний играет фармакологическое вмешательство, для эффективности которого очень важно значение имеют взаимоотношения пациента и врача.
Произвольная регуляция дыхания также используется в качестве мероприятия, направленного на снижение чрезмерного стресса. Сознательный контроль дыхания, т.е. регуляция дыхательных движений, является, по всей вероятности, самым древним из известных методов борьбы со стрессом.
В современной практике применяется дыхание по методике Бутейко и А.Н. Стрельниковой.
Клиническое применение поведенческих аутогенных релаксационных методик, также оказываюсь весьма полезным при лечении чрезмерного стресса и его проявлений.
|
|
Аутогенная тренировка является одним из методов релаксации. При аутогенной тренировке обеспечивается полное сохранение самоконтроля, упражняется воля человека; при этом не исключаются проявления инициативы и творческого подхода. Она позволяет не только предупредить вредные последствия стресса и возникновение некоторых заболеваний, но и повысить общую работоспособность, тренировать волю, внимание, память, овладеть своими эмоциями, выработать навыки самонаблюдения. Аутотренинг направлен на перестройку сознания человека. Лица, занимающиеся аутогенной тренировкой, приобретают способность быть спокойными, бодрыми, уравновешенными в течении всего дня, в нужное время засыпать, управлять своим настроением.
При лечении стрессовых состояний может быть использована также и медитация – концентрация внимания на объекте, предназначенном для сосредоточения.
Медитация (лат.– размышляю, обдумываю) – умственное действие, направленное на приведение психики человека в состоянии углубленной сосредоточенности. В психологическом аспекте медитация предполагает устранение эмоциональных «крайностей» и значительное снижение реактивности.
Телесное состояние медитирующего характеризуется при этом расслабленностью, а его умонастроение – приподнятостью и некоторой отрешенностью.